Конспект НОД по экологическому воспитанию "Лес-наше богатство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Лес-наше богатство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_les.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
Конспект
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
«Лес-наше богатство»
Выполнила воспитатель: Уткина Н.А.
Высшей
квалификационной категории
2022г.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.
Задачи НОД.
Основная образовательная область.
Познавательное: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Социально- коммуникативное: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение. Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе.
Материал к НОД: иллюстрации с изображением деревьев; листья берёзы, рябины, клёна, дуба; мольберт, ИКТ.
Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические - малоподвижные игры; наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.
Ход занятия
Воспитатель:
Придумано кем – то
просто и мудро
при встрече здороваться! - Доброе утро!
Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в один из уголков природы. Сядьте на ковер и закройте глаза, и я перенесу вас в этот уголок. (Аудиозапись «Звуки леса»). (слайд №1)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои! (Погореловский Сергей)
Попробуйте отгадать мою загадку:
Зимой – в белом кафтане,
Весной – в зеленом сарафане,
Летом в платье цветном,
Осенью – в плаще золотом.
Ответы детей.
Воспитатель: Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец. (слайд №2)
А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, кустарников, живут различные дикие животные, птицы, насекомые; растут грибы и ягоды.)
- А вы знаете пословицы о лесе?
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
Для чего мы с лесом дружим
И зачем он людям нужен?
Ребята, для чего нам нужен лес? (слайды №3,№4)
1. «Место отдыха». – Чем же является лес для человека? (Лес - это место отдыха человека)
2. «Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая родниковая вода.
3. «Аптека». – А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
4. «Мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
(Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
5. «Дом». - Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
- Для кого еще лес является домом? (Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)
Д/И «Для чего им нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для жителей леса. (слайд №5)
-Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?
(деревья)
- Какие?
Береза, дуб, ель, рябина, сосна, клён.
Игра «С какого дерева листок».
- Давайте подберем листочки для каждого дерева.
(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву)
- Молодцы, справились с заданием!
Физминутка «Берёзы косы расплели, руками клёны хлопали и т.д.»
- Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю?
- И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?».
- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, пихта, береза, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа, клён и т.д.)
- Ребята, какие молодцы.
- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, пихты, как можно назвать такой лес одним словом?
(хвойный). (слайд №6)
- Правильно.
- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (лиственный).(слайд №7)
- Как вы думаете, почему? (деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(смешанный).(слайд №8)
- Как называется лес, в котором растут березы?
(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)
- Лес, в котором растут только осины? ( называется – ОСИННИК.)
Лес, в котором растут только ёлки? (называется- ельник)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Игра «Четвертый лишний»
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
3) боровик, опенок, поганка, лисичка
4) пчела, воробей, ласточка, утка;
5) кузнечик, божья коровка, воробей, комар
6) береза, тополь, сосна, дуб
7) роза, георгин, астра, василек
Физминутка «Прогулка»
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели, (Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно машем руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.
Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения.
Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильно это или неправильно.
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне читать про это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес! (Н. Филимоненко )
Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Речевые: Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.
Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, голоса птиц, шум зимнего леса.
Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.
Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО- Югры, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;
Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.
Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.
Планируемый результат: Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.
- Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский – ... (Кедр).
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок… осины».
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок. (Лиственница)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
- Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)
- Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?
(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)
- Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)
(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)
- Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)
( называется – ОСИННИК.)
- Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)
(деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС.
Почему он так называется?
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
( Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)
- Кто знает загадку про ель и сосну?
(«Зимой и летом одним цветом».)
- Почему всегда одним цветом?
( Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?
( ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)
- Лес, где растут одни сосны, как называется?
(СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)
- Лес, где растут одни кедры, как называется?
( КЕДРОВЫЙ ЛЕС или КЕДРАЧ.) (слайд №9)
- Лес, где растут одни пихты, как называется?
( Пихтовый лес.) (Слайд №10)
- Лес где растут лиственницы?
(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)
- Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".
-А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?
(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и лиственницы их шишки. (слайд №12)
- Чем они похожи? Чем они отличаются?
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)
( это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса)
( это место для постройки гнезда)
(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)
(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)
(для художника это объект для картин)
(для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)
(дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
Заключение.
А теперь нам пора в детский сад.
(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)
- Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.
Ребята вам понравилось путешествие в лес? Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...
Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...
Конспект открытого занятия на тему: «Здоровье – богатство, его сохраним»
Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаим...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - наше богатство".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Вода - наше богатство" ( опыты и эксперименты с водой)...
конспект открытого занятия в старшей группе "Богатство нашей планеты земля"
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Богатство Югры» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей со свойствами нефтиЗадачи:v совершенствовать знания детей о полезных ископаемых Югры;v закреплять знания детей пользе и вреде нефти;v воспитывать любовь к родному краю;v ...
Экологическое дидактическое пособие «Богатство ЮГРЫ»
Мы – жители Югры. Природа щедро наградила этот участок земли. Богатство ЮГРЫ помогает человеку соприкоснутся с природой, познать её, исцелиться, привести в норму физическое и психическое з...