Технологическая карта НОД "Видим,слышим, ощущаем".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аруна Сергеевна Чокова

Цель: формирование знаний у детей об органах чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_nod.doc194.5 КБ
Файл samoanaliz.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема: «Видим, слышим, ощущаем»

Образовательные области: «Познавательное развитие» («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).

Цель: формирование знаний у детей об органах чувств.

Задачи: 1.Образовательная: Формировать знания у детей о том, какое значение имеет для человека слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.

2.Воспитывать умение слушать не перебивая.

3.Развивающая : Способствовать  развитию памяти, мышления, речи, внимания.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Словарная работа: видеть, слышать, ощущать.

Планируемый результат занятия:

Предварительная работа: беседа с помощью чего мы видим, слышим и ощущаем.

Материалы и оборудование: лимон; яблоко;  сахар;  вода;  бубен;  чайник; «чудесная» коробочка с дырочками;  «чудесный» мешочек; картинки с изображением  чувств (язык, ухо, нос, рука);  предметы с разной поверхностью (гладкой, шероховатой, ворсистой, холодной, влажной);  колокольчик;  аудиокассета с записями шумов.

Форма организации: фронтальная, в группе, дети сидят на стульях.

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Актуализация опорных знаний

-Здравствуйте ребята.  Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Сид, маленький учёный и  он принёс с собой «чудесный мешочек». В мешочке есть интересные предметы и задания, с которыми он не смог справиться и пришел к вам за помощью. Поможете ребята, гостью? А Сид будет наблюдать, как мы выполняем его задания.

1-ое задание: Узнать предметы (лимон, бубен, яблоко) с помощью разных органов чувств.

- Ребята вам нужно понюхать то, что находится в коробочке с дырочками и сказать, что там. Начинаем?

- Запах чего вы чувствуете?

- чем вы нюхали?

- запахи окружающие нас, мы чувствуем носом.

Затем воспитатель предлагает послушать звук.

Теперь послушайте внимательно: звук какого инструмента вы слушаете?

Воспитатель: чем вы слушаете?

Воспитатель: различные звуки окружающие нас, мы слышим ушами.

Далее воспитатель предлагает ощупать предмет, лежащий в мешочке.

Воспитатель: какой предмет лежит в мешочке?

Воспитатель: чем вы обследовали яблоко?

- Молодцы ребята, видишь Сид, какие умные у нас ребята.

Приветствие

Сюрпризный момент

Игровой прием

Вопросы  

 Показ и объяснение

Дети здороваются и садятся на стулья за столом.

Ответы детей

Ответы детей

(лимона)

( носом)

Ответы детей

(бубна)

(ушами)

Ответы детей

( яблоко)

(руками)

Заинтересованность детей.

2.

Основной этап

Формирование новых знаний

Закрепление полученных знаний

 Дети обследовать предмет мы можем с помощью рук.

2-ое задание: Воспитатель демонстрирует непрозрачный чайник с водой.

- что вы видите?

Воспитатель: чем вы увидели чайник?

Воспитатель: окружающие нас предметы мы видим глазами

Воспитатель:  попробуйте воду на вкус? Какая она на вкус?

Затем воспитатель выливает содержимое чайника в прозрачную емкость, добавляем сахар. Предлагает детям попробовать воду на вкус.

Воспитатель: какая на вкус вода?

Воспитатель добавляет в подслащенную воду дольку лимона и предлагает детям попробовать воду на вкус.

-какая вода на вкус?

- чем вы определяете вкус?

Объяснение      

Беседа и вопрос

Показ слайда и объяснение

Динамическая пауза

Показ движении

чтение худ.слово

Игра

Ответы детей по очереди

Ответы детей

Возникает затруднение.

( чайник)

( глазами)

( вода не имеет вкуса)

( сладкая)

Если возникают трудности ,помогаю наводящими вопросами

( кисло-сладкая)

( языком).

Дети смотрят

высказывания детей.

Ответы детей

Дети совместно с воспитателем выполняют движения

Дети выполняют задание

Ответы детей

Дети с интересом смотрят и слушают

- Воспитатель: У людей есть помощники, которые позволяют им узнавать про все на свете. Работа на экране: Воспитатель демонстрирует картинки с изображением органов чувств. У человека есть органы чувств: глаза, для того, чтобы смотреть; уши – чтобы слышать; нос – определять запах; язык – определять вкус; пальцы – определять форму и структуру поверхностей. Необходимо их беречь. Как вы думаете, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было?

Воспитатель: Как сохранить органы чувств здоровыми? Да ребята, нужно сделать нам зарядку.

3 –е задание: Физминутка

Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

4-е задание: Дидактическая игра

-Ребята давайте, поупражнять свои органы чувств: соотнести звуки, картинки, запахи, ощущение с изображениями органов чувств.

1. Например, воспитатель включает аудиозапись шума моря, ребенок говорит, что слышит этот звук ушами и показывает картинку с изображением уха.

2. Воспитатель распыляет освежитель воздуха в группе, дети говорят, что чувствуют запах носом и показывают картинку с изображением носа.

3. Воспитатель просит определить какая поверхность у предметов. Дети прощупывают поверхности руками, и показывают картинку с изображением рук и т. д.

Рефлексия

- А теперь давайте покажем маленькому учёному Сиду   кто и как сегодня занимался на занятии. Ребята, у вас у каждого на столе лежат карточки с изображением лимона, яблока.

- Кому понравился занятие и выполнил все задания, поднимает карточку с изображением лимона.

-  А кому не очень понравился наше занятие и редко отвечал на вопросы, не до конца успел выполнить задание, поднимает яблоко.

3.

Заключительный этап

  Итог:

- Кто сегодня приходил на занятие? Что принёс маленький учёный Сид? Что мы с вами делали? Что запомнили?

Вопросы и ответы

Ответы детей



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

Открытого показа непосредственно образовательной деятельности

По теме :  Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Видим, слышим, ощущаем»

Вид НОД: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма проведения: беседа, показ, объяснение, рассуждение.

Доминирующая образовательная область:  Познавательное развитие

Цель непосредственно образовательной деятельности: формирование знаний у детей об органах чувств

Задачи:

1.Образовательная

Формировать знания у детей о том, какое значение имеет для человека слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.

2.Воспитательная

Воспитывать умение слушать не перебивая.

3.Развивающая

Способствовать  развитию памяти, мышления, речи, внимания.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Материалы и оборудование: лимон; яблоко;  сахар;  вода;  бубен;  чайник; «чудесная» коробочка с дырочками;  «чудесный» мешочек; картинки с изображением  чувств (язык, ухо, нос, рука);  предметы с разной поверхностью (гладкой, шероховатой, ворсистой, холодной, влажной);  колокольчик;  аудиокассета с записями шумов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие «Физическое развитие»

Форма реализации (методические приёмы): использование пособий, музыкального сопровождения (прослушивание аудиозаписи), демонстрация иллюстративных пособий, вопросы к детям, поощрение, наводящие вопросы при затруднении, пояснение,  объяснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент.

Методы:

Предварительная работа с детьми: беседа по теме «Органы чувств».

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач: Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены.

Описание структуры НОД: НОД проводилась с подгруппой детей старшего возраста 5 - 6 лет,  участвовали в непосредственно-образовательной деятельности 8 детей,  включало в себя организационную часть; основную и заключительную часть.

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Вводная часть НОД: включает в себя сюрпризный момент (создание эмоционально-положительного отклика). Это  предполагает  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. Этому способствует  появление персонажа- Сида.

В основную часть НОД: были включены игры, для формирования новых знаний, что можем с помощью рук обследовать предметы, видеть все окружающее с помощью глаз, слышать с помощью уха. Для закрепления информации и знаний были использованы ИКТ технологии.

Чтобы дети не переутомлялись, была использована здоровьесберегающие технологии, как Динамическая пауза. А также были включены беседа, дидактическая игра, что способствует поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

В заключительной части была проведена рефлексия и дети оценили деятельность  воспитателя и оценили  свои возможности. Для активизации анализа детских работ были использованы вопросы о внешнем виде

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

При затруднении ответов детей, мною задавались Вопросы развивающего характера.

В целом НОД достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Все этапы НОД логически между собой объединены. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная , двигательная деятельность детей.

Данная структура НОД  вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.
В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

Вывод: Считаю, что мне удалось достичь цели непосредственно- образовательной деятельности, через реализацию всех поставленных задач.

 Перспектива дальнейшей работы: Продолжать работу над развитием своего уровня и качества профессиональной подготовки, применять инновационные методы и подходы в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...