ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «МОЖЕТ ЛИ ГОВОРИТЬ ДОЖДЬ?» (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ)
методическая разработка по окружающему миру
Цель занятия: проверить у детей уровень сформированности умения задавать вопросы, проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
file0-4e9502ab45f79bdbb95bb21639dd48f15035bfd4.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5) ЛЕТ
С УЧЕТОМ ФГОС
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «МОЖЕТ ЛИ ГОВОРИТЬ ДОЖДЬ?»
(ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ)
Структура конспекта занятия:
Тип занятия: комбинированное.
Цель занятия: проверить у детей уровень сформированности умения задавать вопросы, проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Задачи:
Обучающая: уточнить знания детей о дожде, помочь понять, что дождь состоит из капель воды, познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; расширять словарный запас, учить рассуждать, развивать умение делать выводы, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать познавательные способности;
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, экологическую культуру, познавательный интерес к экспериментированию.
Интеграция областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое.
Планируемый результат: с интересом слушать рассказ, эмоционально и заинтересованно следить за проведением опытов, участвовать в экспериментировании, отвечать на вопросы воспитателя, искать решения проблемных ситуаций.
Форма занятия: фронтальное.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: 10 детей.
Возраст воспитанников: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: игрушка-кот, зонт, ведерко детское, пипетка для демонстрации опытов, пластиковые прозрачные стаканы, аудиозапись с шумом дождя, пластиковые емкости для воды, детские лейки, поролоновые губки голубого цвета, подставка с подсветкой, фартуки, полотенца.
Предварительная подготовка: разгадывание загадок об осени, дожде, воде; чтение произведений о дожде (авторские сказки и художественная литература Э.Ю.Шим «Слепой дождик»), беседы по теме.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова: «эксперимент», «грибной дождь», «поток воды», «пипетка».
Методы и приемы работы с детьми: использование наглядных и игровых методов в сочетании со словесным.
Словесный – рассказ воспитателя, чтение стихотворения, вопросы, указания, поощрения.
Наглядный – показ опытов.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Вводная часть | Сюрпризный момент Мотивация к деятельности | 3 минуты |
Основная часть | Создание проблемно-игровой ситуации (формулировка вопроса) Актуализация знаний детей: - выдвижение предположений - поиск возможных вариантов решения - демонстрация опытов Динамическая пауза «Дождь» Прослушивание аудиозаписи | 15 минут |
Заключительная часть | Стихотворение Рефлексия | 5 минут |
Ход занятия.
Организационный момент.
Сюрпризный момент. Воспитатель сообщает детям о том, что по дороге в детский сад с ней произошел интересный случай.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что сегодня произошло со мной по дороге в детский сад?
Дети: Нет! Что?
Воспитатель: Вы хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы вместе уберем все игрушки на свои места, наведем в группе порядок. А пока раскладываем игрушки, вспомним наши веселые стихотворения про мышат.
Тиши, мыши, кот на крыше!
А котята еще выше!
Кот пошел за молоком,
А котята кувырком!
Кот пришел без молока,
А котята: «Ха-ха-ха».
Воспитатель: Смотрите, кто тут дремлет! Кот! Расскажем про кота Ваську стихотворение?
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тиши, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод (Дети бегут к стульям)
Рассаживаемся на стулья.
Воспитатель: Всем хватило места? Кто не успел сесть на стул, того кот заберет к себе на крышу!
Готовы услышать мою историю? Ушки приготовили, ротики закрыли. Слушаем.
Вышла я из дома и направилась в наш садик. Как вдруг начался дождь. Я достала зонт. Вот такой (показывает), и на мой красивый зонт, стало что-то капать, и тут со мной заговорил дождь.
Пауза.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, умеет ли говорить дождь?
Дети: Нет! Он не человек. У него нет рта! Голоса. Он не живой.
Воспитатель: Так. А что такое дождь? Из чего он состоит?
Дети: Из капель. Из воды. Из капель воды.
Воспитатель: Верно, из капель воды состоит дождь. Когда идет дождик, мы слышим, как капельки стучат в окно, по подоконнику, по крышам машин и зонту (Воспитатель обращает внимание детей на окно группы).
Воспитатель: Сейчас вы сможете услышать, как стучит дождь.
Опыт №1. Показать детям, как капли воды стучат по пластиковой емкости или металлическому разносу.
Воспитатель: Я возьму ведерко, интересный прибор для опытов – пипетку, она наполнена водой (Воспитатель показывает, как капают капли из пипетки в пластиковое ведерко, слышится шум).
Воспитатель: Так начинается маленький дождик. Но он может вырасти! Капли соберутся вместе, и с неба уже льется поток воды!
Опыт №2. Показать детям, как течет вода.
Воспитатель: Сейчас я наберу из нашего крана чистой воды и покажу вам как вырос дождик! (Воспитатель берет пластиковый стакан с отверстиями снизу, наливает в него воду из пластиковой бутылки, вода льется в ведерко)
Воспитатель: Вот какой дождик: сначала маленький – с капельку, а потом вырастает! Точь-в точь как в игре «Дождик».
Ребята, как мы покажем маленький дождик? (хлопают тих в ладоши)
И вот он растет (хлопают громче)
Гремит гром (топают ногами).
А нам не страшен никакой дождик!
Мы раскрыли зонт (руки над головой в стороны)
И спрятались под ним! (руки «домиком» над головой)
Воспитатель: Мы с вами показали дождик, а теперь послушаем дождь.
Аудиозапись шума дождя с комментариями воспитателя.
- Говорит о том, что после дождя вырастут грибы.
- Наступила осень.
- Теплый летний дождь! Можно бегать по лужам!
Воспитатель: Вот как разговаривает с нами дождик, по-своему, особенно: то капельками тихо стучит в окно, а то барабанит по крыше.
Воспитатель: А мы можем здесь, в группе, сделать дождь?
Дети: Нет! Здесь нет туч. Он зальет нам всю группу.
Воспитатель: А может быть, все же попробуем?! Дождик – это…капельки воды. Они могут медленно капать, а могут литься. Посмотрите вокруг – из чего у нас может течь вода.
Дети: Из крана.
Воспитатель: (Удивляется) У нас из крана течет вода?! Кто же из ребят не закрыл кран после мытья рук?! Катя, пожалуйста, сходи и посмотри, закрыт ли кран?
Воспитатель: Ребята, можно оставлять кран с водой открытым?
Дети: Нет, воду надо беречь. Она нужна растениям, животным.
Воспитатель: Правильно.
Ребенок возвращается. Закрыт.
Воспитатель: Спасибо. Так как же нам сделать дождик? Какие еще предложения? Хотите, я вам немного помогу? Из чего мы поливаем цветы?
Дети: Из лейки!
Опыт №3. Дети сами показывают, как из лейки течет вода.
Воспитатель: Помогать «делать дождик» мне будет Полина, мы с ней подготовим рабочее место, накроем клеенкой стол, поставим емкости для воды. Катя и Вика будут показывать дождь.
Воспитатель: Надеваем фартучки, нарукавники. Берем лейки (они уже наполнены водой). И вот у нас в группе идет дождь! А какой это дождь?
Дети: Летний! Грибной! Осенний! Холодный.
Воспитатель: Спасибо, ребята. Проходите на свои места. А еще как мы можем показать дождик? (Дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает губки голубого цвета, похожи на облака: Посмотрите, что у меня есть!).
Дети: Нужно опустить губки в воду! Намочить их.
Воспитатель: Верно! Полина и Настя подходите к столу. Вот вам фартуки, губки и вода.
Опыт №4. Дети сами показывают, как можно сделать дождь с помощью губки. (После опыта вытирают руки полотенцем)
Воспитатель: Вот какой мы с вами сделали Дождик! Дождик пришел к нам в группу! А вы любите дождь?
Дети: Нет! На улице холодно и сыро. Придется сидеть дома.
Да – можно взять зонтики, надеть резиновые сапожки и немного погулять по лужам!
Воспитатель: Кому-то из нас нравится дождь, другим нет.
Дети, в начале нашей беседы я вам сказала, что со мной говорил дождик и сказал по секрету о том, что капельки воды могут светиться. И просил меня показать вам это. Смотрите! (Воспитатель берет подставку с подсветкой, ставит на нее емкость с водой)
Опыт №5. Показать детям, как свет проходит сквозь прозрачную воду.
Воспитатель: Вот такой он волшебный – обычный осенний дождь…
Заключительную часть занятия.
Воспитатель читает стихотворение.
Осень.
Дождь на улице идёт, мокрая дорога,
Много капель на стекле, а тепла немного,
Как осенние грибы, зонтики мы носим,
Потому что на дворе наступила осень.
Рефлексия.
Что мы с вами думали о дожде в начале нашей беседы? (Он не умеет говорить)
К чему мы пришли потом? (Дождь говорит на своем языке, стучит капельками воды)
Воспитатель: Верно. А Дождик приготовил для вас подарок. Как вы думаете, что может подарить дождь?
Дети: Радугу! Лужи! Хорошее настроение!
Воспитатель (Выносит волшебный мешочек): Наш дождик дарит вам волшебные разноцветные капельки.
Приложение.
Загадка.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Эдуард Юрьевич Шим
СЛЕПОЙ ДОЖДИК
_______________________________________________________________
Минск, "Юнацтва", 1987
OCR Dauphin, 2003
________________________________________________________________
Летний весёлый Дождик прибежал в лес - и давай плясать! По
берёзовым листочкам пощёлкивает, по круглым осиновым листьям
барабанит, напевает песенку:
Я из тучи упал,
По земле побежал,
Мои ножки легки -
Ни разу не споткнутся...
- Какая славная песня! - сказали вдруг тоненькие голоса. - Какой
добрый Дождик!..
Это радовались Водомерки. Они жили в маленьком лесном озерце и
сейчас стояли рядышком у берега, как маленькие лодочки у пристани.
- Значит, я вам нравлюсь? - спросил Дождик.
- Ну, конечно! - ответили Водомерки. - Мы тебя так ждали! Наше
озерцо уже совсем высыхало, мы не знали, куда деваться... А теперь оно
разольётся снова, жить нам будет просторно, привольно... Лей пуще,
Дождик!
И Дождик защёлкал сильнее и ещё громче запел:
...Под кустом ждут меня,
Под листком ждут меня,
Птицы ждут, звери ждут,
Просто не дождутся!
- Как бы не так! - послышался злющий скрипучий голос Паука. - Кому
ты нужен, глупый Дождь... Только мешаешь. Я трудился, я старался,
паутину свою плёл. Между ветками её растянул, думаю: сейчас добыча
попадётся! А попали одни твои капли, намочили паутину, разорвали...
Убирайся из лесу!
- Вот тебе на! - сказал Дождик. - Одни меня хвалят, другие меня
прочь гонят... Интересно, - нужен я всё-таки здесь пли нет?
- Конечно, нужен!.. - пыхтя и отдуваясь, казала Сыроежка. Она
только что проглянула из-под земли, и на её круглой фиолетовой шапочке
ещё лежал сучок и сосновые иглы. - Припусти, Дождик! Мы, грибы, расти
без тебя не можем!
- Нет, нет! - закричала лесная Земляника в белом платочке. - Ты
сейчас совсем не нужен! Я вся вымокну, и у меня тогда ягод не будет!
- Молодец, Дождик! - сказал мокрый, но очень довольный Лось. - Ты
слепней разогнал, мух распугал, а то ведь житья от них не было!
- Тьфу! - рассердился Барсук. - Я нору чистил, проветривал,
подстилку менял, а тут - хлынуло... Безобразие! Совсем не вовремя
дождик!
Слушал Дождик, слушал - ничего понять не может.
- Ну, - говорит, - вы тут без меня разберитесь - нужен я или нет.
А я покуда в деревню сбегаю.
Прибежал в деревню, по тесовым крышам постукивает, в желобах
побулькивает, распевает:
Я из тучи упал,
По земле побежал,
Мои ножки тонки -
А всё равно не гнутся!
В деревнях меня ждут,
В городах меня ждут,
Тут и там, там и тут
Просто не дождутся!
Это верно! - сказали Огурцы, росшие в огороде. - Заждались мы
тебя, Дождик... Ух, напьёмся сейчас!
- Ах, так?! - сказали капризные Помидоры. - Дождик пошёл? Ну, так
не будет вам красных помидоров. Чтоб нам цвести, жара нужна, сухой
воздух... А сырость нам вредна, вредна, понимаете?
- Ничего, ничего! - весело сказал жёлтый Лилейник, стоявший в
палисаднике перед домом. - Дождик - это хорошо, это полезно... После
него я так расцвету, что моя хозяйка будет очень довольна!
- Хозяйка не будет довольна! - захныкали синие Люпинусы. - Мы
очень нежные цветы... У нас такие тяжёлые шапки, что если они
намокнут, то мы не выдержим и сломаемся...
Не успели цветы договорить, как на улице кто-то закричал и
засмеялся. Босые мальчишки шлёпали по лужам, брызгались и просили:
- Дождик, Дождик, - пуще! Дождик, Дождик, - пуще!
- Ага! - обрадовался Дождик. - Люди-то уже лучше всех знают, нужен
я или нет. Пуще - так пуще!
И только он собрался припустить вовсю, как загромыхали колёса - на
конных граблях ехали колхозники.
- Эх, - говорили они, - помешает нам дождик сено убрать... Хоть бы
унялся, погодил маленько!
Дождик совсем растерялся. Он даже петь начал шёпотом и перепутал
слова своей песенки:
Я на тучу упал,
Я с земли убежал,
Мои ножки тонки -
Меня не дождутся...
А тут между туч выглянуло ясное солнышко. Оно так заблестело,
засияло, что Дождик сразу ослеп.
Ведь всегда при солнце Дождик становится слепым...
И он уже теперь не мог выбирать дороги, и пошёл по земле просто
наугад. И больше на него никто не сердился. Все понимали, что, если
Дождик пришёл не вовремя, то сделал это он нечаянно.
______________________________________________________________________
Сказки советских писателей: Для мл.шк.возраста / Сост.
А.П.Костелецкая; Вступ. ст. Т.В.Кобржицкой; Худож. К.П.Шарангович. -
Мн.: Юнацтва, 1987. - 447 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей навыков опытно-экспериментальной деятельности
Выступление из опыта работы....
Развитие творческих способностей детей через опытно – экспериментальную и трудовую деятельность на прогулках в зимний период.
Методические разработки и обобщение опыта....
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...
План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"
Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов....
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....