Проект "Здесь руский дух, здесь Русью пахнет"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шаповалова Светлана Викторовна

Мы живём в сложное и интересное время. Но как истинно русские люди, любящие свое Отечество, мы обязаны вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен. Мы решили познакомить детей с историей русского быта, устройством деревенской избы, различными традициями и обычаями, существовавшими в русских семьях.  Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdes_russkiy_duh.docx447.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\1613447514_69-p-fon-dlya-prezentatsii-pro-bogatirei-81.jpg

ПРОЕКТ

 «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»                                                                                                                 

Подготовила:                                                                                                                                                       Шаповалова С.В.,

воспитатель  МАДОУ  «Сказка»

 

Социально-значимый, познавательный проект «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тип проекта: познавательный, социально-значимый

Вид проекта: групповой

Продолжительность: среднесрочный (октябрь-декабрь)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников, социальные партнеры.

                                                                                                                    Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

                                                                                                                   И в старом красоту находим,

                                                                                                                    Хоть новому принадлежим …

Вадим Шефнер

Актуальность

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.) 

Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их предков: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития.

Все мы понимаем, что современные дошкольники мало интересуются историей своего народа, родители не рассказывают детям кем были их предки, не уважают традиции. утратили интерес к этой теме.

Мы живём в сложное и интересное время. Но как истинно русские люди, любящие свое Отечество, мы обязаны вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен. Мы решили познакомить детей с историей русского быта, устройством деревенской избы, различными традициями и обычаями, существовавшими в русских семьях.  Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к традициям русского народа.

Проблема: проведенный опрос детей нашей группы показал, что представления большинства детей о русской культуре отрывочны и поверхностны, дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами. Кроме того, современные родители плохо знакомы с обычаями и традициями, фольклором и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями.

Задачи:

Познакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Развивать и обогащать словарный запас;

Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей через разные виды детской деятельности по теме проекта.

Прививать нравственно-патриотические ценности, присущие русскому народу (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.  

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада 

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа.

Формы реализации с детьми                                                                                                                                            

Формы реализации с родителями

  •  непрерывная образовательная деятельность  
  • Родительское собрание
  • беседы, наблюдение, экскурсии
  • консультации для родителей
  • чтение сказок, загадывание   загадок, рассказ воспитателя
  • мастер - класс для родителей, выставки
  • народные игры, хороводные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
  • экскурсия выходного дня
  • рисование, конструирование изготовление макета
  • создание макета
  • рассматривание иллюстраций, рассматривание подлинных изделий домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов
  • Вечер презентаций
  • Развлечение, Фольклорный праздник
  • Папка-передвижка

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Для педагогов:

Повысится уровень профессионализма педагогов в направлении нравственно-патриотических ценностей детей дошкольного возраста на основе приобщения детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями

Для детей:

Разовьются приобщения детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями.

 Сформируются нравственно-патриотические чувства, присущие русскому народу: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие;

Для родителей:

Повысится уровень заинтересованности родителей в возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваться к их мнению, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

План мероприятий   по реализации проекта

Месяц

Мероприятия с детьми

Название

Мероприятия с родителями

Название

                                                                           Октябрь

Беседа с детьми

Виртуальная слайд – экскурсия

Дидактическая игра

Просмотр презентации

Слушание

Экскурсия в музейно-выставочный центр

Чтение художественной литературы

Конструирование

Развлечение

«Милости просим в нашу избу»

«Как наши предки осень встречали»

«В мире древней России»

«Волшебство у русской печи»

песня «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского.

  «Предметы старинного быта».

«Русские народные сказки»

«Русская изба»

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу».

 

Родительское собрание

Консультация

         

                                 

Создание макета

«Приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»

«Роль семейных традиций в воспитании ребёнка»

                                                «Русская изба"

                                                                               Ноябрь

Дидактическая игра    

                   Народная игра

Пение и обыгрывание

Беседа с детьми

Рисование  

 Чтение художественной литературы

Сюжетно-ролевая игр

                                           

     

Непосредствено

образовательная деятельность

Фольклорный праздник

«Русская изба»

                                «Золотые ворота »                           

Русская народная песня «Семейка»

«Вечера долгие – руки умелые» 

Кукла в народном костюме»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

«В гости к бабушке в деревню»

                 

           

«Бабушкин сундук»            

                             

       

                                                                                                                                       «Осенние посиделки»

Мастер-класс (совместная деятельность родителей и детей)

 

Консультация для родителей

 Вечер презентаций совместно с родителями воспитанников

«Тряпичная кукла»

 «Организация народных игр в семье».

 «Предметы старины»

                                                                 Декабрь

Хороводная игра

Чтение художественной литературы

Рассказ воспитателя

Спортивное развлечение

Экскурсия в городскую библиотеку

Посещение «Красной горницы» и мастер –класс в Доме детского творчества

Рисование

Беседа

Дидактическая игра

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»

«Во поле береза стояла»

«Жихарка»

"Почему надо знать о традициях русского народа?"

 

«Карусель народных игр»

«По сказочным тропам»

«Оберег подкова»

«Украсим рушник»

«Это русская сторонка, это – Родина моя»                    

                           

«Что было, что стало»

«Путешествие в горницу»

Папка- передвижка

Оформление мини-музея

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

"Русская горница"

Результативность проекта.

Подборка картотеки стихотворений о предметах старины

Создание картотеки пословиц.

Подборка картотеки презентаций

Изготовлена совместно с родителями «Большая книга старины»

Создан мини-музей «Русская горница»,

Оформлен макет «Русская изба»,

Подобраны иллюстрации: «Предметы старины»; «Посуда»; «Русские   народные костюмы»,

«Игрушки наших бабушек»;

 Создана картотека д\и 

Вывод: 

В ходе реализации проекта «Как жили на Руси» достигнуты следующие результаты:                                                                    

Данный проект познакомил детей с историей русского быта, традициями и праздниками русского народа.  Данный проект стимулировал познавательную активность; сформировал у детей азы патриотизма и любви к Родине Произошло обогащение знаний детей средствами русского фольклора и продуктивной деятельности, через восприятие русского народного творчества, как элемента национальной культуры. Художественное творчество и другие продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли активизировать воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. У детей сформировались такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма, любви к Родине и родным истокам. Также очень активно проявилась работа родителей в изготовлении предметов русского быта, участие в создании мини-музея, что значительно   обогатило процесс проектной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Список литературы.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

Алешина А. В. Патриотическое воспитание дошкольника. М.: ЦГЛ, 2005.

Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

 О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998

М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003  И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003

Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004

Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004

Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø  Формирование патриотических чувств и любви  к родному краю ...

Кроссворд "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"

Кроссворд разработан для  конкурса  среди воспитателей...

Презентация "Там русский дух, там Русью пахнет"

Музыкальная игра в форме викторины с целью приобщения детей к русскому народному творчеству. Знакомство с русскими народными обычаями, традициями, костюмами, песнями, танцами и др....

«Там русский дух! Там Русью пахнет!»

Творческие рассказы детей и взрослых  о походе в музей  «Истории крестьянского быта»....

Познавательно-творческий проект: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

Позновательно- творческий проект "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"Цель: Создание системы по развитиюу детей познавательного интереса к истории, традициям, родного края через посещение ...

« Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Литературно- музыкальный праздник посвященный сказкам А. С. Пушкина. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста .

Закрепить знание детьми сказок великого русского поэта. Воспитывать любовь и интерес к творчеству русских поэтов. Прививать любовь к русской классической музыке через коллективные игры. и танцы....