Программный проект "Ключики к миру"
проект по окружающему миру (старшая группа)
"Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал." /Сухомлинский В.А./
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchiki_k_miru.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»
ПРОГРАММНЫЙ ПРОЕКТ
«Ключики к миру»
Автор- составитель воспитатель высшей категории
Михайлова А.И.
Актуальность
Экспериментирование- эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента-при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Всё это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Поэтому данная программа представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширять представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по эти признакам.
- Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
- Привлечь родителей к экспериментально- поисковой деятельности детей.
- Развивать эмоционально- ценностное отношение к природе родного края.
В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников.
Принцип деятельности- включения ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип природосообразности- развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституции, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
Принцип психологической комфортности- заключается в снятии стрессовых факторов.
Принцип интеграции- интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве ( обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).
Принцип дифференцированного подхода- решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип творчества- максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Типология программы: программа носит комплексный характер- включает себя исследовательско- творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации программы: долгосрочный ,1 год.
Участники программы: дети старшего возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание экспериментальной- поисковой деятельности «Почемучка».
- Организация образовательного экспериментально- поискового пространства в группе.
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы поисково- экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Совместная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевая прогулка.
- Экскурсия.
Структура проведения игры- экспериментирования:
- Постановка , формулирование проблемы ( познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотезы ( научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее , однако, специального доказательства)
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- Внешние стимулы ( новизна, необычность объекта)
- Тайна, сюрприз.
- Мотив помощи
- Познавательный мотив (почему так?)
- Ситуация выбора
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
- Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить, какие опыты проводили, что узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- что такое микроскоп и лупа?
- какие вещества растворяет вода?
- почему дует ветер?
- почему не тонут айсберги?
- как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- приобрести оборудование в лабораторию для опытов
- проделать эксперименты и опыты
- задать свои вопросы родителям, воспитателям. Вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедии.
- рассказать друг другу, о том, что узнали.
Ожидаемый результат
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально- поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально- ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Для успешного воспитательно- образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно- развивающая среда и создан центр экспериментально- поисковой деятельности «Почемучка».
Основное оборудование и материалы:
Приборы- помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные весы, магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
Природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, уголь, крупный и мелкий песок. Птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кора деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки- вкладыши от набора шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги.
Красители, акварель.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы, марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, стеки, линейки, сито, спички, нитки. Пуговицы разной величины и качества, булавки.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для сыпучих предметов. Клееночки.
Материал, находящийся в центре экспериментально- поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется с помощью родителей.
Перспективный план работы на один учебный год
Месяц, неделя | Темы | Программное содержание | Материал и оборудование |
Сентябрь 2неделя | Экскурсия в Лабораторию | Уточнить представления детей о том, кто такие учёные. Познакомить с понятием "наука"( познание), гипотеза ( предположение). Рассказать детям о способе познания мира- эксперименте, о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории (инструктаж) | Игрушка – Дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. |
Сентябрь 3 неделя | Игры со словом «лаборатория» | Лексическо-грамматическое развитие речи детей. | Билеты с вопросами, набор предметных картинок, серия картинок «Чего не хватает у животного?», индивидуальные картинки с изображением нескольких предметов. |
Сентябрь 4 неделя | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. | Уточнить представления детей об органах чувств, их назначении ( уши- слышать, нос- нюхать, руки- определять форму, качество, язык- вкус) | Ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер, с отверстиями с запахи, яблоко, лимон) |
Октябрь 1 неделя | Всё видим, всё узнаем. | Познакомить с прибором- лупой и её назначением. | Лупа разных размеров, пуговицы, бусинки, семена , камешки, рабочие листы, цветные карандаши. |
Октябрь 2 неделя | Путешествие с капелькой | Уточнить знания детей о свойствах воды; словарь- жидкая, бесцветная, безвкусная, прозрачная; значимость воды в живой природе. | Панно «Кому нужна вода», Инвентарь для опыта: пустые стаканы, соль, зелёнка, палочки. Маска-тучка. |
Октябрь 3 неделя | Дом для капельки | Конкретизировать и систематизировать знание детей о воде, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов. | Стаканчики с водой, кубики льда, термос. Картинка «капелька». Мультфильм «Капитошка». |
Октябрь 4 неделя | Опыты с водой: Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ | Мука, сахар, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, палочки. |
Ноябрь 1 неделя | Снежные пушинки. Снегопад- это хорошо или плохо? | Формировать представления о снеге- как о кристаллах воды разной формы. | Презентация «История снежинки», аудиозапись вьюги, скрип снега, капель. |
Ноябрь 2 неделя | Какого цвета снег? | Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле бесцветный. | Два стакана с чистой водой, чаша, две мерные ложки , белая гуашь. |
Ноябрь 3 неделя | Зачем Деду Морозу шуба? | Помочь детям понять , что снег под «шубой» тает медленнее, чем в открытом доступе. | Снежные фигурки на тарелочках, мех. |
Ноябрь 4 неделя | Воздух повсюду | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластиковая бутылка, листы бумаги. |
Декабрь 1 неделя | Воздух работает | Развивать представление детей о том, что воздух может двигать предметы- паруса, воздушные шары, флюгер. | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, воздушные шарики. Презентация по данной теме. |
Декабрь 2 неделя | Путешествие в страну зеркал | История появления зеркала, расширить представление о многообразии зеркал, закрепить правило пользоваться зеркалом. | Иллюстрации разных форм зеркал, зеркало на каждого ребёнка. |
Декабрь 3 неделя | Способность воды отражать окружающие предметы. Аппликация силуэтная. | Показать, что вода отражает предметы. Учить точно передавать формы отражения. Познакомить с произведение «Снежная королева». | Таз с водой. Плоские льдинки. Листы белой бумаги, фактурная бумага, ножницы, клей. |
Декабрь 4 неделя | Свет повсюду | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными и искусственным. История возникновения лампочки. | Иллюстрации событий в разной время суток, картинки- источники света, фонарик, свеча, лампа. Предметы- не излучаемые свет. |
Январь 2 неделя | Свет и тень | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Теневой театр, настольная лампа. |
Январь 3 неделя | Солнечная лаборатория | Показать предметы какого цвета быстрее нагреваются на свету ( темные- светлые) | Цветной картон |
Январь 4 неделя | Разноцветные игры | Обогатить холодную зимнюю палитру | Иллюстрации русских художников, аудиозаписи зимы и весны, гуашь, листы, набор для рисования. |
Февраль 1 неделя | Таинственные картинки | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные очки, рабочие листы, цветные карандаши. |
Февраль 2 неделя | Удивительные камни. Экскурсия с музей камней. | Познакомить детей с разнообразием камней и их свойствами. История возникновения гор. | Презентация о горных породах, шкатулка с сокровищами, набор камней. Презентация о драгоценных камнях. |
Февраль 3 неделя | Юные исследователи | Познакомить детей со свойствами песка и глины. | Песок, глина, вода, лупа, листы плотной бумаги, трубочки. Мельница. |
Февраль 4 неделя | Можно ли менять форму камня и глины. | Выявить свойства глины и камня. | Дощечки для лепки, глина белая и красная, камень речной, озерный. |
Март 1 неделя | Дружба воды ,глины и песка. | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть и рыхлость. | Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной. мерные стаканчики, вода, лупа. |
Март 2 неделя | Путешествие в страну звуков | Познакомить детей с понятием «звук», со строением органа слуха- ухо. | Плакат строения уха, муз инструменты, стеклянный стакан, вата, бросовый материал. |
Март 3 неделя | Звенящая вода | Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук. | Бокалы, миска с водой, аудиозапись – крик акулы, кашалота, дельфина. |
Март 4 неделя | Угадай-ка | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов. Ёмкость с водой, песок, шарики из разного материала. |
Апрель 1 неделя | Как растёт всё живое? | Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов. | Иллюстрации по теме, фото детей фасоль, влажная ткань. |
Апрель 2 неделя | Вырастим семена | Закрепить знания детей о растениях и воздухе. Понимать цикл развития растений. | Семена, стаканы с землей, палочка, лейка, лампа, купол. |
Апрель 3 неделя | Дом под крышей голубой | Называть объекты живой и неживой природы | Магнитная доска, набор карточек, 2 флажка. |
Апрель 4 неделя | Знакомство с магнитом | Познакомить детей со свойствами магнита- притяжение. История происхождения магнита. | Набор из разных материалов, игра «рыбалка», перфокарты с заданием. |
Май 1 неделя | Необыкновенный мир магнитов | Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. | Стаканы с водой, бумажные машинки, разные магниты, соленая вода, 2 сырых яйца. Глобус. |
Май 2 неделя | Испытание магнита | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Развивать мыслительные операции. | Наборы с магнитическими и немагнитеческими свойствами. |
Май 3 неделя | КВН «Отчего и почему?» | Формирование экологической культуры и развития познавательного интереса у детей. | Эмблемы для команд, три магнитные доски, природный материал, продукты, оборудование для опытов. |
Май 4 неделя | Праздник мыльных пузырей | Создание у детей праздничного настроения, развития воображения, воспитание командного духа, творчества в движении. | Физкультурное оборудование, воздушные шары, бутылочки с жидкостью, соломинки по количеству детей. |
Литература:
- «Занятие по экологии в детском саду». Н.В. Коломина/ Творческий центр. Москва. 2008г.
- «Времена года». Комплексные занятия. Л.Б.Фесюкова, О.О. Григорьева /Творческий центр. Харьков.2008г.
- «Ребёнок и окружающий мир». Занятие на прогулке. А.А.Машкова/Корифей. Волгоград. 2008г.
- «Экологическое окно в детском саду». Методические рекомендации. В.М. Корнилова/Творческий центр.Москва.2009г.
- «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для детей. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова. /Творческий центр. Москва. 2001г.
- «Что было до….» . О.В.Дыбина/ Творческий центр. Москва. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программное обеспечение нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опыт работы дошкольного учреждения по реализации воспитательно-образовательной концепции нравственно-патриотического воспитания дошкольников от 3 до 7 лет....
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....
Программные стихи.
Стихи детям для заучивания наизусть....
Программно-методический комплекс «В мире музыки»
Развитие музыкального восприятия на основе синтеза искусств и этнокультуры. ...
Программно- методический материал: "Ознакомление дошкольника с окружающим миром"
Ознакомление дошкольника с окружающим миром....
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...