Конспект образовательной деятельности «Быт Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру

Старченко Мария Владимировна

Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti2017.doc57 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности «Быт  Руси»

Тема«Знакомство дошкольников с русским бытом»

ЦельОзнакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.

Задачи:

ОбразовательныеПознакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.

1. Организационный момент:

Воспитатель(приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой вы живёте?

Дети: Россия.

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью

Слайд Русь

Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена. В путь дорогу возьмем с собой эту волшебную книгу новых слов, если нам в пути встретится новое слово мы его положим в нашу книгу. Вперед. Давайте возьмёмся за руки.

Музыка слайд (космос)

 Еле - еле, еле - еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не бегите,

Карусель остановите.

Воспитатель:

Приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю. 

Воспитатель: Раньше Русь деревянной называли, от слова дерево все на Руси было деревянным, мебель и даже посуда была из дерева,

Люди строили себе жилища из брёвен.

Воспитатель: Ребята а кто из вас и сейчас живет в деревянном доме?

Воспитатель: Такие дома на Руси называли избами. Изба это деревянный дом.

Слайд. Изба

Воспитатель: Вот и первое новое слово, положим его в нашу волшебную книгу.( слово на ленточке положит в книгу)и повторим все вместе новое слово. Изба.

Воспитатель: А главной в избе была, вот послушайте загадку.

 Загадка:

Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала. (печь)

Слайд печь.

Воспитатель: Ребята а у кого из вас есть в доме печь?

Для чего нужна печь в доме? Что  можно приготовить в печи?

Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

 Воспитатель: Ребята сейчас приглашаю вас пройти в бабий кут. А что это я вам расскажу. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки, или как раньше говорили на куты. Между печью и стеной находился бабий кут

Слайд бабий кут.

Воспитатель: И так ребята  бабий кут это  пространство  между печью и стеной, где шли женские работы. Повторим новое слово кут

 Это новое для нас слово, положим в волшебную книгу слов.(ленту со словом в книгу)

Воспитатель: теперь давайте приготовим угощение к чаю. Чай любили пить с бубликами. Проходите в бабий кут.

Воспитатель: Перед тем, как приступить к работе, надо вымыть руки. Я вам полью из ковша, руки вытирайте рушником. Кто из вас услышал новое слово?

Слайд рушник.

Воспитатель: Рушник – это полотенце с вышивкой по краям. Повторим все вместе это новое слово. И отправим его в нашу книгу. Приступим к работе.

( из саленого теста катают бублики)

Воспитатель:

-Ой, какие молодцы, все постарались. Сейчас мы бублики в печь посадим. Давайте помоем руки. Чем мы вытрем руки?

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял (Слайд Ухват) ухват это - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце, которым хозяйка доставала горячий (слайд чугунок)чугунок со щами, вкусной кашей чугунок- это горшок из чугуна . Еще два новых слова в нашу книгу повторим их ухват чугунок.

Слайд ложка

Воспитатель: Ели  деревянной ложкой. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша..У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.

А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель:

Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут. Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь.(Слайд сундук и ларь) Ларь-это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок использовался для хранения одежды и утвари. повтори новые слова и положим их в книгу. Ларь сундук .

Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель:

Ребята, для чего нужны были сундуки?

Воспитатель: А вечерами мужчины плели лапти. Лапти - это старинная плетённая обувь. Носили лапти и взрослые и дети. Эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей .Новое слово для нашей книги Лапти повторим.

 Воспитатель:- Ребята давайте отдохнем и проведем древне русскую физ-минутку. С начало мальчики повторяют за мной.

Физ-минутка .

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите
,   (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите!  ( руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки:

А мы тоже наряжались,  (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой,  (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

Воспитатель:

Слайд: Красный угол

Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница- полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Воспитатель:

За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под иконой.

Здесь и располагалась люлька с младенцем.

Музыка плачь младенца.

Ой, малыш проснулся. Одеяльце упало. Надо поправить. (Достает лоскутное одеяло).

Воспитатель: Слайд лоскутное одеяло.

-Ребята, смотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш. Оно необычное ,это одеяло сшито из множество маленьких лоскутков ткани.

Воспитатель:

Ребята, давайте споем малышу колыбельную, чтобы лучше ему спалось. 

Я буду петь колыбельную, а вы мне помогайте. Колыбельную нужно петь тихо, ласково и нежно, чтобы малышу сладко спалось.

Баю-бай, крадется дрема,
Он разносит сны по дому
И к тебе пришел, малыш -
Ты уже так сладко спишь.

Воспитатель: Ребята а может вы знаете еще колыбельные песенки.

Воспитатель:

Слайд изба в будни.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового палена.

Новое слово для нас повторим лучина.

Слайд лучина

Потом появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам. слайд восковые свечи

Слайд костюм.

Воспитатель: Посмотрите на костюм. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани?  (красили)

- Чем могли красить ткани?  (ответы детей) 

Посмотрите, что у меня на столе?  (свекла, морковь, луковица)

-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).

- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).

-А как я получила коричневую краску?       (предположения детей)

- Для того,  чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки  опускаем в блюдце с растительной краской.

(Дети самостоятельно окрашивают ткани)

- А теперь нашим тканям дадим просохнуть, перенесите лоточки на скамьи

Ну вот и подошло к концу наше знакомство с бытом Руси.

Давайте заглянем в нашу книгу новых слов и повторим те слова которые нам встретились за время путешествия.(достаёт по одной ленточки со словом (картинка наклеена на ленте) спрашивает что это за предмет)

Воспит: Ребята бублику уже готовы чувствуете какой аромат? Достанем их из печи. Возьмем, с собой и на полдник будем пить чай.

Воспит:. Встаем в кружок и отправляемся в детский сад.

Музыка слайд (космос)

 Еле - еле, еле - еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не бегите,

Карусель остановите.

Воспит: Давайте скажем гостям до свидания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...