Образовательный проект "Домашние животные"
проект по окружающему миру (средняя группа)
В настоящее время не все имеют возможность держать домашних животных в доме. А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о животных, содержащихся в домашних условиях и об их содержании. Экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу. А животные – это первый источник знаний о природе. На основе представлений о животных, ребенок учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye.docx | 120.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад №174"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Домашние животные»
Автор проекта:
Трунина Анна Александровна
воспитатель высшей категории
МДОАУ №174 г. Оренбурга
Оренбург
Пояснительная записка
В настоящее время не все имеют возможность держать домашних животных в доме. А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о животных, содержащихся в домашних условиях и об их содержании. Экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу. А животные – это первый источник знаний о природе. На основе представлений о животных, ребенок учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать.
Цель проекта: формирование у детей знаний о домашних животных.
Задачи:
- воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным;
- научить детей правильному общению с домашними животными;
- активизировать познавательную деятельность детей.
- развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
Ожидаемый результат:
Для детей:
-у детей будет сформировано понятие о домашних животных, дети будут правильно называть животных и их детѐнышей, знать чем они питаются, как надо за ними ухаживать, какую пользу они приносят людям, знать место их проживания (конура, свинарник, коровник).
- повысится познавательный интерес к животным, появится желание заботиться о них.
-расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. .
Для родителей:
-Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
-Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой , интегративный долгосрочный.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с 01.09.2021 по 29.05.2022
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап
№ | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ | СРОКИ |
1 | Подготовительно-проектировочный этап. | Обсуждение целей и задач проекта с детьми. Пополнение видеотеки - фильмами , презентациями о домашних животных. | сентябрь-октябрь 2021г. |
2 | Практический этап | Развить у детей интерес к изучению домашних животных. Создать условия по реализации проекта. Развивать у детей логическое мышление при просмотре презентаций. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество. Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре. Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти. | Ноябрь 2021-март 2022г. |
3 | Обобщающе-результативный этап | Представление творческого отчета Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. | апрель-май 2022г. |
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительно-проектировочный этап. | |||
1 | Беседа с детьми «Домашние животные. Кто они?» | Сентябрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
3 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фильмов, презентаций по данной теме. | Сентябрь - октябрь 2021г. | Воспитатели возрастных групп |
4 | Консультация «Влияние домашних животных на развитие ребенка» | Октябрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
5 | Фотовыставка «Домашние питомцы» | Октябрь 2021г. | Родители средней группы. |
Чтение: «Коза-дереза», «Козлята и волк», Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котѐнок», С. Маршак «Усатый-полосатый». | Октябрь 2021г. | Воспитатели средней группы. | |
Практический этап | |||
1 | Дидактические игры: «Мамы и детки», пазл «Домашние животные», «Кто, что ест?» | Ноябрь 2021г. | Воспитатели, воспитатели средней группы, возрастных групп |
2 | Беседа «Роль домашних животных в жизни человека» | Ноябрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
3 | Консультация для родителей «Правила общения с домашними животными» | Ноябрь 2021г. | Родители средней группы. |
4 | Занятие «Лошадка в гостях у ребят» | Ноябрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
5 | Музыкальная игра «Кто ,как кричит?» | Декабрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
6 | Просмотр презентации «Как ухаживать за домашними животными?» | Декабрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
7 | Слушание: «Кто пасѐтся на лугу» муз. А. Пахмутовой, сл. Ю.Черных, «Серенькая кошечка» муз. В. Витлина сл. Н. Найдѐновой, «Собачка» М. Раухвергер. | Декабрь 2021г. | Воспитатели средней группы. |
8 | Просмотр мультфильма: «Котёнок по имени Гав», «Приключения кота Леопольда», «Волк и телёнок», «Чуня», «Жил у бабушки козёл», «Петушок – золотой гребешок». | Январь 2022г. | Воспитатели средней группы. |
9 | Целевая прогулка «Наблюдение за кошкой и собакой» | Январь 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
Аппликация «Мячики для щенка» | Январь 2022 г. | Воспитатели средней группы. | |
10 | Дидактические игры: «Угадай эмоции щенка», «Кто спрятался за снежинкой?», «Чья тень» | Февраль 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
11 | Физминутки: «Котята», «Бегал по двору щеночек», «Хозяюшка», «Козлик» и др. | Февраль 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
12 | Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к бабушке в деревню», «Ветлечебница», «На ферме», «Мне на день рождения подарили котенка (щенка). | Февраль 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
13 | Магнитный театр «Репка», «Три поросенка» | Март 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
14 | Конструирование «На ферме» | Март 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
15 | Рисование «Клубочки для котенка». | Март 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
16 | Подвижные игры «Куры и кошка», «Уточки и собачка», «Я люблю свою лошадку», «Не боимся мы кота» | Март 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
Обобщающе-результативный этап | |||
1 | Заучивание потешек «Я люблю свою лошадку», «Киска, киска, киска брысь», «Маленький бычок» и др. | Апрель 2022г. | Воспитатели средней группы. |
2 | Викторина «Домашние животные» | Апрель 2022 г. | Воспитатели средней группы. |
3 | Создание коллажа «На ферме» | Май 2022г. | Воспитатели средней группы. |
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
В реализации программы принимали участие: Трунина Анна Александровна, воспитатель подготовительной группы МДОАУ № 174 и воспитатели возрастных групп МДОАУ № 174.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека
Материально-технические ресурсы:
1. Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДОУ.
2. Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы.
3. Ресурсы сети Интернет
4. Подписка на СМИ:
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Журнал «Дошкольное воспитание»;
• Журнал «Обруч».
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Список литературы.
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, СПБ.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2011.
4. Е. С Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». ООО «ТЦ Сфера», 2006.
5. Л. С. Киселева «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. –М: АРКТИ, 2006.
6..Н. Зенин «Ознакомление детей раннего возраста с природой». Г.Я. Затуллина «Конспекты занятий по развитию речи».
7. С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
8.М.В. Лучич «Детям о природе».
Выводы: Воспитывать основы экологического сознания у детей надо с раннего детства. Нужно учить заботиться о природе, беречь её. Домашние животные – это часть природы. Так пусть наши дети будут экологически образованными, эмоционально отзывчивыми, способными сопереживать.
Проект, реализованный в 2020-2021 учебном году, показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о домашних животных.Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость экологического воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физминутки про домашних животных
1.Котята
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
2.Бегал по двору щеночек
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
3.Хозяюшка
Наша – то хозяюшка
Сметлива была.
Всем в избе работушку
К празднику дала: (идти по кругу, взявшись за руки)
Чашечку собачка моет языком. (сложить ладони чашечкой, «облизывать» её)
Хрюшка собирает
Крошки под окном. (присесть, наклонять ритмично голову).
По столу котище
Лапою скребет. (встать, правой рукой делать движения к себе )
Половичку козочка
Веничком метет. («мести» пол)
10.Гимнастика для шеи «Козлик»
Ома – ома – ома (поднимать и опускать голову)
Стоит козлик у дома.
Оме – оме – оме (качать головой вправо – влево)
Хорошо в высоком доме.
Ме – ме – ме (поднимать и опускать голову)
Подойди-ка ты ко мне. (делая призывные движения)
Мот – мот – мот (качать головой вправо – влево)
Не ставь копытца на комод. (грозя пальцем)
11.Кошка
Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)
Я – приветливая киска. (останавливаются, лицом в круг)
Кверху – кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках. («коготочки» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь и дут по кругу, крадучись)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно- (останавливаются, встают лицом в круг)
Я царапаюсь ужасно. (показывают «коготочки»)
(В.Стоянов)
12.Угости котенка — мимическое упражнение
Мой серенький кот (дети мимикой передают, как котенка)
Совсем не растет, (угощают разной пищей: молочком,)
И даже усы не растут. (мясом, лимоном, рыбкой, колбаской)
Он супа не ест, (морковкой, перцем и т.д.)
И каши не ест-
Попробуй-ка вырасти тут!
13.«Здравствуй, Васька козел» — динамическая пауза
Здравствуй, Васька- козел, (поклониться, ладонь на грудь)
Если в гости пришел, (покачать головой)
Угощайся травкой, (протянуть ладони вперед)
Да смотри, не чавкай! (погрозить пальцем)
14.Котёнок
(имитация движений)
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал.
Шалунишка лапкой «хоп!»
И надутый шарик « хлоп!».
Поморгал котёнок глазками,
Улыбнулся маме ласково.
Крепко сжал глаза и лапки.
И сказал:» Пока, ребятки!»
15.Пёс Барбос
(имитация движений)
Вот сидит наш пес Барбос.
В лапы спрятал черный нос.
Пёсик дремлет или спит.
На ребяток не глядит.
Наши дети тихо встали
И к собачке подбежали
— Ну-ка пёс скорей вставай
И ребяток догоняй!
16.Козочка
Я козочка Ме-ке-ке (дети идут по кругу)
Я гуляю на лужке
Острые рожки (показывают «рожки»)
Тонкие ножки (топают ножками)
На самой макушке
Бархатные ушки (показывают ушки)
Язык полотняный, (показывают язык « лопаткой»)
Хвостик конопляный (показывают рукой хвостик сзади)
Как прыгну, (подпрыгивают)
Сразу забодаю («бодаются»)
Подвижные игры
Подвижная игра «Куры и кошка».
Цель: Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
Ход игры. Дети изображают курочек. Роль кошки исполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки, и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:
Выходите, курочки, Жучков, паучков
Собирайте крошки, На зеленой дорожке.
Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:
Куры крыльями махали: Куры клювиком стучали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):
Выйду, выйду на дорожку, Там, где куры ищут крошки,
Мяу-мяу-мяу! Мяу-мяу-мяу!
Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» — и убегают в свои домики.
Подвижная игра «Уточки и собачка».
Цель: Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.
Материал: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка - игрушка.
Ход игры: Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:
Рано-рано утречком Уж она их учит, учит!
Вышла мама-уточка Вы плывите, утки-деточки,
Поучить утят. Плавно в ряд.
(А. Барто)
Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».
Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Утки наши белые
Без того не смелые.
(И. Токмакова)
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За тем утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Лучше с нами поиграй.
Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)
Подвижная игра «Я люблю свою лошадку».
Цель: Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.
Ход игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то, как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипят: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.
Подвижная игра «Кот Васька».
Цель: Повысить двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Ход игры: Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).
Взрослый и дети поют или говорят:
Ходит Васька беленький, А бежит стрелой,
Хвост у Васьки серенький, А бежит стрелой.
Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:
Глазки закрываются, Зубы у кота —
Спит или притворяется? Острая игла.
Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:
Только мышки заскребут,
Серый Васька — тут как тут.
Всех поймает он!
Кот догоняет мышек, а они убегают от него.
Подвижная игра «Кошка и цыплята».
Цель: Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.
Ход игры: На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.
Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:
На скамейке у окошка Кошка глазки открывает
Улеглась и дремлет кошка. И цыпляток догоняет.
На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.
Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.
Подвижная игра« Не боимся мы кота».
Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: воспитатель берёт игрушку-кота, сажает его на стульчик - «кот спит». Ведущий говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Порезвитесь, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей.
Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:
Тра-та-та, тра-та-та
Не боимся мы кота.
Кот просыпается и ловит мышек (воспитатель с игрушкой догоняет детей). Мыши убегают в норки (садятся на стульчики).
Подвижная игра «Кот и мыши».
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.
Ход игры: С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей. На другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит!» Дети проползают под рейками и бегают. Воспитатель приговаривает: «Тише, мыши, не шумите. И кота не разбудите!» Дети бегают легко и бесшумно. Со словами: «Кот проснулся!», ребенок, изображающий кота, бежит за мышами. Дети вбегают в свой дом через неогороженную часть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"
У детей с нарушением зрения отмечается трудности при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"
У детей с нарушением зрения отмечается трудности при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....
Образовательный проект " Животные жарких стран"
Данный образовательный проект способствует закреплению представлений о животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни и повадках, уточнению, расширению и активизации словаря по теме "Дикие...
непосредственная образовательная деятельность "Животные наши помощники"
Устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животных; с названиями жилищ домашних животных; учить рисовать корову, продолжать развивать умение продумыв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Животные жарких стран"
Конспект НОД по речевому развитию...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Животные нашего леса»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Животные нашего леса»...
Образовательный маршрут "Животные"
Образовательный маршрут ...