Проект "Моя семья -моя малая родина"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель проекта – формирование у детей нравственно – патриотических чувств, чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье, воспитание у дошкольников любви к малой Родине – своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»

Проект

«Семья – моя малая Родина»

Выполнил: воспитатель высшей

квалификационной категории

Гредасова И.Н.

С.Поспелиха, 2022г

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, родители, воспитанники старшей группы «Фиксики».

Срок реализации: с21 ноября по 1 декабря

Пояснительная записка:

                                                                   «Семья – источник вдохновения,

                                                              Где рядом взрослые и дети,

      В семье от всех невзгод спасение,

                                                                      Здесь друг за друга все в ответе»

О.В.Токмакова

Актуальность темы. Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовно-нравственным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Город – частица большой Родины, а семья –  Малая Родина. Познание духовно-нравственных традиций семьи, затем города, а в последствии и страны будут способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, что обуславливает актуальность данного проекта. Важно показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, лучшими людьми, семьями. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами страны, Россией. 

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Социологическое исследование родителей, проведенное в детском саду, показало, что в настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т.к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам. Дети стали жестокие, неуважительно относятся к своим родителям, не понимают надобность соблюдения духовно-нравственных традиций семьи. Но чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым надо научить его любить отца, мать, а родителям в свою очередь окружить заботой и вниманием своих детишек. Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.

Цель проекта – формирование у детей нравственно – патриотических чувств, чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье, воспитание у дошкольников любви к малой Родине – своей семье. 

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.

- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.

- организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Развивающие:

- создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.

- развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

Воспитательные:

- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.

- прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

        - изучить литературу по теме проекта;

- успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

- разработать конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;

- проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;

- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.

Для воспитанников:

расширятся и обогатятся знания о родном селе;

- дети знают символы своего села;

- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;

- активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;

- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;

- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего села; бережно относятся к памятникам, к родной природе;

дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;

Для родителей:

- расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;

- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;

- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;

знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;

- посещают вместе с детьми памятные места села;

- выполняют совместные с детьми творческие работы;

- читают детям литературу о своём крае, селе, о его героях;

- принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.

Методы и приёмы:

  • метод сравнения.
  • наглядно – действенные
  • дидактические игры, пальчиковые и речевые игры, подвижные игры.
  • беседы

Этапы проекта

I этап - подготовительный

- изучение методической литературы;

- проведение анкетирования родителей;

- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;

- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;

- подготовка предметно-развивающей среды по проекту.

2 этап – основной

Формы работы:

Работа с воспитанниками:

- совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей;

- праздники и развлечения;

- квест-игра «Бусы для мамы».

Работа с родителями

- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);

- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические   консультации);

- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);

- совместное мероприятие (квест – игра).

Взаимодействие со специалистами ДОО

Музыкальный руководитель:

- музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, о природе;

- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;

Инструктор по физической культуре:

- пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта);

- сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников.

- организация праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»

3 этап – итоговый

Подведение итогов по проекту:

- сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;

- обобщение материалов проекта.

Совместная деятельность взрослого и воспитанников

Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность воспитанников

Взаимодействие с семьёй

Речевое развитие

«Составление творческого рассказа по картине «Семья»

Беседа:

«Какие государственные праздники вы знаете». «Наша родина – Россия».

«Посёлок, в котором я живу»

 «Наши достижения»

 «Моя страна».

«Красивые места нашего посёлка».

 «Дом в котором я живу»

«Улица, на которой ты живешь».

«Что хорошего можно сделать для друзей».

Беседа на тему: «Моя семья».

Беседа «Расскажи свой адрес».

Беседа «Мои бабушка и дедушка»

Составление рассказа «Я живу в России».

Ситуативный разговор «Мы -россияне, наш язык – русский».

Ситуативный разговор «Как я люблю свою маму».

Ситуативный разговор «Расскажи о своей семье»

Проговаривание поговорок, пословиц о Родине.

Пальчиковая гимнастика: «Наша семья». 

Игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок)

Предложить рассмотреть альбомы «Моя семья»

Папка – передвижка «Как провести выходной день с ребёнком»

Познавательное развитие

 «Достопримечательности нашего посёлка»

(рассматривание фотографий).

Беседа «Профессия моей мамы»

Рассматривание альбома Детской энциклопедии «Россия».

Рассматривание: «Карта мира, Россия».

НОД «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…».

Дидактические игры:
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Назови ласково» Д/и «Как тебя зовут?»;

Дидактические игры: «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие.

просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Участие в изготовлении «Генеалогического древа»

Создание группового альбома «Вместе -дружная семья».

Социально – коммуникативное развитие

«Знаменитые люди нашей страны»

 (рассматривание фотографий Путин, Царь Пётр – 1, Гагарин Ю.) Игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я».

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Почта», «Дом», «Семья» «Дочки-матери»

«Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».

Организация мини – музея «Семейные реликвии».

Художественно – эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности:

«Салфетка с цветами для мамы» рисование «Деревья и кустарники нашего двора. Рисование Прогулка по лесу. (ознакомление с природой родного края)

Дома на нашей улице. аппликация

Рисование по замыслу. (Моя семья)

«В посёлке построены разные дома» рисование

«Гимн России»

Прослушивание: Шуберт «Осенний вальс»

П.И. Чайковский – отрывок из альбома «Четыре времени года»

музыкальной композиции «Моя Россия». Муз. Г. Струве, сл. Н Соловьёвой

Рассматривание картин: З. Серебрякова «За обедом», Б. Кустодиев «Утро».

Выставка рисунков «Портрет любимой мамочки», «Рисуем вместе с папами».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты».

Физкультминутки: «Семья», «Мама и дочь», «Человек».

Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья».

Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»

Чтение Художественной литературы.

Книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям.

Чтение художественной литературы: В. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; Чтение стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом».

Чтение Гимна России.

Чтение сказок «Иванушка дурачок», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Жихарка, Зимовье зверей. Привередница, Лиса Лапотница и др.

Вывод: в процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Дорофеева Э.А., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

2. Сайт «Воспитатель» - http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html

3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

"Семья, как малая родина"

Занятие для детей подготовительной группы (6-7) лет  в рамках потриотического воспитания....

Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"

Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...

Исследовательский проект в младшей группе "Семья-моя малая Родина!"

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках группы.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Актуальность: Родина. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители...

Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы

Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы...

«Моя семья – моя малая Родина» Педагогический проект по патриотическому воспитанию Старшая группа

Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проект...

"Семья-моя малая Родина!"

Исследовательский проект в первой младшей группе Актуальность: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников-прцесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу...