НОД Четыре страницы природы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Четыре страницы природы»
Цель: формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
Задачи: закрепление знаний детей о характерных признаках времен года; закрепление знаний о листопадных деревьях; впадающих в спячку животных; перелетных и зимующих птицах; раннецветущих растениях; формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки; увеличение познавательной активности.
Оборудование и материалы:
Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона; картинки с изображением деревьев; перелетных и зимующих птиц; животных, впадающих в зимнюю спячку; картинки с изображением первоцветов.
Ход игры:
СЛАЙД 1
Воспитатель:
Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страницы.
СЛАЙД 2 ОСЕНЬ
Первая станция «Осень»
Воспитатель загадывает загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? - спросим.
Нам ответят: Это… Осень.
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
Какие признаки осени вы знаете? (Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).
СЛАЙД 3 ОСЕНЬ
Воспитатель:
Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
(Листопад).
Воспитатель:
А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев. (Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает детей встать в круг).
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы - листики осенние,
На ветках мы сидим.
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель:
Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят.
(Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Справились с заданием!
СЛАЙД 4 ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Воспитатель:
Важная примета осени - перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма - питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.
Перелетные птицы - это ласточка, грач, кукушка, лебедь.
Зимующие птицы - это свиристель, синица, дятел, ворона.
Игра «Зимующие - перелетные»
Воспитатель называет птицу - дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная - показывают руками крылья, зимующая - изображают домик).
(Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)
СЛАЙД 5 ЗВЕРИ МЕНЯЮТ ШУБКИ
Воспитатель:
Как звери готовятся к зиме?
(Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)
Воспитатель:
Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой?
(Заяц, белка).
Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень. СЛАЙД 6 СОЙКА
Воспитатель:
Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц - сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки». Орехи или желуди прорастают следующей весной и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
СЛАЙД 7 ЗИМА
Вторая Станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях. Лед на водах.
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
Зима - чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете?
(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).
СЛАЙД 8 ЗВЕРИ, ВПАДАЮЩИЕ ЗИМОЙ В СПЯЧКУ
Воспитатель:
Зимой многие дикие звери спят - погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.
Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.
Но зима заканчивается, и начинается новое время года.
СЛАЙД 9 ВЕСНА
Станция третья «Весна»
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица, легко земли касается,
Идёт на поле, на реку и по снежку, и по цветку. (Весной)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
Какие признаки весны вы знаете?
(Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).
Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (круговые движения головой)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали.
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи) и из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны туловища вперед).
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо), Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху),
Вот так, вот так лапы выше поднимали!
СЛАЙД 10 ПЕРВОЦВЕТЫ
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название - первоцветы.
Скажите, встречались ли вам такие растения в природе - в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Эти строки из стихотворения известного русского поэта Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным цветам.
Воспитатель:
Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?
СЛАЙД 11 ЛЕТО
Воспитатель загадывает загадку:
Слышно пенье комаров, время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето, всех зовет купаться … (Лето)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).
СЛАЙД 12 ЯГОДЫ
Воспитатель:
Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды? (Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)
Воспитатель:
Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страницы природы (Февраль - месяц)
В помощь педагогам дошкольных учреждений по образовательной области "Познавательное развитие"....
Презентация " Четыре клада природы"(вода)
Знакомство детей со свойствами воды...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».
В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Четыре стихии природы».Подготовила Абдурагимова З.И.Цели и задачи:образовательные: ознакомить детей с элемен...
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме: «Четыре стихии природы»
В данном маиериале размещены материалы для проведения проекта для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....
Всероссийский урок "Эколята - 4 страницы природы"
Занятие в подготовительной группе "4 страницы природы".Цель: обобщить, закрепить знания детей об окружающем мире, о временах года, о птицах и животных средней полосы России. #УрокЭколят ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема: «Четыре стихии природы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группес использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТТема: «Четыре стих...