Беседа на тему "Как хлеб к нам на стол пришёл"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;
Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа о хлебе.Как хлеб попадает на стол. | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Откуда хлеб пришёл».
(старшая группа)
Программное содержание:
-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;
Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Ход беседы:
Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека…
* * *
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
С. Погореловский
Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.
Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.
Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.
Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.
Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.
Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.
И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.
Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.
Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.
Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер.
Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.
Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.
Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.
Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.
Хлеб получается из зернышек. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
Пословицы по теме «Хлеб» :
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.
Считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Рассказ о том, почему хлеб надо беречь?
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы к детям:
— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)
— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)
— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)
— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)
— Правильно поступил Гриша? (Нет)
— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)
— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)
— А как вы поступили бы на месте Гриши? ( Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)
— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Физкультминутка:
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (Наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в сторону)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков (Прыжки до пяти).
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект " Как хлеб к нам на стол пришёл?"
Информационно-исследовательский проект " Как хлеб к нам на стол пришёл?"Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на...
Конспект НОД познавательная деятельность "Как хлеб к нам на стол пришёл"
Конспект НОД познавательная деятельность "Как хлеб к нам на стол пришёл" подготовительная группа....
Календарно-тематическое планирование на неделю «Как хлеб к нам на стол пришёл» (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с хлебом, рассказать о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомить с профессиями людей, котор...
Проект "Откуда хлеб к нам на стол пришёл"
Познакомить детей с нелёгким трудом хлеборобов. воспитывать желание беречь хлеб....
Презентация к проекту "Откуда хлеб к нам на стол пришёл?"
Отчёт - презентация к проекту...
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группы на тему: «От куда хлеб к нам на стол пришёл»
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группы на тему:«От куда хлеб к нам на стол пришёл»...