«Знакомство с природой Арктики и Антарктиды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зеленова Мария Викторовна

Цель: Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Антарктиды и Арктики.

Задачи:

Обучающие:

- Формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

- Формирование умения классифицировать животных Арктики;

- Расширение кругозора детей.

Развивающие:

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера"

Воспитательные:

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Виды детской деятельности в НОД:

- коммуникативная (беседа, ответы на вопросы);

- двигательная (физкультминутка, пальчиковая гимнастика);

- познавательно – исследовательская (просмотр презентации);

- чтение художественной литературы (стихи, загадки);

- продуктивная (отгадывание кроссворда);

- игровая (словесная игра).

Материалы и оборудование: презентация «Животный мир Арктики и Антарктики», проектор, загадки о животных севера, глобус, кроссворд.

Ход деятельности воспитателя с детьми

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: время года зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: солнце светит, но не греет; длинные ночи и короткие дни; сильные морозы; земля покрыта снегом, реки покрыты льдом; бывают метели;

Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

Дети: на Северном полюсе, в Антарктиде, на севере.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?

Дети: место, где всегда зима, где всегда холодно.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: на санках, на снегокате, на лыжах.

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю слайд). Это уменьшенная модель Земли.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. Северный полюс – это ледяная пустыня, здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. Животные хорошо приспособлены к жизни, они большие по величине, покрыты слоем жира, и это не дает им замерзать.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.

Воспитатель: А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере. (слайды из презентации с фотографиями животных и интересными фактами).

Пальчиковая гимнастика «Назови детенышей»

Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя – медвежонок, загибают пальчики, начиная с большого пальца.

У тюленя – тюлененок,

У пингвина – пингвиненок,

У оленя – олененок.

У моржа сынок – моржонок,

Детям северной лисицы

Дома вовсе не сидится!

3. Затруднение ситуации

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру "Скажи ответ" (слайды с ответами на загадки в презентации).

1. Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм (Белый медведь.)

2. Толстый в складку богатырь-

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой? (Морж.)

3. Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть,

Брюшко беленькое есть:

Он на льдине не один

И зовут его… (Пингвин.)

4. В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и крыс.

Лис умеет строить город:

Лабиринт из многих норок,

А в пургу живёт в сугробах,

Но поймать его попробуй:

Он зимой белее снега,

Чтоб удобней было бегать.

Невидимка в белой шубке-

Хищник остренькие зубки.

Лис охотник и хитрец

Называется …. (Песец.)

5. Эта птица, тоже хищник,

В тундре северной живет.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив ее полет.

Чисто – белым опереньем

Сплошь покрыта с головой.

А в учебниках зовется

Она… (Полярная сова.)

6. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень.)

4. Включение способа действий в систему знаний и умений.

Воспитатель: А теперь, хочу вам предложить заняться интересным делом, оно помогает нашему мозгу, тренирует его. Это кроссворд. Давайте отгадаем кроссворд.

«Разгадайте кроссворд»

1. «Северный Ледовитый… (Океан.)

2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)

3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)

4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)

5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)

6. Когда птиц много и все кричат, как это называют? (Птичий базар.)

7. Здесь живет Умка? (Арктика.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с кроссвордом, и теперь ваш мозг натренированный.

5 Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось оно? (ответы детей.)

Воспитатель: Тогда, ответьте на несколько вопросов. Где находиться Арктика(На Северном полюсе.) Что вы, можете рассказать об Арктике(Там очень холодно, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике? (Моржа, белого медведя, полярного волка, полярную сову, песца, северного оленя, китов.) Почему эти животные могут жить в Арктике? (Имеют толстый подкожный жир, умеют хорошо плавать и нырять, питаются рыбой, у многих животных пушистый, белый, теплый мех, который делает их незаметными на снегу.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.

Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....

Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников  экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и  бережно относиться ...

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему:"Животный мир Арктики и Антарктиды"

Познакомить детей с Арктикой и Антарктидой,с особенностями природных условий, с климатом, с животными, их образом жизни, повадках; проведение опытов и экспериментов....

Презентация "Животный мир Арктики и Антарктиды"

Данная презентация познакомит детей с животным миром Арктики и Антарктиды...

Проект "Мир Арктики и Антарктиды"

Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. Казалось бы, что в условиях глобального потепления можно ...

Занятие для старшей группы " Животные Арктики и Антарктиды".

А вы знаете, что где-тоКруглый год – зимой и летом –Океан укрыт от светаТолстым белым слоем льда?Там стоит ужасный холод,Пароходы там не ходят,Лишь большие ледоколыДобираются туда. - ...

НОД Проведение опытно – экспериментальной деятельности в Средней группе «Формирование первичных представлений о природе Арктики и Антарктиды»

После нашей Тематической недельки, мы с детьми провели ряд опытов связанных с природой Арктики и Антарктики....