Интеллектуальная игра "Вместе едины"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шишкова Наталия Николаевна

Цель: Воспитание межнациональной культуры общения среди детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о многонациональности нашей страны России;

Актуализировать уже имеющиеся знания детей о разных национальностях России;

Обогащать словарный запас детей;

Закреплять умение выполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой;

Развивающие:

Развивать логическое, творческое мышление, воображение;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать координацию движений, чувство ритма;

Совершенствовать навыки пространственной ориентации;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к национальностям России, их культуре, языку;

Воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

Воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение

взаимодействовать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx266.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

 «Вместе мы едины»

Цель: Воспитание межнациональной культуры общения среди детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о многонациональности нашей страны России;

Актуализировать уже имеющиеся знания детей о разных национальностях России;

Обогащать словарный запас детей;

Закреплять умение выполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой;

Развивающие:

Развивать логическое, творческое мышление, воображение;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать координацию движений, чувство ритма;

Совершенствовать навыки пространственной ориентации;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к национальностям России, их культуре, языку;

Воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

Воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение

взаимодействовать в коллективе.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, магнитофон, коврик, мультимедийная презентация, касса, набор билетов, коса 2 шт, набор кубиков, 2 схемы башни, 2 схемы лабиринта, 10 повязок, набор украшений для двух команд (цветная бумага, пластилин, блестки, наклейки), 2 ребуса, алфавит.

   

Организационный момент. 

Дети заходят в зал. Встают полукругом  (в зале стоят два стола - две команды по 5 человек, сидит жюри). На проекторе символ «Умные каникулы».

Воспитатель: –Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: – Встречаясь, мы говорим друг другу «здравствуйте». Что обозначает это слово?

Дети:– Мы желаем здоровья!

В: – Верно, этим словом мы желаем друг другу здоровья, добра, мира. Люди разных континентов, стран, национальностей при встрече тоже говорят здравствуйте, только на своем языке. Вот посмотрите, а какая страна здесь изображена?

(На стене изображение России)

Д: - Россия.

В: - Молодцы! Главная гордость страны – это её народ. Население нашей страны составляет 142 миллиона человек.

Россия – многонациональное государство. В ней проживают люди 160 национальностей: русские, башкиры, кабардинцы, калмыки, чуваши, якуты, ингуши… да разве всех перечислишь! Но все они – россияне. Россия – их родина. И сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей многонациональной стране. Но сначала каждый из вас получит билет на это незабываемое путешествие.

Детям  предлагается вытянуть из коробочки с надписью «касса» цветной билетик (розовый или голубой), для определения состава команд.

В: билетики у нас есть, теперь надо собрать чемодан.

Содержание: Дети садятся на коврик, образуя круг.

Педагог говорит: «Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий говорит, что взял второй и добавляет свой и так далее. Повторяться нельзя.

В: Чемодан мы собрали пора в путь. Дети проходят за столы согласно вытянутым билетам.

Ход мероприятия.

Звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

И первая наша остановка произойдет на Кавказе.

Остановка «Аварская невеста» (На экране образ невесты) Северный Кавказ очень велик, он часть нашей огромной Родины-России. На Кавказе живет много людей разных национальностей. По старинным обычаям аварцев невеста должна была показать, какая она мастерица. Каждая девушка готовила приданое: вышивку, кружево, украшения. Всё это она вывешивала на всеобщее обозрение.

Содержание: Наши девочки тоже покажут, какие они мастерицы, как ловко они умеют плести косы. Каждая команда выбирает девочку, которая будет на скорость, заплетает косу. Выигрывает, та команда, чей участник заплел быстрее и красивее косичку.

Жюри оценивает работу в 2, 1, 0 баллов.

В: Отправляемся в путь (звучит музыка) и следующая наша остановка в Татарстане:

Остановка «Башня Хана» (На экране изображена башня).

В России есть своя падающая башня,и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Башня Сююмбике является одной из достопримечательностей Казани. Сююмбике – это своеобразный символ города. Общая высота башни составляет 58 метров. Самая распространённая легенда башни Сююмбике посвящена ханской царице Сююм. За добрый нрав и разумное владычество жители прозвали царицу Сююмбике — «любимая госпожа». В её честь и возвели башню из красного кирпича. Местные жители верят, что башня Сююмбике исполняет желания. Для этого достаточно прикоснуться к ней и представить себе желаемое.

На станции ребятам предлагается самим построить из кубиков похожую башню.

Содержание: Каждая команда получает набор кубиков и образец башни. Выигрывает та команда, которая первой и правильно построит башню.

Жюри оценивает работу в 2, 1, 0 баллов.

В: Отправляемся в путь (звучит музыка) и следующая наша остановка в Москве:

Остановка «Книги Руси» (изображение книги).

 У каждой народности есть свои писатели, сказки, стихи, легенды. У русских они тоже есть, и сейчас мы с вами узнаем, насколько хорошо вы знаете произведения русских писателей.

Содержание: Каждой команде по очереди задается вопрос по произведению, если команда не дает ответ, то ход переходит к другой команде. Каждый правильный ответ оценивается 1б.

  1. Куда отправился Доктор Айболит по телеграмме? (В Африку,
  2.  Назовите героиню сказки К. Чуковского, от которой убежала посуда (Федора,
  3.  Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора,
  4.  Кем в русской народной сказке была лягушка? (Царевной,
  5.  Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33года,
  6.  Из чего был сделан Буратино? (Из полена,
  7. Как звали щенка в рассказе Н. Носова, которого ребята перевозили в чемодане? (Дружок
  8. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка,
  9. За какими цветами отправилась героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками,
  10.  Кто стал женихом Мухи - Цокотухи? (Комар,
  11.  В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя,
  12. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная,
  13.  Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио,
  14. Кого поймал Емеля в проруби? (Щуку,
  15.  Какой овощ дал название одному из рассказов Н. Носова? (Репка, огурцы,
  16. Что купила Муха – Цокотуха на базаре? (Самовар).

Жюри оценивает каждый ответ в  1балл.

В: Отправляемся в путь (звучит музыка) и следующая наша остановка в Калининградской области, в которой живет более 24 национальностей (таджики, поляки, украинцы, изиды, башкиры, чеченцы, латыши и многие другие). Так же здесь находится удивительный «Танцующий лес». (Изображение танцующего леса)

Остановка «Танцевальная»

Танец – это особый вид искусства. Важность танца в национальной культуре очень велика. Ни что другое как танец, помогает поднять настроение. И, несомненно, танец — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. У любой народности есть свой национальный танец.

На станции ребятам  предлагается всем вместе выйти из-за столов, встать в шахматном порядке на танец.

После танца садятся.

В: Отправляемся в путь (звучит музыка) и следующая наша остановка в Карелии (Изображение Карельского лабиринта).

Остановка «Загадочный лабиринт»

В: Карелы, удивительный народ, имеющий много тайн и загадок. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны. Одним из загадочных мест Карелии является Карельский лабиринт. И мы сейчас с вами побываем в лабиринте, но чтобы из него выйти нужно быть очень внимательным.

Содержание:

Каждой команде выдается листок с изображением лабиринта. Задача команд описать выход из него, используя стрелки (лево, право, верх, низ). Выигрывает та команда, которая правильней и быстрее сделает.

http://www.days4god.com/_pu/20/84308381.jpg

Жюри оценивает работу в 2, 1, 0 баллов.

В: Отправляемся в путь (звучит музыка) и следующая наша остановка на Чукотке, где живут чукчи.

Остановка «Национальный костюм»

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

Чукчи удивительный народ, который живет на севере. Они ходят в теплых шубах (Изображение костюма чукчи), но, не смотря на то, что там очень холодно у них есть красивые головные украшения.

Содержание: Каждому члену команды раздается картонный головной убор и инструменты для его украшения (пластилин, цветная бумага, блестки итд). Задача команд, украсить свой головной убор.

На работу дается 10 минут.

Жюри оценивает работу в 5баллов.

Заключительный момент.

В: вот и подходит к концу наше путешествие по огромной многонациональной нашей стране. Любой народ, живущий в стране, является настоящим достоянием страны. А мы сейчас с вами узнаем, что является настоящим богатством для страны.

Рисунок 1

Отгадка: Дружба народов - их богатство (башкирская пословица)

Содержание: Каждой команде выдается листок с ребусом. Команде надо угадать зашифрованные слова. Первое слово получается из первой буквы каждого предмета. Второе слово по месту буквы в алфавите (к этому выдается алфавит).

Пока команды делают это задание, жюри подводит итоги игры.

Рефлексия.

Выступление члена жюри. Награждение всех членов команд грамотами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие как два направления единого коррекционного процесса

Статья для специалистов, в которой рассматривается эмоционально-личностное и интеллектуальное  развитие как единый коррекционный процесс, реализация которого происходит при участии детей, педагог...

Литературно-музыкальная композиция: «Едино государство, когда един народ»

Привлечь внимание воспитанников к Российскому празднику Дню единства....

"Единая семья-единый бюджет"

Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие , учить экономить....

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Единая семья – единый бюджет»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:Познакомить детей с составляющими семейного бюджетаРасширить словарный запас детей понятиями «зар...

Секционные занятия для воспитателей «Внедрение в образовательный процесс ДОУ единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы" - 2023,

Цель ФОП ДО— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и...

««Мы живём в России, значит мы едины! А если мы едины-мы непобедимы!»

Цель: формирование у детей знаний о празднике «Международный день Мира», об их правах; создание условий для развития интереса дошкольников к истории и культуре России. Задачи:рассказа...