Экологическая квест-игра «Лесные приключения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическая квест - игра "Лесные приключения" для детей подготовительной к школе группе. Квест - игра для формирования экологической культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_kvest-igra_lesnye_priklyucheniya.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая квест-игра «Лесные приключения»
(для детей 6 – до прекращения образовательных отношений)
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей среде посредством игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, закрепить знания о лесе и об элементарных правилах поведения в лесу.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о природе, изготовление экологических знаков, беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе, проведение дидактических игр («Кто где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»), игровые экологические ситуации по правилам общения с животными, изготовление родителями совместно с детьми цветов.
Форма и методы работы: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: разрешающие и запрещающие экологические картинки, музыкальный центр, аудиозапись «пение птиц», игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети», макеты деревьев, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, макеты цветов. Пазлы плаката «Берегите лес», конверты.
Взаимодействие с педагогами: музыкальный руководитель, логопед (чтение и разучивание стихов)
Взаимодействие с родителями: родители участвуют в игре.
Словарная работа: муравейник, гнездо, красная книга.
Возрастные и индивидуальные особенности детей: данное мероприятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы: выбор героев, разучивание песен, стихов.
Ход квест-игры:
Фея Природы:
Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые. Я - Фея Природы. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Я хочу пригласить вас к себе в гости. Хотите там побывать? Родителям я тоже предлагаю присоединиться к нам? А руководит этим клубом –Лесовичок. Он мой главный помощник по лесу. Сейчас мы все вместе отправимся в путешествие по лесным полянкам. Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Лесовичок подготовил вам на каждой полянке задания-испытания. За каждое, правильно выполненное задание, Лесовичок будет вручать вам конверт, а что в них, вы узнаете в конце игры. В путь!!!
Все вместе идут к первой полянке
«Лесная полянка»
Фея Природы:
Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Их занесли в «Красную книгу». Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.
Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это я сейчас проверю. Для этого поиграем с вами в игру
«Если я приду в лесок»
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Фея Природы показывает картинку «Мальчик разрушает птичье гнездо»
Если я разрушу гнезда,
заберу домой птенца? (нет)
Ребёнок:
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
(Показывает картинку «Мальчик разрушает птичье гнездо» с перечёркнутой красный линией)
Фея Природы:
Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес - это дом, и они могут погибнуть.
(Показывает картинку «Муравейник»)
Ой, как больно укусил, муравьишка маленький,
Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)
Ребёнок: нельзя разорять муравейники, они ведь такие маленькие и так долго строили свой дом.
Фея Природы:
Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчем их домик, то им придётся долго строить новый муравейник.
(Показывает картинку «Муравейник» с перечёркнутой красный линией)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да) (Показывает картинку «Подвязанная веточка»)
Фея Природы: (Показывает картинку «Ромашки»)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Вы, правы, ребята! Цветами надо любоваться, нельзя их рвать.
Ребёнок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты. (Показывает картинку «Ромашки» с перечёркнутой красный линией)
Родитель: (Показывает картинку «Горит костёр»)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Ребёнок:
Нельзя костер бросать в лесу,
Костер в лесу несет беду.
Пожар в лесу может случится.
Без дома будут зверь и птица.
Фея Природы: Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить. (Показывает картинку «Горит костёр» с перечёркнутой красный линией)
Родитель: (Показывает картинку «Кормушка»)
Если смастерю кормушку,
Птичек всех я накормлю? (да)
Фея Природы: Правильно, ребята, птички обрадуются.
Сок я выпил, что носить,
выброшу бутылку? (нет)
Фея Природы: нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек.
Ребёнок:
Чтоб было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет,
И беда всех людей настигнет.
Фея Природы:
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Фея Природы:
Молодцы, друзья, вы знаете правила и я надеюсь, их соблюдаете.
Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Старичок-Лесовичок передает вам конверт за ваши правильные ответы.
Ну, а мы отправляемся на следующую веселую полянку.
А пока идём, немножко разомнёмся.
Физминутка «Деревья»
«Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина».
Все вместе идут ко второй полянке «Птичьи голоса»
(Там встречает музыкальный руководитель – Фея музыки)
Мы добрались до следующей полянки «Птичьи голоса»
Фея музыки: здравствуйте ребята, я Фея музыки, для меня пение птиц – это музыка. Я целый день готова слушать птиц, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.
(Музыкальный руководитель включает голоса птиц)
-ГОЛОС КУКУШКИ.
Фея музыки: Правильно, угадали-это кукушка.
-СТУК ДЯТЛА.
Фея музыки: Молодцы, вы знаете стук дятла. И его вы угадали.
-ПОЕТ СОЛОВЕЙ.
Фея музыки: Конечно, пение соловья невозможно перепутать.
-ЧИРИКАЮТ ВОРОБЬИ.
Фея музыки: Да, правильно, это воробьи чирикают.
-ГОЛОС СОВЫ.
Фея музыки: И это вы угадали, это сова – большая голова.
(Если дети не угадывают, помогают родители).
Фея музыки: Да, откуда вы все знаете? Я думала, что это задание будет сложным для вас, а оказывается, для вас нет трудных заданий.
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Лес не был бы таким красивым без птиц, берегите птиц, не обижайте их. А Лесовичок передает вам следующий конверт. До свидания, ребята.
Дети: мы любим птиц и не будем их обижать, до свидания.
Фея Природы:
А нас ждут сюрпризы следующей поляны. В путь!
Идут к третьей полянке «Оживи полянку»
Фея Природы:
Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? (ответы детей). Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Что же делать? А как мы можем это сделать? (ответы детей). Конечно, убрать весь мусор.
(Дети и родители вместе убирают мусор в мешки).
А ведь когда-то здесь росли красивые цветы. Кто – то сорвал все цветы.
Родитель: Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Посади цветок»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Фея Природы:
Ой, как красиво стало, посмотрите на нашу красивую и чистую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!
Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Фея Природы:
Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы помогли лесу, Лесовичок передаёт вам еще один конверт. А мы продолжаем наше путешествие.
Все вместе идут к четвёртой полянке «Лесная аптека»
(Там встречает детей доктор, в роли доктора медицинский работник)
Фея Природы: здравствуйте доктор, а вы что делаете в лесу?
Доктор: здравствуйте. Ребята, если вы заболеете, чем вас лечат родители?
Дети: лекарствами.
Доктор: а из чего делают лекарства?
Дети: из лекарственных трав.
Доктор: я в лесу собираю лекарственные растения. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, ребята, лекарственные растения.
(отгадывают загадки)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый.
(Одуванчик)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
(крапива)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
(Подорожник)
Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож
Его мы лекарственным другом зовем.
(ромашка)
Молодцы ребята, все загадки отгадали, берегите лекарственные растения, без них нам тяжело будет, если заболеем.
А сейчас мы с вами узнаем, что знают ваши родители о лесной аптеке.
Игра с родителями «Лесная аптека»
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
Какими лечебными свойствами обладает мать и мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев- хорошее средство от кашля.)
Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство).
Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице).
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох).
Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).
Да, с такими родителями вам болезни не страшны. Все молодцы, хорошо знаете лекарственные растения, с заданием справились, за это Лесовичок передает вам следующий конверт. До свидания. Будьте здоровы.
Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там…
(Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката)
Фея Природы:
Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое послание передал вам Старичок- Лесовичок.
(Дети собирают картинку)
Фея Природы:
Что же у вас получилось? (ответы детей)
Фея Природы:
А получился плакат - «Берегите лес»
Это Старичок-Лесовичок напоминает нам, что лес нужно беречь и охранять.
У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками!
Ребёнок:
Вот он лес - зелёный дом,
Сто секретов скрыто в нём.
Здесь животные живут,
Птицы радостно поют.
Животные - очень разные,
Есть хищные и опасные,
Есть смелые и трусливые,
Невзрачные и красивые,
Спокойные и драчливые,
Есть шумные, молчаливые,
Они, как и люди, разные,
По-своему все прекрасные.
Лес для них – зелёный дом,
Пусть уютно будет в нём!
ЛЕС – НАШ ДРУГ!
Фея Природы: а мы продолжаем своё путешествие.
Все вместе идут к пятой полянке «Цветочная полянка»
Рефлексия
Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А можно путешествовать детям в лесу одним? А вам наши дорогие родители? На нашей последней полянке растут три цветка: красная роза, голубой василёк и ромашка. Сейчас все превращаемся в бабочек, если вы узнали много нового и вам понравилось наше путешествие, летим к красной розе. Если было интересно, но кое-что ещё не понятно, летим к голубому васильку. Если было не интересно, многое осталось не понятным, летим к ромашке.
Игра «Цветы и бабочки»
Цель: развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки.
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового) ;
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места около того цветка, который считают своим.
Ребята, природа, это не только лес, это и реки, и озера, и горы, и моря. И в следующей раз мы отправимся по другим страничкам природы и возьмём с собой родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая квест - игра «По лесным тропинкам»
В последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «квесты». Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-занятия ак...
Экологическая квест-игра по "Лесным тропинкам" Средняя группа
quot;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...
Экологическая квест-игра По лесным тропинкам.
Экологическая игра По лесным тропинкам....
Методическая разработка "Поможем лесу и лесным жителям". Экологическая квест-игра
Занятие подготовлено для старшей подготовительной группы.В занятии используется мультфильм Фиксики "Отчего бывают пожары?" Игра сопровождается презентацией и фонограммой, записанных голосов ...
Экологическая квест-игра для старших дошкольников «Лесное путешествие»
Цель квест - игры: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: 1.Образовательные:Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей...
Экологическая квест-игра "По лесным тропинкам"
Цель: сформировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.Задачи:Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном животном мире леса, закрепить знания о ...
Экологическая квест-игра для дошкольников "Лесное путешествие эколят-дошколят"
Сценарий квест - игры для дошкольников "Лесное путешествие эколят-дошколят"...