Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ШМАНИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Тема: Лекарственные растения.

Обучающие  задачи:

Систематизировать и обобщать знания детей о лекарственных растениях, возможностях их использования в медицине. Познакомить детей с лекарственным растением (календула). Учить готовить настои из трав, сравнивать их свойства, анализировать, делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, развивать внимание, память, любознательность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: обогащение: календула, ожоги, ушибы, прозрачная, бесцветная, настои;  активизация: ромашка,  одуванчик, аптека,  ангина, ополаскиватель.

Предварительная работа: Рассматривание лекарственных растений, беседы, чтение и заучивание стихов о растениях, отгадывание загадок о растениях, подготовить слайды для просмотра лекарственных растений.

Индивидуальная работа: разучивание стихов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то охает и плачет. Посмотрите, да это же Мишка. Что случилось

Мишка: Здравствуйте. Ой, ребята, помогите!

Заболел серьезно я.

Подскажите, что мне делать?

Дети: Нужно лечиться.

Мишка: А как?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Животные, а так же и люди лечатся различными растениями.

А как называются такие растения, ребята?

Дети: Лекарственные растения.

Воспитатель:Какие лекарственные растения вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое аптека?

Дети: Это там где продают таблетки.

Воспитатель: А что значит «Зеленая аптека».?

Дети: Это где продаются лекарственные травы.

Воспитатель: Молодцы, правильно В «зеленой аптеке» продают растения, которые растут на Южном Урале и по всей России, они лекарственные. Эти растения лечат людей и животных.

Мишка: Но какие лекарственные растения нужны чтобы вылечить горло? Что же делать?

Воспиталь:Давайте мы с вами отправимся в зелёную аптеку и поможем медвежонку.
(Подходят к столу, на котором разложены иллюстрации с лекарственными растениями, рассматривают их.)
И сначала отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки, ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Мишка:Нет это мой шарик.

Я гуляю на лужке

Покажите шарик мне.

Как растет он расскажите.

И какой он покажите.

Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.

Воспитатель: Это красивое растение. Где он растёт?
Дети: Одуванчик растет на лугу, на дорожке, на полянке и у нас на площадке. 
Воспитатель: Что есть у одуванчика?
Ребенок (рассказ сопровождает показом): У одуванчика есть длинный стебель, резные  листья, желтый цветок похожий на солнышко.
Воспитатель:А что станет с цветком одуванчика, когда он станет стареньким.
Дети: На месте цветка появятся пушинки – семена одуванчика. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны.

Воспитатель:Чем же полезен одуванчик?

Дети: Одуванчик очень полезное растение. В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.

Мишка: Какое полезное растение!

Воспитатель: Мишка, а дети знают и стихотворение о одуванчике.

Матвей К.: Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает, и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека.

Мишка: Ой, сколько я нового и полезного узнал об одуванчике.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в одуванчиков и поиграем.

Физминутка «Одуванчики» Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся все больше (дети тихонько встают). Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачиваются поднятыми вверх руками). Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны и бегают на носочках). Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают). Там, где упали  парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают).

Воститатель: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадку:

 

Стоит в саду кудряшка

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.

Воспитатель: Это также нужное и красивое растение. Где же растёт ромашка?

Дети: Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, на речке. В: Какой  стебель? У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Какие листья? Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.

Воспитатель: а вы знаете, что ромашка лучше всех помогает при ангине. Настоем можно полоскать горло, промывать глазки, носик.

Мишка: Да вот какое растение мне нужно.

Воспитатель: А вот послушай Миша стихотворение о ромашке.

Дарина К: Если случится тебе простудится,

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Мишка: Я все запомнил.

Воспитатель: Послушайте последнюю загадку:

Растет на клумбе огонек,

Оранжевый цветок.

Ты отыщи его дружок.

Он очень нужный огонек.

Это календула

Мишка: А, я ничего не знаю об этом растении.

И никогда не видел. Покажите и расскажите об этом ярком и нужном растении.

Воспитатель: Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок.

Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые.

Воспитатель: в народе называют растения-ноготки.

Потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.

Воспитатель: Ноготки применяют для заживлении ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.

Стихотворение о календуле

По цветкам, есть знатоки?

Кто же это ноготки.

Лепестки у них сорвите,

Потом горло полощите.

При ангине, при простуде

Лучше доктора не будет!.

Ребята, люди собирают и высушивают растения для того чтобы можно было лечиться круглый год.

Воспитатель: А в нашей аптеке есть минилаборатория. В лаборатории готовят настои из лекарственных трав.

-Проходите в лабораторию, сейчас вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.

-Из каких растений будем готовить настой? (Из ромашки и календулы.)

-Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть носик.

-И так, что мы будем готовить? (Настой из лекарственных трав.)

-Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него 1 столовую ложку лекарственного растения.

(Дети выполняют.)

-А теперь я залью травы кипятком. Настой называется «настоем», потому что он должен настояться.

-Скажите, вода, которой я заливала травы, какого была цвета?

(Прозрачной, бесцветной.)

-Теперь накроем настой крышкой и посмотрим как изменяется цвет воды. (Вода меняет цвет.)

-Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получился настой, которым можно лечиться.

Мишка: Спасибо вам, ребята. Я все запомнил.

Воспитатель: Сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад из «Зеленой аптеки». Мы много узнали и многому научились.

Мишка:Благодарен очень вам,

Что помочь смогу друзьям.

Знаю все теперь, как вы,

Про полезные цветы.

С вами было так интересно, но мне нужно идти горлышко свое лечить.

До свидания.

Воспитатель:Давайте, вспомним, какие  лекарственные растения мы знаем?(Ответы детей)
Ребята, растения нас лечат, а мы их должны беречь: не рвать охапками и тут же бросать, не топтать.
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lekarstvennye_rasteniya.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Конспект  непрерывной образовательной

                                   деятельности по познавательному

           развитию  детей средней группы МКДОУ №8

                       Выполнила: Шманина И.В.

Тема: Лекарственные растения.

Обучающие  задачи:

Систематизировать и обобщать знания детей о лекарственных растениях, возможностях их использования в медицине. Познакомить детей с лекарственным растением (календула). Учить готовить настои из трав, сравнивать их свойства, анализировать, делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, развивать внимание, память, любознательность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: обогащение: календула, ожоги, ушибы, прозрачная, бесцветная, настои;  активизация: ромашка,  одуванчик, аптека,  ангина, ополаскиватель.

Предварительная работа: Рассматривание лекарственных растений, беседы, чтение и заучивание стихов о растениях, отгадывание загадок о растениях, подготовить слайды для просмотра лекарственных растений.

Индивидуальная работа: разучивание стихов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то охает и плачет. Посмотрите, да это же Мишка. Что случилось

Мишка: Здравствуйте. Ой, ребята, помогите!

Заболел серьезно я.

Подскажите, что мне делать?

Дети: Нужно лечиться.

Мишка: А как?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Животные, а так же и люди лечатся различными растениями.

А как называются такие растения, ребята?

Дети: Лекарственные растения.

Воспитатель:Какие лекарственные растения вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое аптека?

Дети: Это там где продают таблетки.

Воспитатель: А что значит «Зеленая аптека».?

Дети: Это где продаются лекарственные травы.

Воспитатель: Молодцы, правильно В «зеленой аптеке» продают растения, которые растут на Южном Урале и по всей России, они лекарственные. Эти растения лечат людей и животных.

Мишка: Но какие лекарственные растения нужны чтобы вылечить горло? Что же делать?

Воспиталь:Давайте мы с вами отправимся в зелёную аптеку и поможем медвежонку.
(Подходят к столу, на котором разложены иллюстрации с лекарственными растениями, рассматривают их.)
И сначала отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки, ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Мишка:Нет это мой шарик.

Я гуляю на лужке

Покажите шарик мне.

Как растет он расскажите.

И какой он покажите.

Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.

Воспитатель: Это красивое растение. Где он растёт?
Дети: Одуванчик растет на лугу, на дорожке, на полянке и у нас на площадке. 
Воспитатель: Что есть у одуванчика?
Ребенок (рассказ сопровождает показом): У одуванчика есть длинный стебель, резные  листья, желтый цветок похожий на солнышко.
Воспитатель:А что станет с цветком одуванчика, когда он станет стареньким.
Дети: На месте цветка появятся пушинки – семена одуванчика. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны.

Воспитатель:Чем же полезен одуванчик?

Дети: Одуванчик очень полезное растение. В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.

Мишка: Какое полезное растение!

Воспитатель: Мишка, а дети знают и стихотворение о одуванчике.

Матвей К.: Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает, и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека.

Мишка: Ой, сколько я нового и полезного узнал об одуванчике.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в одуванчиков и поиграем.

Физминутка «Одуванчики» Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся все больше (дети тихонько встают). Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачиваются поднятыми вверх руками). Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны и бегают на носочках). Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают). Там, где упали  парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают).

Воститатель: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадку:

Стоит в саду кудряшка

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.

Воспитатель: Это также нужное и красивое растение. Где же растёт ромашка?

Дети: Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, на речке. В: Какой  стебель? У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Какие листья? Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.

Воспитатель: а вы знаете, что ромашка лучше всех помогает при ангине. Настоем можно полоскать горло, промывать глазки, носик.

Мишка: Да вот какое растение мне нужно.

Воспитатель: А вот послушай Миша стихотворение о ромашке.

Дарина К: Если случится тебе простудится,

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Мишка: Я все запомнил.

Воспитатель: Послушайте последнюю загадку:

Растет на клумбе огонек,

Оранжевый цветок.

Ты отыщи его дружок.

Он очень нужный огонек.

Это календула

Мишка: А, я ничего не знаю об этом растении.

И никогда не видел. Покажите и расскажите об этом ярком и нужном растении.

Воспитатель: Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок.

Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые.

Воспитатель: в народе называют растения-ноготки.

Потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.

Воспитатель: Ноготки применяют для заживлении ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.

Стихотворение о календуле

По цветкам, есть знатоки?

Кто же это ноготки.

Лепестки у них сорвите,

Потом горло полощите.

При ангине, при простуде

Лучше доктора не будет!.

Ребята, люди собирают и высушивают растения для того чтобы можно было лечиться круглый год.

Воспитатель: А в нашей аптеке есть минилаборатория. В лаборатории готовят настои из лекарственных трав.

-Проходите в лабораторию, сейчас вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.

-Из каких растений будем готовить настой? (Из ромашки и календулы.)

-Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть носик.

-И так, что мы будем готовить? (Настой из лекарственных трав.)

-Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него 1 столовую ложку лекарственного растения.

(Дети выполняют.)

-А теперь я залью травы кипятком. Настой называется «настоем», потому что он должен настояться.

-Скажите, вода, которой я заливала травы, какого была цвета?

(Прозрачной, бесцветной.)

-Теперь накроем настой крышкой и посмотрим как изменяется цвет воды. (Вода меняет цвет.)

-Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получился настой, которым можно лечиться.

Мишка: Спасибо вам, ребята. Я все запомнил.

Воспитатель: Сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад из «Зеленой аптеки». Мы много узнали и многому научились.

Мишка:Благодарен очень вам,

Что помочь смогу друзьям.

Знаю все теперь, как вы,

Про полезные цветы.

С вами было так интересно, но мне нужно идти горлышко свое лечить.

До свидания.

Воспитатель:Давайте, вспомним, какие  лекарственные растения мы знаем?(Ответы детей)
Ребята, растения нас лечат, а мы их должны беречь: не рвать охапками и тут же бросать, не топтать.
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Растения вокруг нас».

Конспект НОд помогает организовать совместную деятельность взрослого и детей по ознакомлению с окружающим миром, комнатными и луговыми растениями. Воспитывать интерес к полезным свойствам растений....

Конспект ОД по познавательному развитию «В царстве комнатных растений».

Конспект  НОД по познавательному развитию  (старшая группа)...

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: "Мир комнатных растений"

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: "Мир комнатных растений"...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В царстве комнатных растений»

Конспект  занятия по познанию окружающего мира в средней группе «В царстве комнатных растений »  Задачи:Закрепить знания детей о комнатных растениях, под...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в царство комнатных растений»

-  закрепить знания детей о комнатных растениях, желание наблюдать за ними; - уточнить и обобщить представление детей об уходе за комнатными растениями;- развивать у детей желание ухаживать ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Комнатные растения»

Задачи:Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; уточнить иобобщить представления детей об уходе за комнатными растениям...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Незнайка и комнатные растения ».

Программные задачи:- Закрепить знания о комнатных растениях (фиалка, герань, фикус, кактус, алоэ, папоротник, гардения) закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдате...