Экологическая квест-игра "По лесным тропинкам"
методическая разработка (средняя группа)
Цель: сформировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном животном мире леса, закрепить знания о его обитателях.
- Формировать интерес к природе родного края. Развивать внимание, логическое мышление, умение работать сообща.
- Воспитывать желание беречь родную природу, способствовать ее сохранению и преумножению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal_aprel.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Подготовила:
Лугаськова Е.А.
рп.Комсомольский
2022г.
Цель: сформировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном животном мире леса, закрепить знания о его обитателях.
- Формировать интерес к природе родного края. Развивать внимание, логическое мышление, умение работать сообща.
- Воспитывать желание беречь родную природу, способствовать ее сохранению и преумножению.
Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по лесным тропинкам.
Предварительная работа:
Заучивание стихов о природе;
Беседы с детьми: «Дикие животные», «Птицы леса», «Болота, леса, луга, поля, реки, озёра Тюменского района»; деревья территории детского сада, лекарственные травы территории детского сада;
Наблюдение и беседы: «Лекарственных растения», «Деревья и кустарники», «Цветы»;
Чтение художественной литературы: «Сказка о воде», «Глупый зайчик и ручеёк», «Сказка о живой воде», «Жила-была река»;
Просмотр видеофильмов: «Улыбка природы», «Берегите природу», «Сказка – песня про природу»;
Просмотр презентаций: «Экскурсия на болото», «Сказка о лекарственных растениях», «Лекарственные растения Тюменского района», «Болота Тюменского района»;
Просмотр мультфильмов: «Высокая горка», «Лесные путешественники», «Дюймовочка»;
Прослушивание аудио записи: «Голоса птиц»;
Слушание песен: «Берёзонька», «Песня про экологию», «Лесная песенка».
1-й слайд
***
О природе знать должны,
Все без исключения,
Что растёт, и кто живёт,
Об их взаимоотношениях.
Окружающей среде,
Мы вредить не будем.
Воспитатель нам сказал,
Что беречь всё нужно.
Игра у нас будет не обыкновенная, мы будем путешествовать по станциям. После каждого выполненного задания вы будете получать конверт, а что в нём, вы узнаете в конце игры.
Итак, в путь! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня «Вместе весело шагать».
2-й слад
Первая станция «Дикие животные».
«Кто в лесу живет?» – отгадайте животных, которые обитают в лесу и назовите их дом.
- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут её ... (Лиса, живет в норе.) 3-й слад
- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж, живет в норе.) 4-й слад
- С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол, и в дупло убежал. (Белка, живет в дупле.) 5-й слад
- Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк, живет в норе.) 6-й слад
- Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь, живет в берлоге.) 7-й слад
- Угадайте, что за шапка, меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору. (Заяц, живет в норе.) 8-й слад
Игра: «Найди животное». Где-то на полянке спрятаны шесть шапочек с изображением разных лесных жителей. Попробуйте их найти. Кто нашел шапочку, надевайте ее и бегите ко мне.
Молодцы! Все шапочки нашли! Кто из зверей здесь собрался?
Подвижная игра «Охотники и звери».
Игроки: Лиса, заяц, белка, медведь, волк, еж.
Цель: формировать навыки двигательной активности у детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать меткость, ловкость.
Ход игры: Из числа детей выбираются «охотники», остальные перевоплощаются в «зверей». По сигналу звери бегают, а охотники их ловят или бросают в них мяч; в которого попадут или дотронутся, те выходят из игры.
Дети получают первый конверт.
Оправляемся в путь с песней «Лесной марш».
Мы добрались до следующей станции.
9-й слайд
2 станция «Птицы леса».
А вы ребята знаете птиц? (Ответы детей). А каких?
Но сначала я бы хотела вас познакомить с замечательной профессией – «Орнитолог». Давайте послушаем, кто же такой «Орнитолог» и чем он занимается:
10-й слайд
Орнитолог много знает,
Птиц повсюду изучает:
Где живут и что едят?
Как птенцов своих растят?
Вьют ли гнёзда и когда?
Улетают ли? Куда?
Знает все повадки птиц –
Голубей, грачей, синиц.
Точный им ведёт подсчёт,
Знает всех наперечёт.
Уханова В. В.
А теперь поиграем в игру: я буду называть птиц, но если ошибусь, и вы услышите что-нибудь другое, то можно топать или хлопать. Итак, начнем!
Игра «Прилетели птицы»:
11-й слайд
-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (дети топают-хлопают) Что неправильно?
Дети — мухи!
- А мухи — это кто? (ответы детей) Правильно, насекомые!
Ну что ж, продолжим:
12-й слайд.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны! (дети топают - хлопают)
- Какое слово лишнее?
Дети — макароны!
- Начинаем снова:
13-й слайд.
- Прилетели птицы: голуби, лисицы (дети топают — хлопают)
- Что неправильно? (лисицы) Лисицы — это кто? (ответы детей).
14й слайд.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи, комары, кукушки (дети топают)
(неправильно — комары).
15-й слайд.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, лебеди, скворцы… (дети на топают) - все вы молодцы!
Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей. (Звучат голоса птиц, дети отгадывают их):
16-й слайд. Кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона.
Игра «Какая это птица».
Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
Материал: Красочные изображения птиц.
Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно.
17-й слайд.
- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
18-й слайд.
- Кто кричит «Чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
19-й слайд.
- Кто кричит «кря-кря»?
- Покричим, как утка.
Дети получают второй конверт.
Ребята наше путешествие продолжается «Музыка паровозика» (10).
3 станция «Музыкальная»
20-й слайд.
«Лесная песенка»
Дети получили третий конверт.
Отправляемся в путь. Путешествие продолжается, чтобы было веселее нам поможет песня «Бременских музыкантов».
4 станция «Болотная»
21-й слайд.
Ребята, Вы знаете, на какую станцию попали? (Ответы детей).
Отгадайте загадку:
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек —
Государство журавлей,
Уток и лягушек. Что это? (БОЛОТО)
22-й слайд.
Ребята, а вы знаете, что такое болото? (Ответы детей) - Болото- это кочки, мхи, водяная гладь, небольшие кустарники и деревья на островках.
23-й слайд.
Это место жизни комаров, лягушек, змей, птиц.
24-й слайд.
- Ребята, я принесла, вам в таблетке торф, вы знаете, что это такое торф? (Ответы детей), но, чтобы узнать ещё больше давайте поэкспериментируем с торфяными таблетками (небольшая ёмкость розетки положить торфяную таблетку и залить водой и оставить на некоторое время)
Удобрение – это все равно, что витамины для вас, чтобы лучше расти. Такое удобрение можно найти только на болоте.
Торф - это отличное удобрение для комнатных растений. Это перегнившие остатки растений. С виду таблетка коричневая, но если её растереть, то через лупу (специальное увеличительное стекло) вы увидите мельчайшие стебельки и листья. ТОРФ есть только на болотах. Его используют, как топливо, как удобрение и как лечебное средство от болезней.
Дети получают четвёртый конверт.
На этой станции мы узнали много нового, но нам надо продолжать путешествие, а продолжим мы его на улице. (Дети идут на прогулку).
-Ребята я предлагаю вам отправиться в лес.
-У меня есть волшебное покрывало, давай те садитесь на корточки и закрывайте глаза (накрывает платком, говорит слова)
-По горам, по лесам,
Полетим по облакам,
Через реки и моря,
Через зеленые луга,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по-нашему вели (сопровождение музыки)
-Вот и очутились мы в лесу, открывайте глазки.
-Но прежде чем продолжить наше путешествие, давай те подойдем к знакам и вспомним правила поведения в лесу.
Педагог показывает экологические знаки: «Что этот знак обозначает?» (Дети отвечают)
-Молодцы Ребята, вы знаете как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе.
5 станция «Лесная»
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – МЫ СВОИ.
С. Погорельский
Ребята посмотрите на этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор. (дети собирают мусор с ковра).
«Лекарственные растения» (нашей территории детского сада)
Ребята, а еще на территории детского сада растут лекарственные растения. Давайте вспомним, как они называются.
Дети получили пятый конверт.
А теперь мы отправляемся на следующую станцию с лесной песенкой.
6 станция «Спортивная»
Чтоб проворным стать атлетом
Проведем мы эстафеты.
Будем бегать быстро, дружно
Победить нам очень нужно!
Эстафета: «По болоту, через кочки».
Нужно аккуратно перебраться через болото по спилам деревьев, опирайтесь на обе ноги, товарищей по команде держите за руки и назвать обитателей болот.
Эстафета «Переправа». Добежать до кегли; пролезть в обруч и бегом вернуться обратно.
Эстафета «Извилистый бег». Спортивное оборудование: кегли. Исходная позиция команды: в колонну по одному.
Правила эстафеты: по команде ведущего участники по очереди бегут по заданной дистанции, оббегая змейкой кегли туда и обратно. Победившей считается команда, первой справившейся с заданием.
Эстафета. «Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым ногами».
Каждый ребенок в команде зажимает мяч между колен и прыгает до финишной прямой, стараясь не уронить мяч. Обратно возвращается бегом. У линии старта передает эстафету следующему касанием руки.
Дети получили шестой конверт. (Возвращение с прогулки)
7 Станция «Поздравительная» (После дневного сна)
Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там такое. (Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката) Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, что получилось.
Что же у вас получилось? А получился плакат- «Берегите лес»
(На экране появляется плакат «Берегите лес»)
У природы открытая душа, она прекрасна и щедра, её гостеприимству нет предела! Сегодня мы с вами узнали много нового и полезного. Эти знания вы будете использовать в жизни и станете настоящими защитниками природы!
Интернет ресурсы:
- https://forum.materinstvo.ru/index.php?automodule=contests&cmd=itmview&item=28485
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/18/ekologicheskiy-kvest-pro-babu-yagu-i-ee-vnuka-leshenku
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-provedenija-podvizhnoi-igry-ohotniki-i-zveri.html
- http://www.baby.zp.ua/pesni/lesnaya_pesenka.html
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/obobschenie-opytom/242287-pesochnaja-terapija-v-rabote-pedagoga-psiholo.html
- http://chudo-kit.ru/стихи/стихи-о-лесе/3062-2013-04-18-20-07-54
- https://www.stihi.ru/2007/12/13/2855
- https://infourok.ru/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-znakomimsya-s-professiey-ornitolog-2052601.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая викторина "По лесным тропинкам"
Экологическая викторина с вопросами и ответами...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «По лесным тропинкам»
Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....
Экологическая игра- путешествие "Лесная тропинка"
Цель: повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимос...
Конспект экологической викторины «По лесным тропинкам».
Конспект экологической викторины «По лесным тропинкам» для детей среднего дошкольного возраста. Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о природе....
Экологическая викторина "По лесным тропинкам"
Закрепление знаний детей о природе....
Экологический мультфильм "На лесной тропе"
Работа над озданием экологического мультфильма способствует развитию экологической культуре детей, бережному отношению к природе, состраданию. Развивает интерес, любознательность и познавательную моти...
Экологическое путешествие " По лесной тропинке".
К воспитанникам средней группы "Дюймовочка" приходила библиотекарь и провела обзор книг и журналов о природе, животных. Дети активно участвовали в игре, где им предстояло угадать животное по...