Беседы по экологии в младшей группе ДОУ.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Беседа – важнейший метод работы с детьми. Она беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связная речь, она учит правилам ведения диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_po_ekologii.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы по экологии в младшей группе ДОУ.
Беседа «Где живут звери»
Цель: расширять представления детей о диких и домашних животных; способствовать пониманию значений слов «домашние» и «дикие» применительно к некоторым широко известным животным (медведь, заяц, собака, кошка).
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением животных.
Материалы: игрушки (медведь, заяц, собака, кошка); ёлки, деревья, домик.
Ход беседы.
Воспитатель приносит на занятие корзину.
– Дети, к нам сегодня пришли гости. А кто же они? Сейчас узнаем. Послушайте внимательно. Кто это?
Раздается голос кошки: Мяу-мяу-мяу.
– Кто там мяукает? (кошка).
Затем раздается голос собачки и медведя. (Идет аналогичное узнавание животных).
– Ав-ав-ав, – Рр-рр-рр
Далее воспитатель обращает внимание детей на странные звуки: «т’т’т’». Появляется зайчик.
Воспитатель показывает детям, как разговаривает заяц.
-т’т’т’ (щелкающий звук при помощи кончика языка).
Дети повторяют за воспитателем.
– А теперь мы с вами рассмотрим этих животных.
Дети рассматривают животных, выделяют и называют отдельные части: хвост, голова, уши, лапы.
– Дети, вы молодцы, и зайчик очень хочет с вами поиграть.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Жили-были зайчики
На лесной опушке.
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапки,
Наряжались зайчики
Надевали тапочки.
Воспитатель рассказывает детям о том, где живут звери.
– Кошка живет в домике, давайте мы её туда отведем.
Кошка помещается в дом.
– Собака тоже в доме живет и сторожит его. Давайте мы и собачку отведем в свой дом.
Собачка помещается рядом с домиком.
– Медведь в доме не живет, он живет в лесу. Давайте, мы его отведем в лес.
Медведь помещается среди деревьев и елок.
– Зайчик тоже живет в лесу. Посмотрите, как он сам туда поскакал. Прыг-скок, прыг-скок.
Заяц помещается среди деревьев.
– Кошка и собака живут в доме с человеком, мы о них заботимся, кормим их, гуляем с ними. Они живут в доме и называются «домашними». Дети повторяют «домашние»
– медведь и заяц живут в лесу, их называют «дикими» животными. Они сами добывают себе еду, корм. Дети повторяют «дикие» животные.
Вопросы детям:
– Где живет кошка? (в доме)
– Как она мяукает? (мяу-мяу-мяу)
– А кто еще в домике живет? (собака)
– А как она лает? (ав-ав-ав)
– Как называются эти животные? (домашние)
– А кто у нас в лесу живет? Это кто? (медведь)
– А как медведь рычит? (рр-рр-рр)
– А где заяц живет? (тоже в лесу)
– А заяц как разговаривает? (т’т’т’)
– А эти животные как называются? (дикие)
– А как зайчик прыгает? (прыг-скок)
– Выходите, дети, попрыгайте вместе с зайчиком.
Дети имитируют подскоки. Зайчик хвалит детей.
Беседа «Птицы и зима»
Цель: упражнять в звукоподражании голосам птиц, воспитывать желание заботиться о птицах зимой.
Материалы: Картинки с изображением птиц (снегирь, синица, воробьи, ворона), кормушка, пластилин, листы бумаги с нарисованной кормушкой.
Ход беседы.
1. Вводная часть
Дети с воспитателем стоят у окна, наблюдают за птичками.
– Холодно на улице. Морозно. Мы с вами можем зайти домой и погреться. А вот птичкам приходится тяжело. Они в любую погоду живут на улице.
– Ребята, а вы хотите познакомиться с птичками? К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой.
Красногрудый снегирёк
Прилетел к нам на денёк,
А за ним синички-
Жёлтые сестрички.
Птичек мы пугать не будем,
Потому что очень любим.
2.Основная часть. Рассматривание изображений птиц.
– Кто к нам прилетел? (Птицы). Сколько птиц прилетело? (Много). (Воспитатель показывает и называет птиц). Это ворона. Она большая, черная и кричит: «Кар-кар». А это снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Как зовут эту птичку? (Снегирь). Какая грудка у снегиря? (Красная). А это кто маленький, серенький? (Воробей). Как чирикает воробей? («Чик-чирик!») Какая красивая птичка прилетела. Это синичка. У нее желтая грудка. Кто это к нам прилетел? (Синичка). Какая грудка у синички? (Желтая).
3. Физкультминутка.
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движение птиц.
Ой, летели птички, Дети машут руками, как крыльями.
Птички– невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели. Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке.
Клю, клю, клю, клю
Клю, клю, клю, клю
Как я зернышки люблю.
Перышки почистим,
Чтобы были чище. Ребята руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, Дети прыгают на месте.
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг– скок, прыг– скок,
Прыг– скок, прыг– скок,
Прыгаем по веткам.
Беседа «О снеге»
Цель: расширить представления о весне, разобрать свойства снега.
Ход беседы.
– Ребята, посмотрите, на улице снег.
Снег на солнышке сверкает,
Словно сладкий сахар он,
Жалко только, что растает
И исчезнет, словно сон.
Какой он по цвету бывает? (белый, когда только выпал и серый, грязный, когда начинает таять)
А какой снег на ощупь? (холодный, щиплет пальчики, липнет к одежде).
А можно играть со снегом? Какие игры вы знаете? (снеговики, снежки, катание на санках)
Почему снег не тает на земле? (холодно на улице)
А что будет если его занести в дом? (в доме тепло и снег растает).
Игра «Снежная дуэль»
Атрибуты: длинная верёвка, снежки
Игра проводится между двумя командами игроков. Между ними натягивается верёвка. Её могут держать герои, присутствующие на празднике. У каждого игрока по снежку. По команде: «Раз-два-три! Начинай! И снежки скорей бросай!» участники начинают бросать снежки на сторону соперников. Во время игры звучит весёлая музыка. Каждая команда старается, чтобы на их стороне было как можно меньше снежков. И каждый раз, когда снежок падает к ним на территорию, быстро перекидывает его обратно, на противоположную сторону.
Победитель определяется по подсчёту количества снежков на его территории. У кого меньше снежков, тот и победитель.
Беседа «Деревья в снегу»
Цель: расширять знания о растительном мире; воспитывать любовь к природе.
Ход беседы.
Ребята, отгадайте загадку.
Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло –
Одеяло потекло. (Снег)
Посмотрите, все деревья и кусты и земля укутаны белым снегом. Сейчас на улице морозно. В морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола.
Как вы думаете, а что будет, если потрусить дерево? (снег упадет). Если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться. Но надо быть осторожным, потому что снег посыплется на тебя сверху и может поранить.
Как вы думаете надо ли стряхивать снег всегда с деревьев? (нет). Не надо. На самом деле снег защищает почки деревьев от вымерзания.
Если разгрести снег на лужайке, то по ним можно увидеть траву. Как вы думаете, снег защищает траву от мороза или сам морозит траву? (Снег защищает. У него температура такая, что листики ее переносят, она выше, чем мороз)
Под снегом спят
Кусты, и сад,
И пруд, и огород.
Открыл январь
Наш календарь
И начал новый год.
Подвижная Игра «Бери только снежки»
Атрибуты: 2 мешочка, 2 повязки на глаза, снежки, детали из крупного строительного конструктора
Игра проводится между двумя участниками, которым завязывают глаза повязками и предлагают на ощупь собрать только снежки. Кроме снежков по залу можно рассыпать детали крупного строительного конструктора.
Беседа «Путешествие к зимней реке»
Цель: способствовать углублению и обобщению знаний детей рыбах; расширять представления о реке и ее обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.
Материалы: изображения зимней реки, рыб.
Ход беседы.
– Какое сейчас время года? Зима.
– А что происходит зимой? На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Давайте совершим путешествие к зимней реке.
Рассматривают картину с зимней рекой.
А что происходит зимой с водоемами, речкой и озером? (Зимой река замерзает, покрывается льдом)
А кто живет в реке и озере? (рыбы)
А как вы думаете, что с рыбками зимой происходит? Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать.
А как вы думаете, холодно ли им подо льдом? (Холодно).
На самом деле зимой рыбе не холодно. Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.
Зима накрыла слоем льда
И пруд, и озеро, и речку,
Притихла сонная вода…
А кто же рыбам топит печку?
Их через лёд согреть лучом
Не может солнышко свободно,
Поэтому на дне речном
Зимою спит народ подводный.
Еще осеннею порой
Рыбёшки все собрались в стаи,
Вот так и ждут большой толпой,
Когда весною лёд растает.
Ну, а когда придёт весна,
И в небе солнце засмеётся,
Очнутся рыбы ото сна,
И даже важный сом проснётся!
Беседа «Путешествие в зимний лес»
Цель: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.
Материалы: изображения зимнего леса и животных: медведя, ежика, лисы, зайца.
Ход беседы.
– Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
– А как же вы догадались, что сейчас именно зима?
На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Рассматриваю картину «лес зимой».
Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Кто живет в лесу? (называют животных)
А как можно назвать животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
Интересно как дикие животные зимуют. Что вы про это знаете?
Некоторые животные зимой впадают в спячку. Какие? Медведь – зверь огромный и всеядный. Представь, как тяжело ему было бы зимой найти себе пропитание, когда нет ягод, орехов, желудей – основной его пищи. Вот он и засыпает на всю зиму в берлоге. Место для берлоги выбирает непроходимое, рядом с болотом. Сама берлога – это укрытие под поваленным деревом. Стаскивает мишка туда хворост, а дно выстилает толстым слоем мха. Уляжется медведь, а потом берлогу снегом засыпает – и будет она словно сугроб. Во время зимнего сна у медведиц рождаются медвежата. Крохотные: медвежонок – размером с три твоих ладошки. Они сосут мамино молоко до прихода весны. А как проснутся, впервые увидят солнышко!
Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
– Есть еще один житель леса, который спит зимой. Отгадайте, кто это?
Фыркает, когда сердит
Весь колючками покрыт
С головы до ножек
Зверёк этот (Ёжик)
Ежа зимой в лесу не встретишь. Осенью ёж плотно закрывает вход в свою подземную нору, сворачивается клубочком и засыпает на всю зиму. У каждого ежа – своя нора. Чтобы крепко спать зимой, ёж должен за лето нагулять жирок, ведь всю зиму он не будет ничего кушать.
– А некоторые животные не спят зимой. Каких таких животных, которые живут в лесу, вы знаете? Заяц, лиса, белка, волк.
Лиса зимой – краса! Хвост у неё становится ещё пушистее. Он то и помогает лисице зимой согреваться, ведь спит она прямо на снегу, да хвостом укрывается. Меню у лисы и летом, и зимой одно – мыши.
Заяц к зиме меняет летнюю серую шубку на зимнюю белую. Белая одёжка на снегу неприметна, и мех у неё более густой, тёплый. А как зайцу скакать и в снег не проваливаться? В этом ему тоже помогает густой зимний мех: лапки зайца от этого меха становятся широкими – словно они в тапки обуты. Такими лапами заяц по снегу бежит, как будто в лыжах по лыжне скользит, не проваливается. А ещё заячьи лапки выделяют специальный жир, чтобы снег на них не налипал.
Заячья зимняя еда – тонкие веточки и кора деревьев.
Греется заяц в снежных норах. Зарывается в снег, мордочкой к выходу из норки ложится и так весь день сидит. А ночью вылазит в поисках еды.
Наше путешествие подошло к концу.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по экологии в подготовительной группе на тему: «Что такое витамины? ».
Беседа по экологии в подготовительнойгруппе на тему:«Что такое витамины? ».Провела:Родькина В. Г. воспитательвысшей квалификационной категории.МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»Республики Мордо...
Беседы по экологии в подготовительной группе на зимний период
Данные беседы можно использовать для написания перспективного плана по экологическому воспитанию в подготовительной группе...
Беседы по экологии в средней группе.
Картотека бесед по экологии в ср. гр....
Беседы по экологии в старшей группе
Беседы по экологии в старшей группе...
Конспект беседы по экологии в старшей группе «Наш дом - природа»
laquo;Наш дом - природа»...
Беседа по экологии в средней группе "Земля-наш общий дом"
Беседа по экологии в средней группе "Земля-наш общий дом"...
Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»
Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...