Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»
учебно-методический материал
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей по теме:
«Развитие познавательных способностей у детей
через опытно-экспериментальную деятельность»
Стародубцева Е.Г.- воспитатель
МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»
Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов.
Ход: Вступление. Слайд № 1.
1. На сегодняшний день развитие познавательных способностей , активности дошкольников – одна из актуальных проблем нашей современности. Самостоятельная деятельность ребенка, направленная на познание действительности окружающего мира, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения.
С ростом и развитием ребенка, его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками». Чем больше он узнает и осваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других разных условиях будет его творческая деятельность» - писал Лев Семёнович Выготский.
Основная цель исследовательской деятельности – развитие познавательной активности посредством экспериментирования с объектами и явлениями.
Основные задачи:
Познавательные - формирование навыков постановки опытов и умение делать выводы.
Развивающие - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.
2. Хотелось бы поделиться своим опытом и познакомить вас со структурой детского экспериментирования. Слайд № 2.
3. Давайте рассмотрим опыт «Волшебные краски», согласно структуры поведения.
- Какая проблемная ситуация может быть? Можно ли рисовать на молоке?
- Ваши предложения? (Это и есть выдвижные гипотезы).
- Проверка предположения – это и есть проведение самого опыта.
- Вывод: На молоке рисовать можно, если только добавить красители и моющее средство.
- Как можно зафиксировать результат опыта? (с помощью схем, рисунка, букв и др. способами).
4. Также знакомство с опытом может проходить через театрализацию и художественные произведения.
Например: Послушайте сказку.
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Солнышко было уже высоко, когда он подошел к озеру и увидел красивые цветы, которые начали распускаться. Почему это происходит?
Опыт: «Эффект лотоса». (Бумажные цветы).
- Давайте вместе поставим проблему.
- Как вы думаете почему так происходит?
- Давайте проверим наше предположение.
- Кладем в воду цветы и наблюдаем как лепестки начинают распускаться.
- какой вывод можно мы можем сделать?
- Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются.
- Как мы можем зафиксировать опыт?
Продолжаем нашу сказку. Утенок увидел в озере рыбок. Почему они не тонут, а плавают?
Попробуйте сами провести эксперимент, согласно структуры. Для этого нам понадобится газировка и виноградина.
- В стакан с газировкой бросить виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа и виноградина всплывет.
Вывод: На поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградина вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет происходить несколько раз, пока вода не выдохнется.
У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей нужно погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, рыба опускается вниз. Надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Как зафиксировать опыт?
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, и теперь, на многие вопросы он знал ответы.
5. Еще в своей практике для выхода на проблемную ситуацию я использую «Метод трех вопросов». Слайд № 3.
Например опыт «Надувающиеся шарики».
- Что мы знаем о шариках?
- Что хотим узнать?
- Где мы можем это узнать?
- Могут ли шарики надуваться сами по себе?
Для этого нам потребуется пластиковая бутылка, воздушный шар, сода и уксус.
В шарик насыпать 3-4 чайные ложки соды, в бутылку налить около 100 мл. уксуса. Надеть шарик на горлышко бутылки и потрясти, чтобы сода из шарика пересыпалась в бутылку с уксусом. Вот и все. При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который надувает шарик.
Дети с помощью рисунков, схем фиксируют результат проведенного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс "Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей"
В помощь воспитателям...
Брифинг на тему "Развитие логико - математического мышления с использованием опытно - экспериментальной деятельности".
«Развитие логико – математического мышления с использованием опытно – экспериментальной деятельности». Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллек...
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018" - "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018": "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"...
Конспект мастер – класса для педагогов ДОУ по теме: « Развитие творческих способностей средствами исследовательской деятельности»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытного -экспериментальной и исследовательской деятельности
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на 2021-2026 учебный год на тему: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной и исследовательской деятел...
Мастер класс на тему: Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной ...
Проект по развитию познавательных способностей детей, посредством опытно - экспериментальной деятельности
Актуальность проекта «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму».Китайская пословица...