Статья "Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников"
статья

Самыко Ирина Александровна

В данной статье рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой. Исходя из анализа обозначенной проблемы и обобщения результатов исследования, было установлено, что правильно спланированное наблюдение за природой способствует развитию познавательной активности детей по формированию представлений детей об объектах, предметах и явлениях живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_detey.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников

Самыко Ирина Александровна, воспитатель,  

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 детский сад № 14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербург

Аннотация:

В данной статье рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой. Исходя из анализа обозначенной проблемы и обобщения результатов исследования, было установлено, что правильно спланированное наблюдение за природой способствует развитию познавательной активности детей по формированию представлений детей об объектах, предметах и явлениях живой и неживой природы.

Ключевые слова: наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность, познавательная активность.

Введение

Сегодня проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста часто становится объектом исследования для педагогов.  Актуальность повышения качества дошкольного образования в настоящее время подтверждается особой заинтересованностью со стороны государства,  и как подтверждение этой заинтересованности - принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в различных видах деятельности. Один из ведущих специалистов области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков считает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. [1]

Многие педагоги, изучавшие данную проблему, отмечали, что успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью ребенка, поскольку формирование представлений зависит от того, насколько ребенок заинтересован познавательной деятельностью. Педагоги и практики, изучавшие данную проблему, в свою очередь отмечали, что если повысить заинтересованность детей, возрастет и их активность в самовыражении. Уверенность в своих знаниях в свою очередь повысит результативность познавательной деятельности в целом.

В дошкольном возрасте развитию познавательного интереса будет способствовать такая организация деятельности, при которой ребенок вовлечется  в процесс самостоятельного поиска и самостоятельного открытия новых знаний. Таким видом деятельности является наблюдение за природой, который включает в себя различные  психические, мыслительные, сенсорные процессы, опирающиеся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. По мнению В.В. Авсейковой: «Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях природы, которые послужат прочным фундаментом для образования понятий, обобщений и умозаключений, развития логического мышления» [2, с. 3].

Основным фундаментом познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности служат противоречия между сложившимися у ребенка знаниями, умениями и навыками, полученными путем исследований, достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, которые возникают в процессе непосредственной познавательной деятельности и наблюдений. Толчком, запускающим  механизм познавательной активности, становится преодоление этого противоречия между полученным и усвоенным опытом и необходимостью его переработать, трансформировать, интерпретировать в своей дальнейшей практической деятельности. Именно это позволяет ребенку проявить свою самостоятельность и творческий подход к выполнению задания. Психологи давно экспериментально доказали, что уровень развития познавательной сферы ребенка определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. Это означает что, чем больше у ребенка знаний о природе и окружающем его мире, тем больший интерес он проявляет к исследованию своего окружения, ориентируясь уже на свой опыт, а не только на рассказ и объяснение взрослого. Поэтому педагогу важно поддерживать познавательную активность ребенка, создавая благоприятные условия для самостоятельного поиска информации, поскольку знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно получение нужной информации через ее изменение, дополнение и самостоятельное применение ее в личном опыте формирует знание.

Осознавая потребность в развитии познавательной активности дошкольников, педагоги зачастую уделяют недостаточное внимание совершенствованию данного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Не придают значения тому, что наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром и зачастую просто предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриваем картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Давайте обратимся к самому понятию «наблюдение». Под наблюдением понимается целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, отмечает Л.А. Каменева [23, с. 121].

По мнению Е.О. Герасимовой, наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы [20, с.98].

О. А. Соломенникова считает, что наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться [15, с. 84].

Наблюдение является для детей самым популярным и доступным методом исследования и часто используется в повседневной жизни. Стоит отметить, что наблюдение должно всегда осуществляется с определённой познавательной целью. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует свою культуру наблюдения, то у него развивается такое качество личности, как наблюдательность. Наблюдательный человек видит больше, понимает и глубже чувствует, так как улавливает самые существенные и малозаметные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек может делать более правильные выводы и осмысливать происходящее, опираясь факты и свой опыт.

Суть наблюдения заключается в познании природных явлений и объектов через чувства, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное.

Правильная организация чувственного познания природы ведет к формированию и развитию у детей отчётливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.

Знаменитый отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности [16, с. 352].

Очень важны для детей наблюдения за сезонными явлениями. Они могут включать наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, изменения температуры воздуха, наблюдения за осадками и их видам, а также наблюдения за ростом, развитием и состоянием растений и животных в разное время года. В организации наблюдений предусматривается системность, что обеспечивает их взаимосвязь. По мнению С.Н. Николаевой, система наблюдений - это накопление конкретных чувственных представлений о природе [18]. Г.И. Щукина, считает, что показателем интереса ребёнка служат его вопросы и суждения, благодаря которым ребёнок постигает мир вокруг себя[19]. Воспитательно - образовательное значение наблюдений за сезонными явлениями очень велико, так как они поднимают у детей интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств, отмечает Н.А. Рыжова[12].

И именно наблюдения за сезонными явлениями предоставляют возможность взаимодействовать, погружаться в мир природы в рамках образовательного процесса в ДОУ. В ходе наблюдений можно научить целенаправленно и планомерно воспринимать объекты, в познании которых заинтересован ребенок.

Еще одним из главных видов занятий по ознакомлению с природой, по мнению З. Ф. Аксенова, являются наблюдения за сезонными изменениями в ходе экскурсий [21]. Именно во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать сезонные изменения в природе, природные явления и их влияние на жизнь всего живого. Такие наблюдения формируют у детей представления о взаимосвязях, существующих в природе. Н.Ф. Виноградова считает, что преимущество наблюдений в ходе экскурсий заключается ещё и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания [22]. Можем сделать вывод, что познавательный интерес к природе легче развивать у детей в процессе непосредственно общения с ней.

Как правило, правильно организованное наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всей ее красе и многообразии. Если ребенок познает простейшие взаимосвязи в природе, он сформирует элементарные представления об окружающем мире, его неповторимости ценности. Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой научит детей приглядываться, подмечать ее особенности и приведет к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания и развития познавательного интереса.

В системе дошкольного образования используются  различные виды наблюдений:

Выделяют три способа наблюдения:

- распознающее наблюдение (отвечает на вопросы: Что это? Кто это? Каковы его свойства?). Такие наблюдения позволяют установить связь, как меняется, растет объект наблюдения и т. д. В таком наблюдении важна роль памяти, т.к. ребенку нужно помнить предыдущее состояние объекта;

- циклическое наблюдение (С. Н. Николаева) в котором весь объем знаний распределяется на части. Каждое следующее наблюдение позволяет увидеть ребенку новое в наблюдаемом объекте, уточнять и расширять представления о нем. Такое многоразовое обращение к одному объекту формирует устойчивый интерес и возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

- воссоздающее наблюдение по отдельным признакам воссоздает объект в целом (например, по цвету почвы определить влажность, по цвету ягод спелость, по листу определить дерево и т.п.). В данном способе наблюдений развивается мышление, воображение, также происходит обобщение ранее усвоенного материала.

        Методика организации наблюдения заключается в следующем.

Предварительная подготовка к наблюдению.

1. Определение места наблюдения в предстоящей работе по экологическому воспитанию детей, его задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой).

2. Выбор объекта для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы) с учетом интереса детей и доступности для восприятия.

3. Подготовка всех необходимых в ходе наблюдения инструментов.

4. Продумывание размещения детей во время наблюдения (объект должен быть виден и доступен всем) и хорошее освещение объекта.

Организационно-методическая форма проведения наблюдений, по мнению Т.М. Бондаренко, включает в себя:

1. Циклическую организацию наблюдений. Распределение всего объема материала на части, что способствует постепенному и более надежному усвоению; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении длительного времени.

2. Пространственную организацию наблюдений. Любой объект наблюдения должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку.

3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов наблюдений должно быть непродолжительным, во избежание переутомления детей.

4. Структура наблюдения должна включать три компонента:

– начало (концентрация внимания детей на объекте),

– основная часть (использование приемов, обеспечивающих самостоятельное получение детьми сенсорной информации);

– заключительная часть [11, с. 94].

Как правило, все планируемые наблюдения за сезонными явлениями проводятся на прогулке и вовремя специально организованных экскурсий. С детьми младшего возраста организуются кратковременные, но часто повторяемые наблюдения небольшими подгруппами, т.к. дети младшего дошкольного возраста быстро утомляются, их внимание неустойчиво.

В средней группе наблюдения усложняются, программой предусматривается знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе.

В старших группах наблюдения более длительные, чаще проводят повторные наблюдения одного и того же объекта или явления, что позволяет сформировать умение замечать изменения, подводить к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Все наблюдения способствуют формированию  представлений  детей о природных явлениях в соответствии с программным материалом и возрастными особенностями детей.

Распознающее наблюдение. 

Планирование и руководство наблюдением данного вида состоит из подготовленности педагога и детей, проведения самого наблюдения и закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдения.

Объект для наблюдения зависит от требований программы для данной возрастной группы, с учетом доступности объекта и уровня развития наблюдательности детей. Также при выборе объекта для наблюдения следует учитывать сроки наступления различных явлений в природе данной местности.

Следующий этап предполагает контроль педагога, какой объем представлений имеется у детей, какие еще предстоит сформировать у детей в результате предстоящего и последующих (повторных наблюдений). Важна  правильная организация  наблюдения. Чтобы вызвать интерес к предстоящему наблюдению  можно использовать чтение художественных произведений, разгадывание загадок или создание проблемных ситуаций.

На заключительном этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания и представления.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

В средней группе, в ходе наблюдений может быть использован раздаточный материал. Для рассматривания каждый ребенок получает набор объектов:

картинки цветов, ветки деревьев и кустарников, листья и т.п. Такой подход к  организации образовательной деятельности способствует формированию у дошкольников более конкретных представлений о природе, о сезонных изменениях в живой природе, а также развитию дифференцированного восприятия. В наблюдениях с использованием раздаточного материала особое место отводится обследованию предложенных объектов, их сравнению между собой, определению признаков сходства и различия.

Длительное наблюдение. Данный вид наблюдений многообразен: рост и развитие цветка на клумбе, сезонные изменения в живой и неживой природе и т.д. При организации такого наблюдения педагог должен четко представлять основные этапы роста и развития растений,  последовательность сезонных изменений в природе. В соответствии с данными этапами наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений, каждое из которых проводится в период, когда изменение в росте и развитии проявляется наиболее ярко и будут заметны ребенку. Продолжительность наблюдения должны занимать 5-7 минут и быть яркими и интересными, в старшем возрасте время наблюдения увеличивается до 15-25 минут.

Воссоздающие наблюдения.

Данное наблюдение позволяет воссоздать по частям или деталям целый образ предмета или явления природы. Такое наблюдение основывается на сенсорном анализе и умении соотнести часть и целое, опираясь на имеющиеся представления.

По мнению З.А. Лактионовой, объектами наблюдения могут быть:

– живая природа (растения и животные);

– неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы

(дождь, снег, текущие ручьи и т.д.)

– наблюдение за трудом взрослых [9, с. 61].

Таким образом, можно сделать вывод, что методика проведения наблюдений за сезонными явлениями требует соблюдения структуры:

- выбор объекта для наблюдения;

- предварительная работа с детьми перед наблюдением;

- вводная часть,

- основная часть (работа с объектом по наблюдению, обобщение);

- заключительная часть, рефлексия.

Заключение

Таким образом, можем сделать вывод, что в дошкольном образовательном учреждении могут быть использованы различные виды наблюдений: эпизодические, длительные, групповые, распознающие, с использованием раздаточного материала, плановые и спонтанные, итоговые или сравнительные. Методика подготовки, организации и проведения наблюдения будет зависеть от его вида. Педагогу необходимо помнить, что при организации любого наблюдения нужно учитывать условия, при которых наблюдение будет эффективным, этими условиями являются: четко поставленная цель и задачи наблюдения. Важно помнить, что задача должна носить познавательный характер, небольшой круг формируемых представлений. В ходе наблюдений уделять внимание развитию умственной и речевой активности дошкольников.  Все виды наблюдений способствуют формированию и развитию познавательной активности дошкольников.

Проанализировав влияние наблюдений за природой на развитие познавательной активности детей в образовательном процессе можно сделать вывод, что познавательная активность ребенка меняется на протяжении дошкольного возраста. Показатели познавательной активности ребенка возрастают при правильной организации правильной систематической и целенаправленной работы с детьми в ходе наблюдений.

В ходе наблюдений за сезонными явлениями природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется познавательный интерес, о котором говорят такие возрастные характеристики, как:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения предметам и явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать [4, с. 86].

Из вышесказанного следует, что использование наблюдений как средства развития познавательной активности дошкольников является эффективным и необходимым для развития у дошкольников предпосылок к исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков исследовательской деятельности.

Список использованной литературы

1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.

2. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В. В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.- Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2001. - 48 с.

3. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников [Текст] / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.

4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. - Москва : "Просвещение", 1980. - 369с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Б.Г. Ананьев и др. – СПб. Питер, 2011. – 282 с.

6. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий . - Москва : Знание, 2004.-153 c.

7. Занков, Л.B. Развитие дошкольников в процессе обучения / Л.В. Занков. -- Москва : Просвещение, 1967–236 с.

8. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3-9

9.  Лактионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст]

/ З.А. Лактионова, В.В. Варлыгина // Методист. – 2006. – № 8. – С. 60-64.

10. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных

учреждений / А.И. Иванова. – М.: Экзамен, 2014. – 234 с.

11. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 184 с.

12. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2011. – 124 с.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. // Под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2005. – 357 с.

14. Романова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов /К.М. Романова. – М.: Просвещение, 2011. – 185 с.

15. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. / О.А. Соломенникова. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 231 с.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / С.Л. Рубинштейн. – СПб. Нева, 2011. – 705 с.

17. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / А.И. Савенков. –СПБ. Нева, 2004. – 273 с.

18. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания детей [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение,1998. – 128 с.

19. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 334с.

20. Герасимова, Е.О. В гармонии с природой [Текст]: Метод. комплекс работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. / Е.О. Герасимова, Г.С. Данилина, Н.А. Макарчук. – СПб. Нева, 2015. – 189 с.

21. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей ДОУ / З.Ф. Аксенова. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

22. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2012. – 242 с.

23. Каменева, Л.А. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст]: учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / Л.А. Каменева,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников

В статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации поисково-исследовательской деятельности в природе, показаны формы и методы работы с воспитанниками и их родителям...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...