Конспект занятия "Нефть и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Нефть -природное богатство, без которого мы не можем представить свою жизнь.С экранов телевизора дети постоянно слышат слово нефть.Конечно,мы не можем показать им это вещество,но можем заменить другим и познакомить со свойствами нефти.Рассказать о вреде нефти и о ее пользе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neft.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
для детей старшего возраста
«Нефть и ее свойства»
Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать
имеющиеся знания.
Задачи :
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.
Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц , иллюстрации.
( я сделала нефть из березового дегтя и масла)
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Проблемные ситуации.
2. Беседы, комментарии в процессе выполнения экспериментов в соответствии с сюжетной линией.
3. Сюрпризный момент.
4. Игровой комплекс.
5. Сюжетный момент.
6. Анализ деятельности.
Виды детской деятельности :
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Трудовая;
- Познавательно-исследовательская;
- Экспериментальная;
- Продуктивная.
Тема экологии стала очень актуальна в наше время, в связи с загрязнением окружающей среды. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Возраст дошкольников позволяет заинтересовать проблемами экологии, привить любовь к животному миру, узнать много нового в ходе экспериментальной деятельности. Экспериментирование способствует развитию эмоциональности ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков.
Планируемые результаты:
Исследовательские :у ребенка сформированы основные навыки экспериментирования и потребность в познавательной активности; ребенок способен выполнять доступные возрасту эксперименты и задания.
Личностные: у ребенка сформированы первичные представления об окружающем мире, природных явлениях; ребенок может принимать социальные роли и действовать в соответствии с ними; проявляет активность в выбранных видах исследовательской деятельности.
Интеллектуальные:ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям и познавательным потребностям.
Физические: развивать у детей потребность в двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей :
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Самооценка.
7. Любознательность.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, в
мире природы, добиваются решения познавательных задач, путем экспериментирования.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием участвуют в играх, эксперименте.
Социализация: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Безопасность: работают по образцу и по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, при проведении опыта.
Физическая культура: сохраняется двигательная активность детей.
План :
1. Вводная часть: 5 мин.
Организационный момент – психогимнастика «Приветствие»
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели.
2. Основная часть: 22 мин.
Планирование деятельности
Показ, комментирование;
Определение способа действий;
Образец выполнения действий;
Мини выводы;
Игровая деятельность «Из чего сделано» , «Прозрачность» , «Вода и нефть»;
Сюрпризный момент.
3. Заключительная часть: 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов занятия.
Деятельность 30 мин.
Ход занятия:
I.Вводная часть.
- Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
Дети, кто хочет сегодня стать исследователем?
Тема нашего исследования - «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти .
Его работа не простая -
Нефть добывать из-под земли.
Без нефти мы, я точно знаю,
Ступить и шагу б не могли.
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин.
Из нефти делают дороги
Куда ступают наши ноги.
Представьте, и не только это
Нам с вами нефть одна дала.
Без нефти не было бы света,
Без нефти не было б тепла.
Автобусы тогда б не шли
И самолеты б не летали,
Когда б нефтяники не стали
Нефть добывать из-под земли.
- 0 людях какой профессии говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, чем славится наш край? (добычей нефти, газа )
-Где добывают и как нефть?
Рассматривание буровых вышек.
-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)
- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)
Дети рассматривают макет буровой вышки.
Рассказ воспитателя о нефти:
В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники .Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
Д/игра «Что делают из нефти?»
Необходимо из заготовленного материала выбрать то, что сделано из нефти
( парафин, керосин, бензин , краска , стол , телефон , пластилин , молоток ,линолеум краски резина , цветок )
II.Основная часть.
-Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию и проведем ряд опытов с нефтью. ( дети надевают белые халаты)
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть чёрного цвета.
Опыт 2. Запах нефти.
Дети подносят к носу салфетки ,на которые капали «нефть».Чувствуют запах.
Вывод: Нефть имеет запах.
Опыт 3. Прозрачность.
2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.
В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?
В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.
Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.
Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.
Опыт 7. Птицы и нефть.
Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
-Внимание ! Внимание ! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить ре , иначе погибнут.
- Что случится, если мы не поможем?( ответы детей )
-Как будем чистить реку? (собрать тряпочкой)
III.Заключительная часть
Вывод: мы сегодня беседовали о нефти, проводили опыты, спасали реку, что вы узнали нового о нефти?
Рассказ детей по схеме:
1.Слово ( Нефть)
2.Словосочетание.
3.Предложение.
4.Вывод. Тезис.( Нефть - это природное богатство)
Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.
Список литературы:
1.Васильева М.А., Вераксы Н.Е., Комарова Т.С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва-Синтез.2011 г.
2.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-208с.,ил.
3.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? //Исследовательская работа дошкольников. 2003 №4.с.18-23.
4.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение,2012.-14с.-(Работаем по новым стандартам).-ISB N 987-5-09-026686-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
конспект нод "мята.полезные свойства мяты"
занятие по экологии о лекарственных растениях....