занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Комплексное занятие по экологическому воспитанию с элементами эксперементированич и использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по экологическому воспитанию "Путешествие воды" | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№30 «Малыш» города Дубны Московская область
Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему:
«Путешествие воды»
(подготовительная группа)
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Теплякова Елена Борисовна
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды,
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Демонстрационный материал: кроссворд, столы по количеству детей, презентация «Путешествие воды», глобус, чайник, зеркальце, лед, снег, макет земли в разрезе, лейка, клей, медальки капельки воды.
Раздаточный материал: готовые формы для коллективной аппликации макета «Круговорот воды в природе»
Предварительная работа: просмотр презентации «Вода в жизни человека», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, раскраски «Дождливый день», «Обитатели морей и океанов», «Планета земля», рисование «Берегите воду», игры детей с лукбуком «Все о воде», разучивание подвижной игры «Море волнуется раз».
Ход занятия
Воспитатель. - Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в не лежит.
(Воспитатель достает кроссворд.)
- Ребята что-то я на пойму, что это за таблица?
Ответы детей. - Это кроссворд.
Воспитатель. - Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Всели, из вас умеют разгадывать кроссворд?
Ответы детей. Да.
Воспитатель. - Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
в | о | д | о | п | а | д | ||||||
б | о | л | о | т | о | |||||||
д | о | ж | д | ь | ||||||||
р | е | к | а |
1. Загадка.
Вот так чудо!
Вот так диво!
Как сорвался он
С обрыва,
Так уже,
Который год,
Все никак,
Не упадёт.
(водопад)
2. А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2».
Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
( болото)
- Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»
Где я только не пройду,
Везде сырость наведу.
Я грибной, я слепой,
А зимой, совсем чудной.
На полях, желанный гость.
Называют меня...
(дождь)
- Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4»
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море
(река)
Воспитатель. - Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем.
Дети читают. Вода.
Воспитатель. - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой»
- Как вы думаете почему?
Ответы детей. Потому, что большую часть земли занимает вода.
(Показ слайда с изображением земли, вид из космоса.)
Воспитатель (Обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода.
Воспитатель. - Ребята, кто из вас знает, как называется вся вода на земле?
Ответы детей. Вся вода на Земле называется Мировым океаном.
Воспитатель. - Верно, вся вода на Земле - Мировым океаном. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его …
- Как разделили Мировой океан?
Ответы детей. На океаны, моря, реки, озера.
Воспитатель. - А какие океаны вы знаете?
Ответы детей. - Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан.
Воспитатель. - Вы, наверное, все ездили отдыхать на море? Какие же моря вы знаете?
Ответы детей. Черное море, Красное море, Мраморное море...
Воспитатель. - Какие реки вы знаете?
Ответы детей. - Волга, Дубна, Сестра…
Воспитатель .- Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете.
Воспитатель. -А как называется самое большое озеро на Земле?
Ответы детей. Самое большое озеро на земле называется озеро Байкал.
Воспитатель. - Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.
Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей, в природе она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии.
Воспитатель. - Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?
Ответы детей. - Айсберги, снег, лед, сосульки, иней.
Воспитатель. - Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея. Что же произошло с водой, что она стала твердой,
Ответы детей. Вода замерзла.
Воспитатель. - Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии.
Ответы детей. - Дождь, вода в реках, озерах, морях, океана.
Воспитатель. - Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя. (Показывает слайд с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.)
Воспитатель. - А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли.
- Как вы думаете, что происходит с водой?
Ответы детей. - Она начинает испаряться.
Воспитатель. - Давайте убедимся и увидим, как это происходит. (Опыт)
Описание опыта.- В природе солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила в чайнике.
Воспитатель открывает крышку чайника. Посмотрите, что это поднимается из чайника вверх?
Ответы детей. - Это пар.
Воспитатель. - Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала воду. А вы не знаете?
Ответы детей. - Вода нагрелась и превратилась в пар.
Воспитатель. - Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар.
Воспитатель. - А что же такое пар?
Ответы детей. Пар – это маленькие, крохотные капельки воды.
Воспитатель. - Правильно пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.
- Как называется такое состояние воды?
Ответы детей. Такое состояние воды называется – парообразное.
Воспитатель. - А где в природе вода встречается в парообразном состоянии?
Ответы детей. Пар, облака.
Воспитатель. - Представим себе, что солнце нагрело воду в океане.
Что в таком случае происходит с водой?
Ответы детей. Вода начинает испаряться, превращаясь в пар и подниматься вверх.
Воспитатель. - Что образует пар, поднявшийся в небо?
Ответы детей. Пар образует облака.
Воспитатель. - Вы правы. Облака ребята образуются постепенно.
А как вы думаете, одинаковы ли облака?
Ответы детей. Нет.
Воспитатель. - Вот посмотрите (воспитатель показывает слайд с изображением перистых облаков.)
- На что похожи эти облака?
Ответы детей. На перышко.
Воспитатель. - Какие они?
Ответы детей. Легкие, воздушные…
Воспитатель. - А как называются такие облака?
Ответы детей. Такие облака называются перистые.
Воспитатель. - Да, вы правы, перистые облака, в них еще мало влаги и они легкие, воздушные парят по небу, вбирая в себя все больше и больше влаги, и тогда образуются вот такие облака… (показ слайда с изображением кучевых облаков.)
- А как называются эти облака?
Ответы детей. Это кучевые облака.
Воспитатель. - Ребята, а чем отличаются кучевые облака от перистых?
Ответы детей. Они тяжелее в них собралось больше влаги, капелек воды.
Воспитатель. - Правильно. И вот представите кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу ( показ слайда небо в кучевых облаках.)
Что же получится, когда они соберутся вместе?
Ответы детей. - На небе появятся огромные тучи.
Воспитатель. - А какими бывают тучи?
Ответы детей. Тучи бывают дождевыми, грозовыми, снеговыми.
Воспитатель. - Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.
(Показ слайда туча с дождем.)
Воспитатель. - Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда.
- Так что же происходит с водой, когда она прольётся дождем на землю?
Ответы детей. Земля впитает воду.
Воспитатель. - Сейчас мы с вами это узнаем и посмотрим, как же это происходит.
- Посмотрите вот так выглядит наша Земля если ее разрезать пополам. Она состоит из нескольких слоев. Первый слой — это земля, затем песок, камни, глина.
(Воспитатель вызывает ребенка и вместе с ним проводит опыт)
Описание опыта. - Давайте представим, что на земле идет дождь. (ребенок поливает землю).
- Что же происходит с водой?
Ответы детей. Она впитывается в землю.
Воспитатель. - Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.
(Слайд с изображением ручейков.)
Воспитатель. - А как вы думаете, во что собираются ручейки?
Дети. Ручейки собираются в реки.
Воспитатель (показ слайда реки) - Во что впадают реки?
Дети. Реки впадают в моря.
Воспитатель. - Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны.
Как называется такое явление природы?
Ответы детей. - Круговорот воды в природе.
(Слайд круговорот воды в природе.)
Воспитатель. - Молодцы! Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.
- Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. И я предлагаю вам отдохнуть.
Мы вдоль речки погуляем
Мы, вдоль речки погуляем,
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали, подняв руки вверх.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть. Я разделю вас на две команды и буду вам загадывать загадки и показывать слайды с фотографиями, а вы будете отгадывать. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов.
Слайды с изображением: морей, рек, ручейков, облаков перистых, кучевых, туч, дождя, снежинок, водопадов, айсбергов, круговорот воды в природе.
Воспитатель. А теперь следующее задание. Посмотрите у каждой команды на столах лежат готовые формы. И сейчас я попрошу вас расположить и наклеить их на листе бумаги так, чтобы получилась схема круговорота воды в природе.
(Коллективная аппликация круговорот воды в природе.)
Занятие с детьми подготовительной группы на тему:
«Путешествие воды»
Форма обучения: познавательно речевое занятие с использованием элементов экспериментирования.
Количество детей: подгруппа.
Цель занятия. Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе и связи круговорота воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Программное содержание.
- Закреплять представления детей о значении воды в нашей жизни, о том в каком виде существует вода в окружающем нас мире;
- При выполнении практической работы: формировать умение наблюдать, сравнивать делать выводы;
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Активизировать в речи детей использования сравнительных оборотов.
- Активизировать словарь детей словами: круговорот, перистые, кучевые одлака, парообразное состояние воды.
- Продолжать обучать технике составления коллажей
- Создавать у детей эмоционально – положительный настрой, развивать эстетические чувства, умение работать в коллективе..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Вода- это жизнь!»
Задачи : В ходе этого занятия с дошкольниками подготовительной группы будут выполнятся следующие задачи: закрепить знания детей о некоторых свойствах воды;уточнить, что вода - важная составляюща...
занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Лес в жизни человека"
Конспект проведения занятияпо экологическому воспитаниюдетей подготовительной группы «Лес в жизни человека» Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в природу»
уточнить представления детей о лесе...
Экологическое воспитание у детей подготовительной группы "Вода- это жизнь, бесценный дар, богатство страны"
Беседа, физкультминутка, скороговорка...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Земля,воздух и вода-будут чистыми всегда"
Материал окажет помощь воспитателям при проведении НОД по экологическому воспитанию дошкольников....
Занятие по экологическому воспитанию для воспитанников подготовительной группы «Вода водичка»
Цель: Развитие познавательно-иследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водойЗадачи:Образовательные:Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельнос...