Мастер - класс для педагогов "Использование сказки при проведении опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных  технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает метод экспериментирования.

Маленький человек, познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, сделать  выводы из увиденного, услышанного, ощущённого. А если делать всё это посредством сказки, то процесс познания будет более интересным и актуальным.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolotovkina_l.yu_._master_-_klass.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

Мастер - класс

для педагогов

«Использование сказки

   при проведении  опытно-экспериментальной деятельности

     с детьми дошкольного возраста»

                                                                               Педагог: Колотовкина Л.Ю.

                                                                                                                                                                 

Бакчар

2019

Тема: Использование сказки при проведении опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель: Познакомить педагогов с приёмом использования сказки  при проведении  опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Показать педагогам  на примере сказки «Колобок» способы создания условий для интеллектуального развития и учебно-познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования с воздушными шарами.
  • Показать, как можно использовать сказку в экспериментальной деятельности детей.
  • Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с физическими свойствами воздушного  шарика
  • Вызвать у педагогов интерес к проведению экспериментально-исследовательской деятельности  при помощи сказки и желание делиться приобретённым опытом с коллегами,  детьми и их родителями.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Ноутбук, проектор или интерактивная доска, презентация, видеозапись опыта «Огнеупорный шарик» с целью пожарной безопасности.

Раздаточный: Воздушные шары, пищевая сода, столовый уксус, булавки для рукоделия, кнопки.  Вода, пустые пластиковые бутылки, апельсин.

Введение: Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по использованию сказки в опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  

         Маленький человек, познавая мир должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущённого. А если всё это делать посредством сказки, то процесс познания  будет более интересным и актуальным.

  Сказка –  незаменимый  инструмент  формирования  личности  ребенка. С  помощью  сказки  можно  в  увлекательной  форме  познакомить  ребёнка  с  окружающим миром, помочь лучше  осознать и понять его, оживить изучаемый материал. При  использовании сказки  в экспериментировании,   ребёнок  слушает  увлекательную  историю,  он  переживает  вместе  с героями,  но при  этом  он ещё  решает  поставленную задачу, рассуждает, делает предположения,  логически обосновывает свои действия, учится делать выводы.

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Ход мастер-класса:

В.     Жили-были баба с дедом.

        Скучно им на старость лет

        И вот как-то за обедом,

        Бабке говорит наш дед:

Дед. А давай-ка мы с тобой,

        Чтобы было чем заняться,

         Купим шарик золотой

Вед. Бабка «За». Куда деваться.

         Шар доставили им на дом.

         Но они  большой хотели.

Баба: Так  надуть его нам надо!

Вед. Дед и принялся за дело.

Дед: Понятно стало мне сейчас,

Что не надуть мне шар для нас.

Такие, бабка, вот дела…

А как кружится голова…

Баба: Ты, дедок мой, не грусти,

           Ус седой свой подкрути,

           И всегда имей ввиду,

           Что на помощь я приду.

ОПЫТ 1.  «Весёлый лимон» (надуваем шарик)

Для опыта потребуется:

  1. Воздушный шарик
  2. Пищевая сода
  3. 9% столовый уксус (сок лимона)
  4. Чайная ложка
  5.  Воронка
  6.  Бутылка

Описание опыта:

  1. В бутылку наливаем столовый 9% уксус 50 мл/л
  2. В воздушный шарик насыпать 2-3 чайные ложки соды
  3. Натянуть шарик на бутылку, не переворачивая его
  4. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.

Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины, вместо уксуса можно взять сок лимона или лимонную кислоту, разведённую в воде.

Вед.  Живут дед с бабкой, не тужат,

Щи едят на ужин…

Да вот случилась беда

В соль перец попал…

«Ерунда», - бабка сказала,

Да шар золотой свой достала.

Баба:  Я сама-то неумела,

            Неуклюжа, криворука,

Заниматься этим делом

Право, истинная мука.

Шар поможет старой бабе,

Он же истинный умелец,

И в одно мгновенье ока

Отделит от соли перец!

ОПЫТ 2. «Отдели соль от перца»

Для опыта потребуется:

  1. Приправа с солью
  2. Цветной лист бумаги
  3. Воздушный шарик
  4. Шерстяная тряпочка.

Описание: 

  1. Насыпать приправу на лист цветной бумаги.
  2. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её.
  3. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге.

Объяснение: Шарик, который мы потёрли о шерстяную ткань, приобрёл отрицательный заряд и начал притягивать к себе положительные заряды с поверхности  перца. Поэтому перчинки стали подпрыгивать и прилипать к шарику.

Примечание: лучше использовать крупную соль.

Вед. Дело сделано, бабка рада,

        Обнимает шарик свой

Баба: Никуда не отпущу,

           Хоть он и большой!

Вед. Но задира ветер открыл окошко вдруг,

         И выхватил шарик у бабки из рук

         Крикнул шарик ей: «Пока»

         И умчался в облака.

Шар. Над полями и лесами

           Летит красивый мячик.

           Я здесь счастливый самый,

           Но встретился мне зайчик.

Заяц. Шарик, шарик, я тебя лопну.

 (Вытаскивает из кармана иголку) Не растерялся шарик, подставил ему бочок.

- Как вы считаете, лопнет шарик, если его проткнуть иголкой?

ОПЫТ 3. «Игла в шарике»

Оборудование: воздушный шарик, иголка

Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.

Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.

Примечание: шарик надуть средней величины.

Шар. Не страшна мне игла,

          Ведь многое знаю я.

          Отправился шарик дальше.

          Над полями и лесами

          Я лечу под облаками.

          В отдыхе я знаю толк,

          Но встретился мне волк.

Волк. Шарик, шарик.

          Я тебя сейчас лопну.

Шар. Меня заяц хотел

       иголкой проткнуть,

        не получилось.

        И ты не сможешь.

Волк. Я тебя тогда огнём уничтожу.

          (Достаёт из кармана спички)

-Как вы думаете, если огонь поднести к шарику, он лопнет?

ОПЫТ 4. «Огнеупорный шарик»

Оборудование:

  1. Два  воздушных шарика
  2. Свеча
  3. Спички
  4. Вода

Описание: Надуй один шарик, а второй наполни водой и тоже надуй. Зажги свечу. Возьми шарик с воздухом и попробуй подержать его над пламенем. Он почти мгновенно лопнет. А теперь возьми шарик, наполненный водой, и проделай то же самое. Шарик останется цел.

Эффект и объяснение: Удивительно, но тонкая резиновая плёнка не рвётся от открытого огня! Пройдёт заметно большее количество времени до того как шарик лопнет. Дело в том, что сама по себе резиновая оболочка шарика – это всего лишь контактный слой, за которым находится определённая среда. Именно реакция на нагрев этой среды определяет, как быстро лопнет шарик. В случае с воздухом понадобилось несколько секунд, так как воздух сам по себе нагревается быстро. А для того, чтобы нагреть тот объём воды, который мы налили в шарик, понадобится гораздо больше времени. Вода будет попросту забирать тепло от свечи, не позволяя ему сконцентрироваться на резиновой оболочке шарика.

Шар. Не боюсь я огня,

          Есть спасение у меня.

          Полетел шарик дальше.

          Над полями и лесами

          Далеко ещё лететь.

          Я счастливый самый,

          Но встретился медведь.

   Медведь. Шарик, шарик!

                     Я тебя лопну.

  Шар:  Заяц меня иголкой колол,

           Волк огнем хотел уничтожить.

           Ничего у них не вышло.

           И у тебя не получится.

     Медведь рассыпал кнопки и

     хочет положить на них шарик

Сможет Медведь таким образом лопнуть шарик? А если будет давить на шарик?

ОПЫТ 5. «Шарик - йог»

Оборудование: 

  1. Два воздушных  шарика
  2.  Кнопки

Описание: Надуйте два шарика. Возьми один из них и тки в него кнопкой. Он лопнет. А теперь возьмём второй  воздушный шарик и положим сверху на «ковёр» из кнопок. Шарик не лопнет, даже если надавить на него. Потребуется большое усилие, чтобы проткнуть шарик таким образом.

Эффект и объяснение: Почему одна кнопка легко проткнула воздушный шар, а целая горсть кнопок не в состоянии проколоть такой же шарик без сильного давления? Дело в том, что конечный эффект силы зависит от площади её приложения. Когда ты проткнул   шарик одним гвоздём, энергия концентрируется на  острие одного предмета, и не расходуется никуда, кроме прокалывания шарика. Когда площадь приложения энергии разрастается до зловещего «леса» из кнопок, прилагаемая энергия распределяется по этой площади. В итоге ни каждая  отдельно  взятая кнопка, ни весь «ковёр» из кнопок не получает достаточной энергии для прокола и требует усилия для получения результата.

Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.

Шар: Хороший массаж получился.                 Спасибо!

          Отправился шарик дальше.

           Над полями и лесами

          Лечу теперь как птица.

          Я здесь счастливый самый,

          Но встретилась лисица.

Лиса. Какой красивый шарик!

         

          Ты один по лесу гуляешь?

          Иди ко мне поближе        

         (Лиса берётся за верёвочку.)

Шар: Не обманешь меня, Лисица.

          Я сказки читал.

          Всё о тебе знаю. Прощай!

          Лисица  пытается

          взять шарик, но он улетает

ОПЫТ 6. «Воздушный шарик с хвостом стабилизатором»

Оборудование:

  1. Воздушный шарик
  2. Полиэтиленовый пакет.

Описание: Отрезаем от пакета полоску шириной около четырех, а длиной около 40-50 см. Размеры вы потом сможете поменять и понаблюдать, как меняется характер полета шарика в зависимости от дины хвоста. Привязываем полоску на горлышко шарика так, чтобы он только держался, но не перекрывал выход воздуху. Все! Игрушка готова! Теперь надуваем шарик, зажимаем пальцами выход воздуха, рисуем ему мордочку, поднимаем шарик головой вверх хвостом вниз и отпускаем. И наслаждаемся полетом!

Объяснение:  Для чего летательным аппаратам нужны стабилизаторы легко понять, попробовав запускать вот такой вот воздушный шарик с хвостом. Он ведет себя как маленькое привидение с моторчиком: Хвост надо так привязать к не надутому шарику, чтобы его можно было надувать, а потом отпускать. Без хвоста такие шарики безумно мечутся по дому, а с хвостом их полет становится более спокойным и гармоничным. Но, все равно, получается ужасно забавно!:


Вед. Как ракета быстро

        Шарик улетел.

 На крыльцо родное

 Без сил уже присел.

 Дед с бабкой не стали

 Время терять,

 Шарик быстро надули опять,

 И вас приглашают с ним поиграть!

ОПЫТ 7. «Шарик в бутылке»

Оборудование: 

  1. Две одинаковых бутылки
  2. Два одинаковых не надутых  шарика

Описание: Подготовьте две пластиковые бутылки и два не надутых воздушных шара. Все должно быть одинаковым, за исключением того, что в одной бутылке в дне надо сделать незаметное маленькое отверстие.  Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Проследите, чтобы вам досталась бутылка с дырочкой. Предложите устроить соревнование: кто первым надует шарик внутри бутылки? Итог этого соревнования предрешен - ваш партнер не сможет даже чуть-чуть надуть шар, а у вас это прекрасно получится.

Эффект и объяснение: Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.

ОПЫТ № 8 «Шарик и апельсин»

Оборудование: 

  1. Один апельсин
  2. Надутые воздушные шарики (сколько угодно)

Описание: Отрежь от апельсина кусочек кожуры, как если бы ты чистил его для еды. Надавив на кожуру, брызни соком цедры на надутый шарик. Шарик лопнет.

Эффект и объяснение: В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он активно растворяет резину, поэтому тонкий шарик не может ему противостоять.

Рефлексия. Уважаемые коллеги! Наша сказка подошла к концу, прошу оценить мастер – класс, нарисовав фломастером лицо воздушному шарику. Если понравилось, то с улыбкой. Если нет, то с грустным выражением.

Далее педагогам  предоставляется  возможность принять участие с этим шариком в понравившемся опыте.

Литература:

1.Белько Е. Весёлые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. - СПб.: Питер, 2017. - 64с.: ил..-  (Серия «Вы и ваш ребёнок»)

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 192с.  (Ребёнок в мире поиска)

3.Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.- М.:ЗАО «ЭЛТИ, - КУДИЦ», 2014.- 104с

4.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера; Спб.: Образовательные проекты, 2016.- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста по пожарной безопасности.

Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».Тема: « Почему во время пожара часто происходит взрыв». Тема: «Чем можно потушить огонь?»Тема: «Огонь дышит».Тем...

Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Формирование и развитие  познавательных  интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром....

Кружок опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.2.     Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы3....

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема: Волшебница вода

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в общих ситуациях....

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием игрового набора «Занимательные Весы»»

Цель: показать опытно-экспериментальную деятельность с использованием игрового набора «Занимательные Весы»Хотим показать вам, как в своей работе применяю игровой набор «Занимательные...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой».

Мастер- класс  для воспитателей   на тему:   «Опытно экспериментальная деятельность  с детьми раннего дошкольного возраста:  игры с песком и водой»....