Проект "Моя семья -моя малая родина"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта – формирование у детей нравственно – патриотических чувств, чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье, воспитание у дошкольников любви к малой Родине – своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»
Проект
«Семья – моя малая Родина»
Выполнил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Гредасова И.Н.
С.Поспелиха, 2022г
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, родители, воспитанники старшей группы «Фиксики».
Срок реализации: с21 ноября по 1 декабря
Пояснительная записка:
«Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе»
О.В.Токмакова
Актуальность темы. Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовно-нравственным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Город – частица большой Родины, а семья – Малая Родина. Познание духовно-нравственных традиций семьи, затем города, а в последствии и страны будут способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, что обуславливает актуальность данного проекта. Важно показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, лучшими людьми, семьями. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами страны, Россией.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Социологическое исследование родителей, проведенное в детском саду, показало, что в настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т.к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам. Дети стали жестокие, неуважительно относятся к своим родителям, не понимают надобность соблюдения духовно-нравственных традиций семьи. Но чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым надо научить его любить отца, мать, а родителям в свою очередь окружить заботой и вниманием своих детишек. Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.
Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.
Цель проекта – формирование у детей нравственно – патриотических чувств, чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье, воспитание у дошкольников любви к малой Родине – своей семье.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
- организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
Развивающие:
- создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
- развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
- прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Ожидаемый результат
Для педагогов:
- изучить литературу по теме проекта;
- успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- разработать конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;
- проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;
- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.
Для воспитанников:
- расширятся и обогатятся знания о родном селе;
- дети знают символы своего села;
- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;
- активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;
- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;
- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего села; бережно относятся к памятникам, к родной природе;
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;
Для родителей:
- расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;
- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;
- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;
- знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;
- посещают вместе с детьми памятные места села;
- выполняют совместные с детьми творческие работы;
- читают детям литературу о своём крае, селе, о его героях;
- принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.
Методы и приёмы:
- метод сравнения.
- наглядно – действенные
- дидактические игры, пальчиковые и речевые игры, подвижные игры.
- беседы
Этапы проекта
I этап - подготовительный
- изучение методической литературы;
- проведение анкетирования родителей;
- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;
- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;
- подготовка предметно-развивающей среды по проекту.
2 этап – основной
Формы работы:
Работа с воспитанниками:
- совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей;
- праздники и развлечения;
- квест-игра «Бусы для мамы».
Работа с родителями
- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);
- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);
- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);
- совместное мероприятие (квест – игра).
Взаимодействие со специалистами ДОО
Музыкальный руководитель:
- музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, о природе;
- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;
Инструктор по физической культуре:
- пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта);
- сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников.
- организация праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»
3 этап – итоговый
Подведение итогов по проекту:
- сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;
- обобщение материалов проекта.
Совместная деятельность взрослого и воспитанников | |||
Образовательная область | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность воспитанников | Взаимодействие с семьёй |
Речевое развитие | «Составление творческого рассказа по картине «Семья» Беседа: «Какие государственные праздники вы знаете». «Наша родина – Россия». «Посёлок, в котором я живу» «Наши достижения» «Моя страна». «Красивые места нашего посёлка». «Дом в котором я живу» «Улица, на которой ты живешь». «Что хорошего можно сделать для друзей». Беседа на тему: «Моя семья». Беседа «Расскажи свой адрес». Беседа «Мои бабушка и дедушка» | Составление рассказа «Я живу в России». Ситуативный разговор «Мы -россияне, наш язык – русский». Ситуативный разговор «Как я люблю свою маму». Ситуативный разговор «Расскажи о своей семье» Проговаривание поговорок, пословиц о Родине. Пальчиковая гимнастика: «Наша семья». Игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок) | Предложить рассмотреть альбомы «Моя семья» Папка – передвижка «Как провести выходной день с ребёнком» |
Познавательное развитие | «Достопримечательности нашего посёлка» (рассматривание фотографий). Беседа «Профессия моей мамы» Рассматривание альбома Детской энциклопедии «Россия». Рассматривание: «Карта мира, Россия». НОД «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…». | Дидактические игры: Дидактические игры: «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие. просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка». | Участие в изготовлении «Генеалогического древа» Создание группового альбома «Вместе -дружная семья». |
Социально – коммуникативное развитие | «Знаменитые люди нашей страны» (рассматривание фотографий Путин, Царь Пётр – 1, Гагарин Ю.) Игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я». | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Дом», «Семья» «Дочки-матери» «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости». | Организация мини – музея «Семейные реликвии». |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивные виды деятельности: «Салфетка с цветами для мамы» рисование «Деревья и кустарники нашего двора. Рисование Прогулка по лесу. (ознакомление с природой родного края) Дома на нашей улице. аппликация Рисование по замыслу. (Моя семья) «В посёлке построены разные дома» рисование | «Гимн России» Прослушивание: Шуберт «Осенний вальс» П.И. Чайковский – отрывок из альбома «Четыре времени года» музыкальной композиции «Моя Россия». Муз. Г. Струве, сл. Н Соловьёвой Рассматривание картин: З. Серебрякова «За обедом», Б. Кустодиев «Утро». | Выставка рисунков «Портрет любимой мамочки», «Рисуем вместе с папами». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». | Физкультминутки: «Семья», «Мама и дочь», «Человек». Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья». | Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Чтение Художественной литературы. | Книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; Чтение стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом». Чтение Гимна России. Чтение сказок «Иванушка дурачок», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Жихарка, Зимовье зверей. Привередница, Лиса Лапотница и др. |
Вывод: в процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.
Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.
Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Дорофеева Э.А., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Сайт «Воспитатель» - http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html
3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...
"Семья, как малая родина"
Занятие для детей подготовительной группы (6-7) лет в рамках потриотического воспитания....
Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"
Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...
Исследовательский проект в младшей группе "Семья-моя малая Родина!"
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках группы.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Актуальность: Родина. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители...
Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы
Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы...
«Моя семья – моя малая Родина» Педагогический проект по патриотическому воспитанию Старшая группа
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проект...
"Семья-моя малая Родина!"
Исследовательский проект в первой младшей группе Актуальность: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников-прцесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу...