конспект занятия по экологии
опыты и эксперименты по окружающему миру

Волкова  Елена Евгеньевна

занятие сэлементами экспериментирования 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Жить нельзя нам без воды!»

Цели занятияОбразовательные:

продолжать знакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода - растворитель формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования: закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пипетками; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов, развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде,

воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать чужое мнение.

Оборудование:

карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации, плакаты, рисунки на тему «Вода»; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды различной формы (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, детские соки, стаканы с молоком; пуговицы.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Игровая ситуация

Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата. Плывёт куда-то,

Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (Водопад)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. И сейчас мы впишем буквы наши отгадки в кроссворд.

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать

растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: В морях и океанах - вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой

работе: вода в море - как называют её по-другому? Морская.

Вода в океане - океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная,

родниковая, болотная вода).

Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Ответы детей.

2. Практическое экспериментирование «Волшебные свойства воды»

Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в

лаборатории:

Не шуметь - этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Помните, что посуда может биться и им легко порезаться.

Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Прежде, чем приступить к работе в лаборатории, нам нужно размять свои пальчики:

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы - круговые движения правой рукой

И на дорожку - обе руки перед собой

Льётся, льется -ой-ой-ой! - покачивание головы

Побежали мы домой - бег на месте, (и все прибежали к столу 1)

СТОЛ №1

Свойство 1: вода - это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. 1 (оскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит«Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная вода.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

СТОЛ №2 Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная

Опыт 4. Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую - в стакан с молоком. - Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицы не видно, а стакане с водой она видна. Почему? Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

СТОЛ №3

Свойство 3: вода не имеет собственной формы

Опыт 5. Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на

нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая,

треугольная и т. д.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что

происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от

твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в

который её наливают.

СТОЛ ВОСПИТА ТЕЛЯ Свойство 4: вода - растворитель

Опыт 6. Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает (Сахар) Ребенок снимает салфетку и мы видим на блюдце сахар.

А теперь вторая загадка: Желтое, жидкое, Когда жаришь - шипит! (Масло растительное) Ребенок снимает салфетку.

А вот и третья загадка: Белое, твердое, а не камень… (Соль). Ребенок снимет салфетку.

Воспитатель: Попробуем теперь капнуть в воду капельку масла в одном стакане, размешать во втором стакане ложку соли, а в третьем стакане ложку сахара и посмотрим что же у нас получилось? (предполагаемые ответы детей). Соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось. Какой можно сделать вывод? (Вода является растворителем, но не всех веществ)

Игровой момент:

А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее на картинках?» На доске висят фотографии, связанные с водой и фотографии игрушек. Дети отвечают: ЧТО здесь лишнее.

4. Игра-эксперимент «Цветное молоко или салют в тарелке»

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь хотите - верьте, хотите - нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

5. Подведение итогов занятия

Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства

воды вы узнали из опытов? понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше

всего?

Дети:

-Вода это жидкость;

-Вода не имеет собственной формы;

-Вода бесцветна, не имеет запаха, прозрачная;

-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде! Без неё нам не умыться,

В луже, в речке, в океане, Не наесться, не напиться!

И в водопроводном кране. Смею вам я доложить:

На плите у вас кипит, Без неё нам не прожить!

Паром чайника шипит,

А если нам без неё не прожить, то воду надо беречь и охранять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...