Методическая разработка занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ильясова Назгуль Нургалеевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по направлению "Познавательное развитие" "Путешествие в Зефирное королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия», дошкольные группы

Методическая разработка

непосредственно – образовательной

деятельности (занятия)

по направлению «Познавательное развитие»

с детьми старшей группы

 тема:  «Путешествие в Зефирное королевство»

Ильясова Назгуль Нургалеевна,

 воспитатель

Югорск, 2022

Пояснительная записка

              Методическая разработка непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Путешествие в Зефирное королевство»  построена  согласно принципу интеграции образовательных областей  и предназначена для проведения непосредственно - образовательной деятельности с детьми  подготовительной к школе группы.  Представленный методический материал   разработан на основе материалов III всероссийской научно-практической конференции с использованием развивающих технологий В.В. Воскобовича, построен в соответствии с задачами образовательной  программы дошкольного образования МБОУ «Гимназия», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Н. Вераксы,   Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учетом требований  ФГОС ДО.  

             В ходе непосредственно - образовательной деятельности решались задачи  образовательных  областей:

- «Познавательное развитие», разделы «Развитие познавательно-исследовательская деятельность»;  «Ознакомление с социальным миром»

- «Социально-коммуникативное развитие»: формирование первичных представлений о труде взрослых, знакомство с профессиями, формирование основ безопасности. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию.

            Представленный конспект разработан с использованием электронного образовательного ресурса: интерактивной доски SMART Board, мультимедийной презентации, выполненной в программе SMART Notebook и обеспечивает  преимущество в сравнении с традиционными формами проведения занятий.  Данная форма позволяет представить демонстрационный  материал как систему ярких опорных образов, так как задействованы все каналы восприятия детей старшего дошкольного возраста – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Дошкольников привлекает новизна проведения таких моментов в совместной образовательной деятельности, вызывает интерес и  мотивирует к учебной деятельности.

  Формулирование  заданий не только в устной форме, но и визуально на экране позволяет детям дошкольного возраста быстро и правильно понять суть поставленной перед ними задачи. Самое главное - у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры   Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

             Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей,  в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена  на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов:

  • Наглядно - демонстрационный (мультимедийная презентация)
  • Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение)
  • Практический (экспериментирование)
  • Игровой (использование развивающих технологий В.В. Воскобовича).

Применение  этих методов и приемов способствовало эффективности непосредственно - образовательной деятельности, развитию мыслительной деятельности детей.  Материал для непосредственно - образовательной деятельности  был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности

Задачи:

Образовательные: формировать у дошкольников исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы. Обогащать активный словарь детей. Определить наиболее эффективный способ получения лимонного сока.

Развивающие: развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Формировать интерес к профессии кондитера.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, организованность, коллективизм.

Техническое оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска SMART Board,   мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook.

Материалы для работы в центрах:  мольберт с ватманом (для составления схемы),  карточки – символы ингредиентов зефира, картинки одежды и инструментов кондитера, персонажи В.В. Воскобовича – Пчелка Жужа и гномики, специальная форма для проведения эксперимента (одноразовые фартук, шапочка и перчатки), свежие лимоны, ручная соковыжималка для цитрусовых, мерные стаканы, набухший желатин, коробка с зефиром, музыкальная колонка.

Форма организации деятельности:

- групповая  (10  человек);

- использование всего  помещения групповой комнаты;

- использование игровых центров в  соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

При проведении образовательной деятельности   использована  интеграция  разных  видов детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа:  чтение литературных произведений: С. Михалкова «А что у вас?», «Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?» И. Карпова; беседа «Все профессии важны, все профессии нужны», отгадывание загадок о профессиях, кондитерских изделиях; рассматривание иллюстраций с изображением представителей людей разных профессий, их спецодежде и рабочих принадлежностях

Ход НОД:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность дошкольников

Вводная часть: мотивация,

создание проблемной ситуации

- Доброе утро, ребята! Я приглашаю вас сегодня в путешествие по нашему фиолетовому лесу. Сегодня здесь праздник – день сладостей, и Пчелка Жужа (ставлю пчелку на ковер) раздает всем сладкие угощения. Она и про вас не забыла.

 (Коробка открывается, а там ничего нет).

- Ой, ребята, куда делись сладости? Куда они делись, ребята!

Как вы думаете, что за угощение там было? Он такой воздушный, нежный, хрупкий.

Загадка - Взбитых сливок облака,

                Как воздушная река,

                Вкусом покоряет мир

                Пушистый сладенький... (зефир)

Дети сидят полукругом на ковре. Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы педагога

И где же мы теперь возьмем его?

Вот бы попасть в Зефирное королевство!! Там бы нас научили его делать!

Но как же нам попасть туда?

В фиолетовом лесу растет волшебный цветик-семицветик,  он бы нам помог. Но вчера в лесу был сильный ураган и все лепестки разлетелись. Давайте найдем их?

Красный лепесток –  на подоконнике,

Оранжевый – в уголке для девочек,

Желтый – на книжной полке между третьей и четвертой книгами,

Зеленый – в музыкальном уголке на барабане,

Голубой – в спортивном уголке,

Синий – между куклами на скамеечке,

Фиолетовый – под столом. 

Ответы детей

Дети по установке приносят детали цветка, а один ребенок  собирает его на фиолетовом лесе

Постановка цели, самоопределение  к деятельности      

Цветик-семицветик собран! Теперь нужно оторвать один лепесток и сказать волшебные слова. Лети, лети, лепесток,

           Через запад на восток,

           Через север, через юг,

           Возвращайся, сделав круг,

           Лишь коснешься ты земли,

           Быть по-моему вели,

           Вели, чтобы мы оказались в Зефирном королевстве!.

- Ребята, мы с вами оказались в Зефирном королевстве!

Нас встречают гномы-кондитеры, они предлагают вам надеть на руку браслеты, которые помогут в работе.

 Ребята проговаривают слова, закрывают глаза

Демонстрируются слайд презентации

Дети надевают браслеты и разделяются на 2 подгруппы по цвету браслета

Основная часть НОД:  

Самостоятельная деятельность детей

Эксперимент «Способы получения лимонного сока»

 Оформление коллективной схемы «Ингредиенты зефира»

Рассказ детей о выполненных заданиях

Заключительная часть:

оценка деятельности

Рефлексия

Ребята, а кто такой кондитер?

Кондитер - это человек, который готовит, выпекает, а потом украшает пирожные, торты, печенье, пряники.
У  кондитера, как и у повара есть специальная одежда, которую он надевает приходя на работу. И для работы ему нужны инструменты. Гномы предлагают вам определить, какая рабочая форма у кондитера и какие атрибуты ему нужны для работы.

Молодцы, с первым заданием мы справились. Какого цвета может быть зефир? Какой формы?  А что в составе зефира? Прежде, чем приступить к изучению ингредиентов, гномы предлагают нам  исполнить  веселый танец для поднятия настроения!

Теперь нам нужно перейти к составлению рецепта зефира. На экране вы видите продукты, которые нужны для приготовления зефира (на слайде написаны слова «вода» и «сахар»). Вам нужно собрать слова из теремков.

Следующий ингредиент я предлагаю вам самим угадать. (показ белка, дети пытаются догадаться, что это.)

Белок - это составная часть яйца, окружающая желток. Белки очень широко используются в приготовлении сладостей, они придают выпечке легкость и воздушность.

Затем воспитатель демонстрирует набухший желатин и рассказывает о его предназначении.

Следующий ингредиент – (на слайде сок лимона). Ребята, где мы возьмем лимонный сок?

Правильно, но чтобы узнать, как лучше выжать, мы будем работать в двух группах и попробуем выжать сок двумя способами. Первая группа – вручную, вторая – с помощью ручной соковыжималки для цитрусовых.

Все ингредиенты мы узнали, а сейчас, давайте составим рецепт зефира в виде схемы

Ребята, давайте еще раз вспомним и расскажем, из каких ингредиентов состоит зефир и как их можно найти?

Итак, мы с вами узнали, что зефир состоит из воды, сахара, яичного белка, желатина и лимонного сока.

Ребята, замечательно вкусная страна! Но вам не кажется, что пора возвращаться?

- Куда мы с вами сегодня попали?

- Кого там встретили?

- С какой профессией познакомились?

- Что это за профессия?

- Рецепт какого кондитерского изделия мы узнали?

Как здорово, что существует такое Зефирное королевство! И как здорово, что мы с вами вместе там побывали. И даже кое-чему научились. А в благодарность за наши старания гномы-кондитеры заменили нашу пустую коробку на полную

(Показ полной коробочки с зефиром)

Вы очень хорошо сегодня работали, помогали друг другу, показали свои знания. Спасибо! До свидания!

Ответы детей

Каждая подгруппа из предложенных картинок находит  форму кондитера и его инструменты.   Приносят выбранные картинки затем обсуждают  

Ответы детей      

Дети под музыку выполняют вместе с воспитателем физминутку – танец гномов под песню «Жили на опушке гномики в избушке». Автор Е.Курячий. Дети в командах выкладывают эти слова из «теремков Воскобовича»    

 Ответы детей

Дети смотрят на экране видео отделения белка от желтка    

 

Дети подходят к столам, надевают перчатки, шапочки и фартук и выжимают сок из лимона, затем переливают в мерный стакан и измеряют, у кого больше сока и делают вывод, какой способ получения сока лучше    

Двое из детей составляют схему, остальные называют ингредиенты, из которых состоит зефир                                                                                                                                                                                                  

Ответы детей

Дети снова произносят волшебные слова: лети, лети лепесток…)

Ответы детей

Дети угощаются зефиром.

Список источников:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;

2.     Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,                  М.А. Васильевой. -  М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014;

3.      Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» города  Югорска на 2018 – 2022 годы;

4. Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2015 год.

                                                                                       

______________________                                   _________________________

подпись                                                                                                                   расшифровка подписи

                                                                                                           «_____»___________________2022 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА        ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...

методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"

Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...

Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Пояснительная записка            12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонав...