Ознакомление с окружающим миром "Новый год"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе «Что за праздник Новый год?»
Цель: Формирование представления детей об обычаях и традициях празднования Нового
 
года.
 
Задачи:
 
Образовательные:
 
-расширять представления детей о зимних явлениях природы;
 
- познакомить детей где и как живёт Дед Мороз;
 
- познакомить детей с новогодними традициями России и других стран;
 
- формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновения.
 
Развивающие: расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, речь.
 
Воспитательные: воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей
 
природе, активность, самостоятельность, интерес к обычаям и традициям русского
 
народа.
 
Интегративные образовательные области: коммуникация, художественная литература, социализация, физическая культура, здоровье, художественное творчество.
 
Приоритетная образовательная область: познание (формирование целостной картины мира).
 
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
 
Дидактический и наглядный материал: глобус, кукла или картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки.
 
Ход занятия:
 
Воспитатель предлагает детям вспомнить загадки о зиме, затем предлагает отгадать его загадки:
 
После осени пришла
 
И сугробы намела… (зима)
 
Дополнить наши знания о зиме нам помогут ещё загадки:
 
Покружились звездочки,
 
В воздухе немножко,
 
Сели и растаяли
 
На моей ладошке… (снежинки)
 
Белое покрывало,
 
На земле лежало.
 
Лето пришло,
 
Оно всё сошло… (снег)
 
Ночью он, пока я спал,
 
Пришёл с волшебной кистью,
 
И на окне нарисовал
 
Сверкающие листья… (мороз)
 
На морозе не дрожу,
 
Нос морковкою держу,
 
Но не жалуюсь, привык.
 
Как зовусь я?. (снеговик)
 
Двор в снегу. Белы дома.
 
Это к нам пришла. (зима)
 
Мы вдвоем скатали ком,
 
Шляпа старая на нём.
 
Нос приделали, и вмиг
 
Получился. (снеговик)
 
Колкую, зеленую
 
Срубили топором.
 
Колкая, зеленая
 
К нам приходит в дом. (ёлка)
 
Дед мороз пришел к нам в гости
 
С хрупкой, белоснежной гостьей.
 
Он назвал ее дочуркой.
 
Эта девочка… (Снегурочка).
 
На дворе снежок идет,
 
Скоро праздник. (Новый год)
 
В: - У нас в России теперь стоит зима. А вы знаете, что в некорых странах сейчас лето? Если путешествовать по миру, то можно узнать много интересного и необычного. Что мы можем увидеть и узнать?
В: -Какие праздники отмечают люди во многих странах, общие для разных людей? (Новый год, Рождество)
 
Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по особому. Посмотрите на глобус - это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень -очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.
 
(Дети путешествуют по глобусу. Место путешествия можно отмечать снежинкой).
 
Гимнастика для глаз.
 
«Елка».
 
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
 
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
 
Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
 
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
 
И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)
 
История праздника.
 
А знаете ли вы, как появился праздник Новый год?
 
В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
 
И вот больше 300 лет назад (накануне 1700 года) русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по другому обычаю (европейскому) – 1 января. Пётр предложил всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.
 
— А как отмечают праздник — Новый год у нас в стране?
 
— А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей).
 
Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночи под бой самых главных часов слушают поздравление президента России.
 
Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?
 
Дети: 12 раз.
 
В: -Ребята, а кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)
 
- Как он выглядит? (по иллюстрации). Правильно, российский Дед Мороз - это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой. А как ее зовут? Правильно Снегурочка. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.
 
- Какие новогодние традиции вы уже знаете? (наряжать елку, дарить подарки, веселиться)
 
 
-В разных странах принято по своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. Поскольку народы мира пользуются разными календарями.
 
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.
 
Финский Дед Мороз носит красную шапку и красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, которые хорошо себя вели весь год.
 
Есть на свете такая страна Италия. Здесь нет Деда Мороза. Вместо него через трубу дома на метле влетает волшебница Бефане и у каждой кроватке оставляет новогодние подврки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, тем больше богатства принесет Новый год.
 
 
Китайцы празднуют наступление Нового Года два раза. В первый раз - 1 января, согласно своему лунному календарю. По китайскому календарю начало Нового Года выпадает между 21 января и 19 февраля. китайцы, где бы они не жили, отмечают свой Новый год ритуальным танцем дракона и фейерверком, который призван тпугнуть злых духов. Был в Китае и еще один замечательный обычай - в первые новогодние дни - настрого запрещалось браниться и ругаться.
 
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотели бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должени положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.
 
 
Новогодняя разминка
 
Игра «Доскажи словечко»
 
Есть одна игра для вас:
 
я начну стихи сейчас.
 
Я начну, а вы кончайте!
 
Хором дружно отвечайте.
 
На дворе снежок идет,
 
скоро праздник.
 
- Новый год!
 
Мягко светятся иголки,
 
хвойный дух идет.
 
- От елки!
 
Ветви слабо шелестят,
 
бусы яркие.
 
- Блестят!
 
И качаются игрушки -
 
флаги, звездочки,.
 
- Хлопушки!
 
Нити пёстрой мишуры,
 
колокольчики.
 
- Шары!
 
Рыбок хрупкие фигурки,
 
Птицы, лыжницы,.
 
- Снегурки!
 
Белоус и краснонос
 
Под ветвями.
 
- Дед Мороз!
 
И верхушку украшая,
 
там сияет, как всегда,
 
очень яркая, большая,
 
пятикрылая.
 
- Звезда!
 
Ну а елка, просто диво!
 
Как нарядна, как.
 
- Красива!
 
Заключительная часть.
 
В: - О каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей).
 
— Подведем итог, какие традиции и обычаи встречи Нового года в России мы с вами вспомнили? (Ответы детей).
 
- Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).
 
-Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).
 
Давайте и мы подготовим праздничное поздравление, что пожелаем нашим родным и друзьям? (высказывания детей).
 
В: - Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим

Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира,  раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...