Методическая разработка по познавательному развитию для детей с ТНР "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Соколова Татьяна Генриховна

Цель: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; их повадках, характерных особенностях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

 Развивающие задачи:  развитие внимания, логического мышления, слухового восприятие.

Образовательные задачи: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; их повадках, характерных особенностях.

Воспитательные задачи:  воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

вызывать желание беречь их, помогать зимующим птицам.

Речевые задачи: совершенствовать диалогическую речь; закрепить умение образовывать существительные во множественном числе, умение подбирать предлоги.

Оборудование:  картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц, цветные перышки.

Ход.

Дети играют в группе.  

  1. Воспитатель привлекает внимание детей, организовав, пальчиковую гимнастику «Птичка».

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)

Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)

Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)

Птичка зёрнышки нашла

Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)

Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)

Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)

Полетела, полетела!

  1. Чтение стихотворения.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?  Посмотрите, к нам на веточку слетаются птички. Отгадайте их.

  1. Загадки.

Белые щечки –

 Синяя птичка,

  Остренький клювик –

Собой невеличка.

Желтая грудка –

Это …(Синичка)  (слайд 3)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири) (слайд 4)

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел) (слайд 5)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.) (слайд 6)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет.

Рядом с нами живет?

 (Голубь.) (слайд 7)

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона. (слайд 8)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока) (слайд 9)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель) (слайд 10)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут ...

(Клестом)  (слайд 11)

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

  1. Дидактическая игра на внимание  «Какой птички не стало? »

(На доске  пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».  

На экране картинки четырех птиц (три зимующие и одна перелетная). Дети называют  «лишнюю птицу». (см. презентацию).

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей).

  1. Дидактическая игра  «Кто кричит?  (см. презентацию)

(дети узнают птиц по звукам)

  1. Чтение стихотворения.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц ?

  1. Дидактическая  игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем.  Нужно на слух определить, чем я кормлю птиц.

Воспитатель за ширмой пересыпает из чашечки в чашечку семечки, крупу, сухарики. Дети на слух отгадывают)

  1. Д/и «Определи перышко».  

Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, В ней перышки разных цветов. Дети отгадывают, что за птица прилетала на кормушку.)

  1. Физминутка «Птички».

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили?

Пёрышки почистили!

Клювики почистили?

Клювики почистили!

Дальше полетели

И в кружочек сели!

10 .Д/И «Один-много)   Дети образовывают существительные во множественном числе.

Ворона-вороны

Синица-синицы

Воробей-воробьи

Голубь-голуби

Сова-совы

Сорока-сороки

Свиристель-свиристели

Снегирь-снегири

Дятел-дятлы.

  1. Д/и «Где сидит птица?»

Дети на  картинке  с  изображением птиц  в парке на дереве,  называют где сидит птица (на крыше кормушки…)

  1. Итоговая беседа.

Воспитатель:  Какие птицы прилетали к нам на кормушку? (дети называют и прикрепляют птичек  с прищепками на древо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей младшей группы «Лесные чудеса»

НОД по познавательному развитию для детей младшей группы «Лесные чудеса»...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни чело...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста. Игровой сеанс "В гости к нам пришла Весна"....

Методическая разработка по познавательному развитию для детей 4-5 лет на тему: «В царстве льда»

Методическая разработка по познавательному развитию для  детей 4-5 лет на тему: «В царстве льда». Конспект урока...