Конспект занятия "Нефть и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Клишина Валентина Викторовна

Нефть -природное богатство, без которого мы не можем представить свою жизнь.С экранов телевизора дети постоянно слышат слово нефть.Конечно,мы не можем показать им это вещество,но можем заменить другим и познакомить со свойствами нефти.Рассказать о вреде нефти и о ее пользе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neft.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

для детей старшего возраста

 «Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать

имеющиеся знания.

Задачи :

 Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.

 Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).

Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований,  карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц , иллюстрации.

( я сделала нефть из березового дегтя и масла)

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Проблемные ситуации.

2. Беседы, комментарии в процессе выполнения экспериментов в соответствии с сюжетной линией.

3. Сюрпризный момент.

4. Игровой комплекс.

5. Сюжетный момент.

6. Анализ деятельности.

Виды детской деятельности :

- Игровая;

- Коммуникативная;

- Трудовая;

 - Познавательно-исследовательская;

- Экспериментальная;

- Продуктивная.

Тема экологии стала очень актуальна в наше время, в связи с загрязнением окружающей среды. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Возраст дошкольников позволяет заинтересовать проблемами экологии, привить любовь к животному  миру, узнать много нового в ходе экспериментальной деятельности. Экспериментирование способствует развитию эмоциональности ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков.

 Планируемые результаты:

Исследовательские :у ребенка сформированы основные навыки экспериментирования и потребность в познавательной активности; ребенок способен выполнять доступные возрасту эксперименты и задания.

Личностные: у ребенка сформированы первичные представления об окружающем мире, природных явлениях; ребенок может принимать социальные роли и действовать в соответствии с ними; проявляет активность в выбранных видах исследовательской деятельности.

Интеллектуальные:ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям и познавательным потребностям.

Физические: развивать у детей потребность в двигательной активности.

Критерии оценки деятельности детей :

1. Активность.

2. Самостоятельность.

3. Взаимодействие со сверстниками.

4. Сопереживание.

5. Эмоциональность.

6. Самооценка.

 7. Любознательность.

Интеграция образовательных областей:

Познание: дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, в

мире природы, добиваются решения познавательных задач, путем экспериментирования.

Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием участвуют в играх, эксперименте.

Социализация: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Безопасность: работают по образцу и по правилу, слушать взрослого  и выполнять его инструкции, при проведении опыта.

Физическая культура: сохраняется двигательная активность детей.

План :

1. Вводная часть:                                                                                               5 мин.

Организационный момент – психогимнастика «Приветствие»

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели.

2. Основная часть:                                                                                           22 мин.

Планирование деятельности

Показ, комментирование;

Определение способа действий;

Образец выполнения действий;

Мини выводы;

Игровая деятельность «Из чего сделано» , «Прозрачность» , «Вода и нефть»;

Сюрпризный момент.

 3. Заключительная часть:                                                                               3 мин.

 Оценка деятельности детей и самооценка

 Подведение итогов занятия.

Деятельность                                                                                                  30 мин.

Ход занятия:

I.Вводная часть.

- Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования  так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?

 Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.

 Дети, кто хочет сегодня стать исследователем?

 Тема нашего исследования - «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти .

Его работа не простая -

 Нефть добывать из-под земли.

 Без нефти мы, я точно знаю,

 Ступить и шагу б не могли.

 Из нефти делают бензин

 Для мотоциклов и машин.

 Из нефти делают дороги

 Куда ступают наши ноги.

 Представьте, и не только это

 Нам с вами нефть одна дала.

 Без нефти не было бы света,

 Без нефти не было б тепла.

 Автобусы тогда б не шли

 И самолеты б не летали,

 Когда б нефтяники не стали

 Нефть добывать из-под земли.

 - 0 людях какой профессии говорится в стихотворении?

 - Как вы думаете, чем славится наш край? (добычей нефти, газа )

-Где добывают и как нефть?

Рассматривание буровых вышек.

-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)

- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)

Дети рассматривают макет буровой вышки.

 Рассказ  воспитателя о нефти:

 В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают  нефтяники .Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и  свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.

 Д/игра «Что делают из нефти?»

Необходимо из заготовленного материала выбрать то, что сделано из нефти

( парафин, керосин, бензин , краска , стол , телефон , пластилин , молоток ,линолеум краски резина , цветок )

II.Основная часть.

-Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию и проведем ряд опытов с нефтью. ( дети надевают белые халаты)

Опыт 1. Цвет нефти. 

 На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

 Вывод: Нефть чёрного цвета.

 Опыт 2. Запах нефти.

Дети подносят к носу салфетки ,на которые капали «нефть».Чувствуют запах.

Вывод: Нефть имеет запах.

 Опыт 3. Прозрачность.

 2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

 В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

 В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

 Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

 Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

 2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.

 Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

 Опыт 7. Птицы и нефть.

 Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

 Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

-Внимание ! Внимание ! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить ре , иначе погибнут.

- Что случится, если мы не поможем?( ответы детей )

-Как будем чистить реку? (собрать тряпочкой)

III.Заключительная часть

Вывод: мы сегодня беседовали о нефти, проводили опыты, спасали реку, что вы узнали нового о нефти?

Рассказ детей по схеме:

1.Слово ( Нефть)

2.Словосочетание.

3.Предложение.

4.Вывод. Тезис.( Нефть - это природное богатство)

Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.

Список литературы:

1.Васильева М.А., Вераксы Н.Е., Комарова Т.С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва-Синтез.2011 г.

2.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-208с.,ил.

3.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? //Исследовательская работа дошкольников. 2003 №4.с.18-23.

4.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение,2012.-14с.-(Работаем по новым стандартам).-ISB N  987-5-09-026686-4.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Нефть и ее свойства"

Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"

Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

конспект нод "мята.полезные свойства мяты"

занятие по экологии о лекарственных растениях....