НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Для чего птице перья?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц;
- закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида, повадках, о месте их обитания;
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц;
- развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
- развивать словарный запас;
- способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательная:
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_v_starshey_gruppe.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Для чего птице перья?»
Цель: Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц;
- закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида, повадках, о месте их обитания;
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц;
- развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
- развивать словарный запас;
- способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательная:
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Ход занятия
1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.
Воспитатель вносит коробку для исследований
- Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).
Загадка: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)
Открыть коробку. Дать детям убедиться, что это перо.
- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.
Дети проходят за стол.
- Чем отличаются птицы от животных? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело животных покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)
- Чем отличаются птицы от людей? (Птицы умеют летать.)
- Тело птиц покрыто перьями.
- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья).
Показ картинок разных птиц.
- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)
2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.
- Посмотрите на перья на ваших столах. Сравните их (цвет, размер).
- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
- Перо легкое или тяжелое?
Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень.
Вывод: перо легче, чем камень.
- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)
- Как вы думаете, почему перо легкое? (Предположения детей: стержень пустой.)
- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой.
- Стержень пустой, поэтому перо легкое.
- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)
- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
- Какие еще перья лежат у вас на столе?
- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).
Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)
- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)
- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. (Подбросить пуховое и маховое перо)
- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.
- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)
- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)
Давайте проведем эксперимент.
- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)
- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)
- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)
- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.
3 ЧАСТЬ.
- Где в быту нам может пригодиться перо?
- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.
Проводим эксперимент.
Дети пробуют написать пером буквы(с помощью черной гуаши)
- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.
- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).
ИТОГ.
- Что нового вы узнали сегодня? (Как устроены перья птиц, их назначении).
- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, чистят их, купаются в лужах или снегу; удаляют предметы, втирают жир и удаляют лишние перья.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы».
Цель: познакомить детей с видами зимующих птиц, закрепить понятие «зимующие птицы».Задачи: 1. Расширять представления детей о жизни зимующих птиц, познакомить с новым представителем птиц в зимнее врем...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Улетают птицы в теплые края»
Задачи:«Познавательное развитие»:1. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., ихразнообразии.2. Формировать умение детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе св...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Покормите птиц зимой".
Конспект занятия в старшей группе "Покормите птиц зимой"....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о приметах осени; воспитывать у детей желание заботиться о живой природе, познакомить детей с понятиями: лететь клином, косяком, стайкой....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»
Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, с...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: " Перелетные птицы"
Из года в год люди с нетерпением ждут прихода весны, а ее приход издавно символизируют первые перелетные птицы. Расширить и закрепить знания детей о наших пернатых соседях поможет наше занятие, с учас...