Проект "Зимушка - зима"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект

Младшая группа

Тема:

«Зимушка - зима!»

 

Выполнила проект: Дикарева Г.А.

 Проектная деятельность в младшей группе на тему: «Зимушка- зима»

Тип проекта: информационно - творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: (28.11. – 16.12)

Участники проекта: педагоги, дети, родители.
 

 

Актуальность проекта:

Проект актуален тем, что необходимо формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, одежде по сезону, забавах, загадках, поведении животных и птиц в зимнее время. Дети дошкольного возраста часто путают времена года. Что способствует отсутствию знаний о сезонных изменениях в природе. Зима прекрасное время и для творчества, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Цель проекта. формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.

Задачи: 
1. Формировать у детей представление о временах года: зиме и зимних забавах; 
2. Формировать у воспитанников умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

3. Формировать у детей представления о жизни птиц зимой, о необходимости помогать пернатым в зимнее время года.

4. Пополнить словарь детей (словарь признаков, глаголов, родственные слова).
5. Способствовать умению детей составлять рассказ на зимнюю тематику.

Ожидаемые результаты проекта: 
- Сформировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
- Умение отражать полученные знания в речи, участвовать в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек. 
- Замечать красоту зимней природы.

-Участвовать в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с горки); 
-  Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей.

- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

-  Укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни.

Продукт проекта:

 Лепбук о зиме(стихи, загадки, иллюстрации, раскраски, рассказы, стихи, вертушки и т.д.), дидактическая игра: «Узнай животное по тени», составление альбома про диких животных (как зимуют звери и птицы).

Предварительная работа: 
1. Подбор материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр. 
2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. 
3. Работа с родителями: 
- Буклет  «Зима без травм».

- Консультация « Зимние забавы» (игры дома и на улице зимой)

- Буклет « Осторожно гололед! Профилактика травматизма»

- Информация  « Покормите птиц! Как правильно кормить птиц зимой!»

 

Подготовительный этап.

 Формулировка цели и задач; подбор методической литературы по теме проекта; обдумывание форм работы с родителями; поиск художественных произведений по теме проекта; подготовка условий для реализации проекта, разработка плана мероприятий.

Основной этап.
1. Беседы «Как  лесные звери готовятся к зиме », «Признаки зимы», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Осторожно гололед! Зима без травм», « Зимние забавы!», « Покормите птиц!»
2.Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам по теме проекта: «Зимние развлечения» и другие.
3. Экскурсия: «Улицы города зимой».
4. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел? », «Лиса и волк», Заюшкина избушка», Зимовье зверей».
Организация выставки книг о зиме.
5. Использование в работе загадок, физкультминуток,  пальчиковых игр, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе, рассказы про зиму.
6. НОД по Изобразительной деятельности:
Рисование «Забавные комочки», « Зимние забавы»
Аппликация « Наша нарядная елка».
Лепка «Наша елочка»
Использование раскрасок по теме проекта.
8. Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», «Щелкунчик». Разучивание песен о зиме.
9. Труд: расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом кустов на участке,
уборка в кормушки и подкормка птиц.
 Заключительный этап. 

-Установка  кормушки  для птиц.

-Выставка новогодних поделок «Зимние  узоры»

- Составление лепбука о зиме (стихи, загадки, иллюстрации, раскраски, рассказы, стихи, вертушки и т.д.)

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в  младшей группе по теме: «Признаки зимы».

Цель: способствовать усвоению обобщающего понятия «Зима» посредством наглядного материала.

Задачи:

- обогащать активный словарный запас детей по теме,

- учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять ее,

- выполнять словесные поручения,

- рассматривать картину, видеть в ней сюжет,

   отвечать на вопросы по ее содержанию,

- развивать общую моторику рук,

Материалы:

- показ слайдов на компьютере с изображением зимнего   пейзажа, людей в зимней одежде, катающихся на коньках, санях, лыжах, лепящих снеговика.

- лепбук «Зимушка – зима»

Ход НОД:

     Воспитатель приглашает детей посмотреть в окно:

«Ребята, что мы видим за окошком? Что лежит на земле? Что

лежит на деревьях? Сейчас время года у нас – зима!

Ой, посмотрите, к нам пришел белый зайчик в гости и

принес нам картинки, давайте их посмотрим».

На диване сидит зайчик.

 Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики, начинает показ слайдов и читает детям стихотворение. При чтении стихотворного текста показывает на слайдах называемые предметы.

Раз, два, три, раз, два, три,

На картинки посмотри,

В гости к нам зима пришла,

Много снега принесла.

Вот на крышах снег – снег,

На деревьях снег – снег,

На дорожках снег – снег,

На машинах снег – снег.

Вот стоят снеговики,

С горки едут саночки,

Дети лепят снежки,

Надевают коньки,

Всюду – всюду снег – снег,

Веселится человек.

«Ой, ребята, посмотрите, как зайчику понравилось наше стихотворение. Давайте повторим его еще раз вместе» - дети проговаривают стихотворение.

Затем воспитатель с детьми рассматривает лепбук « Зимушка – зима» вместе проговаривают, какие зимние месяца, повторяют , какие признаки зимы есть на картинках книги. Задает вопросы по их содержанию: « Кто это? Что он делает? Почему дети в варежках? и т.д.». Так же в игровой форме закрепляются знания зимней одежды. Д/И « Одень детей».

 

 

 

 

 

      «Молодцы ребята. А теперь зайчику пора домой. Давайте скажем ему до свидания!»

     Проводится физкультминутка.

Зимушка – зима.

Здравствуй, зимушка – зима!

         (кланяемся)

Что в подарок принесла?

        (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,

        (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый,

         (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,

          (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на елке огоньки!

           (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

«Детки, а кто играл на улице в снежки? А снег, какой? А давайте потрогаем снег» - вносится поднос со снегом, дети подходят, трогают снег, пытаются лепить. Воспитатель проговаривает: «Снег белый, холодный, лепится в комочек, в теплых ручках он тает, ручки мокрые…». Дети увлеченно играют в снег.

 

Конспект занятия по рисованию «Забавные комочки»

Цель: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы.
Задачи:
Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Развивать воображение, воспитывать любовь к друзьям.
Развивать тактильную чувствительность.
Учить отвечать на проблемные вопросы.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, картины «Саша и снеговик», художник А.В.Кондратьев.
Материал:
голубая бумага,
белая гуашь,
кисточки для рисования.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, а что это у меня в руках? (Письмо).
- Потрогайте письмо рукой, какое оно? ( Дети притрагиваются рукой к письму – письмо лежало на холоде) – холодное.
- Как вы думаете, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо? ( С улицы, с мороза и т.д.).
- Давайте письмо откроем и почитаем, открывают письмо.
Воспитатель читает:
«Ребята, я очень рад, что теперь мы с вами будем дружить каждый день. Ваш друг Снеговик»
- А кто это такой Снеговик? ( Разные ответы детей).
- А почему он написал, что с вами будет дружить каждый день? Он что к нам в группу придет?
- Что с ним случиться, если он будет в группе? (Правильно, растает), потому что снеговик из снега.
- А где же мы тогда с ним будем дружить? Правильно на улице!
- Но мы можем снеговика сделать в группе. С ним - тоже можно дружить.
- А как сделать, вам секретик сказать? Мы его будем выкладывать на ковре.
- А из чего – из квадратов или кругов?
- Молодцы! Из кругов. Сначала мы возьмем самый большой круг, затем средний, а потом самый маленький – для головы. Какой большой снеговик у нас получился.
- Ребята, а вы знаете, у меня есть знакомый мальчик Саша, он пошел на улицу и там кого - то увидел, хотите узнать кого?
- Для этого нам нужно одеться на улицу. Давайте быстро одевайтесь, и я буду одеваться вместе с вами. Что сначала одевают? Так берем штаны и … (Имитация одевания).
- Молодцы! Быстро оделись. Воспитатель подводит детей к картине.
- Вот это и есть мой знакомый мальчик.
- Знакомьтесь, его зовут Саша.
- Ребята, как вы думаете, как появился рядом с Сашей снеговик? (Слепили из снега).
- Какой снеговик? (Ответы детей).
- А вам нравиться мой друг – Саша? Он добрый или злой? Как вы догадались? (Глаза добрые, улыбается).
- Он смог бы обидеть, сломать снеговика?
- А дерево? Сломает он веточки? (Правильно, не сломает, их нет на снегу, а дерево вырастет большое).
- А птиц, Саша смог бы напугать? ( Правильно, Саша добрый и не обидит никого, птички его не бояться, не улетают).
- Погуляли с Сашей на улице, а теперь пойдем в группу, быстро раздевайтесь. Одежду аккуратно складывайте в кабиночки. (Имитация).
- А наш друг Снеговик загрустил. Давайте нарисуем ему друзей.
- Посмотрите. Как я нарисовала снежные комочки(Образец воспитателя).
- А сейчас я покажу, как я его рисовала. Беру палочку, макаю в белую краску и начинаю рисовать…
Дети рисуют снежные комочки, круги разного размера.
- Ну, что ручки замерзли, пока рисовали? Конечно, потому что снег  дружит с морозом. Помните, как Мороз играл с вами в игру «Заморожу». Ну, сейчас я узнаю. Помните или нет?
- Вот у меня – рукавичка - Мороз подарил. Мы сейчас поиграем в игру «Заморожу», а ваши чудные снеговики – посмотрят, как вы играете.
Игра «Заморожу».
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....