Проект "Здесь руский дух, здесь Русью пахнет"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Мы живём в сложное и интересное время. Но как истинно русские люди, любящие свое Отечество, мы обязаны вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен. Мы решили познакомить детей с историей русского быта, устройством деревенской избы, различными традициями и обычаями, существовавшими в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdes_russkiy_duh.docx | 447.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
Подготовила: Шаповалова С.В.,
воспитатель МАДОУ «Сказка»
Социально-значимый, познавательный проект «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тип проекта: познавательный, социально-значимый
Вид проекта: групповой
Продолжительность: среднесрочный (октябрь-декабрь)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников, социальные партнеры.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим …
Вадим Шефнер
Актуальность
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.)
Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их предков: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития.
Все мы понимаем, что современные дошкольники мало интересуются историей своего народа, родители не рассказывают детям кем были их предки, не уважают традиции. утратили интерес к этой теме.
Мы живём в сложное и интересное время. Но как истинно русские люди, любящие свое Отечество, мы обязаны вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен. Мы решили познакомить детей с историей русского быта, устройством деревенской избы, различными традициями и обычаями, существовавшими в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к традициям русского народа.
Проблема: проведенный опрос детей нашей группы показал, что представления большинства детей о русской культуре отрывочны и поверхностны, дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами. Кроме того, современные родители плохо знакомы с обычаями и традициями, фольклором и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями.
Задачи:
Познакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Развивать и обогащать словарный запас;
Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей через разные виды детской деятельности по теме проекта.
Прививать нравственно-патриотические ценности, присущие русскому народу (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа.
Формы реализации с детьми | Формы реализации с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Для педагогов:
Повысится уровень профессионализма педагогов в направлении нравственно-патриотических ценностей детей дошкольного возраста на основе приобщения детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями
Для детей:
Разовьются приобщения детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями.
Сформируются нравственно-патриотические чувства, присущие русскому народу: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие;
Для родителей:
Повысится уровень заинтересованности родителей в возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваться к их мнению, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
План мероприятий по реализации проекта
Месяц | Мероприятия с детьми | Название | Мероприятия с родителями | Название |
Октябрь | Беседа с детьми Виртуальная слайд – экскурсия Дидактическая игра Просмотр презентации Слушание Экскурсия в музейно-выставочный центр Чтение художественной литературы Конструирование Развлечение | «Милости просим в нашу избу» «Как наши предки осень встречали» «В мире древней России» «Волшебство у русской печи» песня «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского. «Предметы старинного быта». «Русские народные сказки» «Русская изба» «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу».
| Родительское собрание Консультация
Создание макета | «Приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям» «Роль семейных традиций в воспитании ребёнка» «Русская изба" |
Ноябрь | Дидактическая игра Народная игра Пение и обыгрывание Беседа с детьми Рисование Чтение художественной литературы Сюжетно-ролевая игр
Непосредствено образовательная деятельность Фольклорный праздник | «Русская изба» «Золотые ворота » Русская народная песня «Семейка» «Вечера долгие – руки умелые» Кукла в народном костюме» К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «В гости к бабушке в деревню»
«Бабушкин сундук»
«Осенние посиделки» | Мастер-класс (совместная деятельность родителей и детей)
Консультация для родителей Вечер презентаций совместно с родителями воспитанников | «Тряпичная кукла» «Организация народных игр в семье». «Предметы старины» |
Декабрь | Хороводная игра Чтение художественной литературы Рассказ воспитателя Спортивное развлечение Экскурсия в городскую библиотеку Посещение «Красной горницы» и мастер –класс в Доме детского творчества Рисование Беседа Дидактическая игра Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» | «Во поле береза стояла» «Жихарка» "Почему надо знать о традициях русского народа?"
«Карусель народных игр» «По сказочным тропам» «Оберег подкова» «Украсим рушник» «Это русская сторонка, это – Родина моя»
«Что было, что стало» «Путешествие в горницу» | Папка- передвижка Оформление мини-музея | «Роль родителей в возрождении русских традиций»
"Русская горница" |
Результативность проекта.
Подборка картотеки стихотворений о предметах старины
Создание картотеки пословиц.
Подборка картотеки презентаций
Изготовлена совместно с родителями «Большая книга старины»
Создан мини-музей «Русская горница»,
Оформлен макет «Русская изба»,
Подобраны иллюстрации: «Предметы старины»; «Посуда»; «Русские народные костюмы»,
«Игрушки наших бабушек»;
Создана картотека д\и
Вывод:
В ходе реализации проекта «Как жили на Руси» достигнуты следующие результаты:
Данный проект познакомил детей с историей русского быта, традициями и праздниками русского народа. Данный проект стимулировал познавательную активность; сформировал у детей азы патриотизма и любви к Родине Произошло обогащение знаний детей средствами русского фольклора и продуктивной деятельности, через восприятие русского народного творчества, как элемента национальной культуры. Художественное творчество и другие продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли активизировать воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. У детей сформировались такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма, любви к Родине и родным истокам. Также очень активно проявилась работа родителей в изготовлении предметов русского быта, участие в создании мини-музея, что значительно обогатило процесс проектной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Список литературы.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Алешина А. В. Патриотическое воспитание дошкольника. М.: ЦГЛ, 2005.
Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998
М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003
Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004
Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004
Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø Формирование патриотических чувств и любви к родному краю ...
Кроссворд "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"
Кроссворд разработан для конкурса среди воспитателей...
Презентация "Там русский дух, там Русью пахнет"
Музыкальная игра в форме викторины с целью приобщения детей к русскому народному творчеству. Знакомство с русскими народными обычаями, традициями, костюмами, песнями, танцами и др....
«Там русский дух! Там Русью пахнет!»
Творческие рассказы детей и взрослых о походе в музей «Истории крестьянского быта»....
Познавательно-творческий проект: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
Позновательно- творческий проект "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"Цель: Создание системы по развитиюу детей познавательного интереса к истории, традициям, родного края через посещение ...
« Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Литературно- музыкальный праздник посвященный сказкам А. С. Пушкина. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста .
Закрепить знание детьми сказок великого русского поэта. Воспитывать любовь и интерес к творчеству русских поэтов. Прививать любовь к русской классической музыке через коллективные игры. и танцы....