Программа кружка "Мы хозяева -Земли"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Познавательная информация для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Мы хозяева -Земли" | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДСОСНОВСКАЯ СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю
Руководитель Редкодубравского д/с «Колокольчик»-
Филиала МБОУ «Подсосновская СОШ»
______________ Т.В.Бедина
«____»_________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
для детей старшего дошкольного возраста
«Мы хозяева Земли»
Руководитель кружка воспитатель:
Лопарёва Т.Н
с.Редкая Дубрава
2022-2023год
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Актуальность:
Кружок «Мы хозяева Земли» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Целью программы является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих
участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,
расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут.
Методы проведения:
Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, презентация)
Практические: игра, эксперименты, дидактические игры, подвижные игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение худ. литературы.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
Работа с родителями.
-Оформление папок передвижек для информации родителей по темам кружка
-Акция «Мы за чистое село»(раздать листовки)
-Выставка рисунков выполненная с детьми «Берегите природу!».
План работы кружка «Мы хозяева Земли»
2022– 2023 учебный год.
п/п | Сроки проведения | Тема занятия | Цель занятия | Методические приёмы, материалы. | |
Сентябрь | Беседа «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) | ||
Беседа «Как вести себя в природе» | Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. | Сюжетные картинки знакомство с окружающим. | |||
«Что нас окружает?» | Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком. | Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой) | |||
Октябрь | Беседа воспитателя с детьми о лесе. Разгадывание загадок о лесе и его обитателях. | Уточнить и расширить представление детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | Репродукции картин на тему леса, тексты стихов о временах года, предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, ягод, муляжи грибов. | ||
Беседа «Кто главный в лесу? Живые цепочки» Игра «Живая цепочка». Рисование: необычное дерево или животное. | Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях, формировать представление о их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки | Контурные изображения цепей питания. | |||
Путешествие в зимний лес | Сформировать представление детей о жизни животных в зимний период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитать любовь и сочувствие к животным. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»; 2. Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем они питаются зимой, способы их передвижения, места обитания); 3. Просмотр презентации «Следы лесных обитателей на снегу». | |||
«Викторина о лесе» | Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать экологическую культуру. | Рисунки детей, репродукции картин, посвященных лесу. | |||
ноябрь | Солнечная система. Солнце – источник света и тепла. | Дать первоначальные представления о строении солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки. | ||
Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе | Горшочки для посадки растений ( для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте.) в светлом месте. | |||
Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | практическое занятие, чтение. | |||
Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека | Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.Рассказ «Почва- «живая земля» | |||
декабрь | Беседа «Как помочь нашей планете?». «Планета Земля в опасности» | Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться | Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей, ватман. | ||
Беседа о добрых и злых поступках. «Через добрые дела можно стать юным экологом | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панно- рама добрых дел» | |||
Беседа «Космос. Вселенная. Звёзды». | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | Иллюстрации с изображением Вселенной звёзд, фото космонавтов. | |||
«Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света); уточнить знания о строении солнечной системы. | Составление макета «Солнечная система»;аппликация «Солнечная система» | |||
январь | «Мы туристы» | Формировать экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе. | Изготовление знаков «Берегите природу». | ||
«Земля – живая планета» «Человек - как часть природы» | Познакомить с понятием «Жизнь на Земле», общие условия для растений, животных и людей. Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?» Выпуск листовок «Сбережем планету нашу». | |||
«Сказка ложь, да в ней намек» | Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так -же зачатки экологического идеала с помощью загадок и сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. | Чтение экологических сказок на экологическую тему: «Родник», «Дождевой червяк», и др. | |||
февраль | «Охрана растений. Красная книга природы» | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева. | ||
Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений | |||
«Части растений.» | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений | |||
март | «Этот удивительный мир насекомых» | Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм. Лепим любимое насекомое. | ||
«Когда животных в природе становится много или мало» | Формировать умение замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания.Развивать умение классифицировать животных по нескольким признакам (внешний вид, питание, место обитания) | Дидактическая игра «Невидимые нити», «Пищевые цепочки». | |||
«Рыбы» | Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). | Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши. | |||
«Птицы» | Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам. | Наглядный материал «Птицы в картинках». | |||
апрель | Десять заповедей друзей природы. | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. | |||
Нужны все на свете (Обобщение знаний) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. | Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД " Мы хозяева Земли" в подготовительной группе
Занятие составлено по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.Цель данного занятия расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как...
Развлечение на тему: «Бережливые хозяева земли»
в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительных и старших группах «Мы — хозяева Земли»
Комплексное занятие «Мы — хозяева Земли» НОД в подготовительных и старших группах по теме раздельного сбора мусора и проблемам в сфере обращения с отходами.5 образов...
Конспект занятия в подготовительных и старших группах «Мы — хозяева Земли»
Комплексное занятие «Мы — хозяева Земли» ОД в подготовительных и старших группах по теме раздельного сбора мусора и проблемам в сфере обращения с отходами....
Консультация для родителей "Мы хозяева Земли!"
Консультация для родителей "Мы хозяева Земли!"...
Проект "Хозяева земли"
проект...