Игры с дошкольниками старшего возраста по патриотическому воспитанию.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Черепанова Елена Викторовна

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание является одним из главных направлений в образовании наряду с гражданским и духовным воспитанием, поддержкой семьи.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Не маловажную роль в этом процессе играют игры. Всем педагогам известно, что игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Поэтому при планировании работы по патриотическому воспитанию я подбирала дидактические игры, направленные на изучение и закрепление пройденного материала по знакомству с родным краем и Россией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_patr.vospit.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по патриотическому воспитанию

дошкольников старшего возраста.

Дидактическая игра «Малая Родина».

Цель: Выявить и закрепить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего посёлка, памятниках и достопримечательностях своего поселка.

Материал: иллюстраций, фотографий города.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

Дидактическая игра «Флаг моей области».

Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?

Материал: картинка флага Кировской области, разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг, убирает и предлагает составить его из частей картинки. После того, как герб собран, беседуем о значении предметов, изображённых на нем.

Дидактическая игра « Герб моей страны».

Цель: способствовать закреплению знания герба своего города, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям герб, и предлагает детям составить одно целое из частей его картинки.

Дидактическая игра «Герб моей области».

Цель: закрепить представление детей о гербе родной области; уметь выделять герб своей области из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба Кировской области; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб Кировской области и отметить отличительные особенности от гербов других городов и областей нашей страны.

  1.  Дети по контурному шаблону при помощи шаблона - образца собирают из мозаики герб города.
  2.  Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
  3.  Детям предлагается собрать герб Кировской области из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
  4.  Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.

Ход игры: На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры: Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение. Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Ход игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

Дидактическая игра «Символы нашей страны».

Цель: развивать логическое мышление, память дошкольников.

Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.

Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.

Дидактическая игра «Мой адрес…».

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города , номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

Дидактическая игра: «Помощники в семье».

Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот. Учить детей строить отношения с другими людьми. Развивать речь детей. Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.

Ход игры: Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? -Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

Дидактическая игра «Расскажи о своей семье».

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Дидактическая игра «Наш детский сад». 

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

Учебно-развивающая игра «Ленты дорог».

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях - силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение. Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места. Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

Дидактическая игра «Путешествие по посёлку».

Цель: знакомить с родным посёлком.

Материал: альбом фотографий родного посёлка.

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей посёлка, а дети рассказывают, где она находится и её значение.

Дидактическая игра «В нашем посёлке гости».

Цель: В игровой форме закрепить знания о родном посёлке; развивать речь, память; воспитывать любовь к Малой Родине.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем посёлке. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать об особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба Кировской области, называет имя главы нашего посёлка.

Дидактическая игра «Родные улицы».

Цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.

Ход игры Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

  1. Что такое улица?
  2.  Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).
  3.  Кто такие пешеходы?
  4.  Как надо переходить улицу?
  5.  На какой улице стоит наш детский сад?
  6.  Какие еще улицы вы знаете?
  7.  Что такое площадь?

В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.

Дидактическая игра «Малая красная книга».

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

 Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений. Дети называют, воспитатель рассказывает о них.

Дидактическая игра «Птицы нашего города (края)».

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Дидактическая игра «Богатства недр земли».

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.

Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

Дидактическая игра «Что за ягода такая».

Цель: познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в Кировской области; развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры.

1 вариант: Карточки лежат на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку. Можно разделить детей на команды, чья команда быстрее ответит, та получает фишку.

2 вариант: Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в Вятском крае (Кировская область).

Дидактическая игра «Кто такой?»

Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры.

1 вариант: Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу.

2 вариант: Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу, дети называют его.

3 вариант: Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Дидактическая игра «Зеленая аптека».

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры. Дети делятся на две команды.

У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.

У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

- Подорожник прикладывают к ранке.

- Из крапивы варят витаминные щи.

- Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

- Из одуванчика делают полезный салат.

- Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

- Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

- Отвар цветков липы принимают при простуде.

Игра-лото «История родного посёлка».

Цель: закрепить у детей представление об истории родного посёлка.

Материалы: игровые поля с изображениями видов города от его основания до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории посёлка.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий показывает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком. Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.

Дидактическая игра «Назови кто».

Цель: знакомить детей с главными людьми

Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, чем он знаменит.

Дидактические игры «Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Дидактическая игра «Праздники»

Цель: ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа; развивать логику и мышление.

Ход игры Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают соответствующие друг другу картинки.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих карточек. Игровое действие: Подбор нужных карточек. В комплект игры входит 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки - с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую важность. Видя экологическую обстановку, мы понимаем, что эта тема всегда будет актуальна для человечества....

Квест игра для дошкольников старшего возраста

Квест – игра с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста. «Умники и умнички»Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмо...

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Авторы рассказывают, как с помощью различных видов деятельности можно сформировать у детей экологические знания....

Отчет по теме самообразования:  «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»

Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе  тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...

Мастер-класс для педагогов "Игры для детей старшего возраста направленные на воспитание коммуникабельности и доброжелательности"

Мастер-класс для педагогов "Игры для детей старшего возраста направленные на воспитание коммуникабельности и доброжелательности"...