Конспект занятия «Мой край - Мордовия моя»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Конспект занятия
«Мой край - Мордовия моя»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила Базаркина Л.Н.
воспитатель высшей
квалификационной категория
п. Ромоданово
2017год
«Здесь Родины моей начало
Мой край – Мордовия моя!»
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать у детей знания о Мордовии, промыслах, растительном и животном мире республики. Закреплять умения эмоционально и выразительно читать стихи.
Развивающая: развивать умение использовать элементы мордовской вышивки в художественном творчестве.
Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.
Материалы и оборудование: Декорации уголка старинной мордовской избы с предметами быта (прялка, туесок и т.п.).Иллюстрации к мордовским сказкам. Диск с записью мордовской плясовой «Луганяса келуня». Заготовки из бумаги в виде мордовского головного убора - сорки, фломастеры. Мордовские народные костюмы для детей и взрослого.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Проведение экскурсий в краеведческий музей, библиотеку села Атемар, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой.
Ход занятия.
Занятие проводится в форме игры в КВН. Две команды детей в мордовских народных костюмах входят по музыку в зал. Их встречает Хозяюшка (взрослый в мордовском национальном костюме), приглашает в гости, рассаживает на приготовленные лавочки.
Хозяюшка:
Какими выразить словами
Всю красоту, что вижу я.
Тебе, любимая Мордовия,
Пою я гимн, любовь моя.
Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас. Есть в самом центре России уголок, который нам всем особенно близок и дорог. Это наша малая родина – Мордовия. И живут здесь замечательные, гостеприимные люди. И я тоже люблю встречать гостей, песни петь, хороводы водить да в игры интересные играть. Предлагаю вам игру, в ходе которой мы узнаем много интересного о нашем родном Мордовском крае. В игре будут принимать участие две команды.
Команды строятся.
Хозяюшка: Прежде чем начать игру, нам нужно выбрать жюри. ( Выбирают взрослых). Теперь попросим команды представиться.
Команда «Эрзяночка»
На радость нам наш край цветёт,
Хороший здесь народ живёт.
Природу Мордовии беречь мы должны
И помнить преданья седой старины.
Команда «Мокшаночка»
Мы – за чистый лес и воду.
Мы охраняем Мордовии покой.
Кто любит родную природу,
Тот любит и край родной.
Хозяюшка: Сейчас «Разминка»
- В какой республике мы живём? (В Республике Мордовия).
- Назовите дерево, которое встречается в Мордовии чаще всего? (Берёза).
- Назовите столицу нашей республики? ( Саранск).
- В каком районе нашей республики мы живём? (Лямбирский)
- Как называется наше село? (Атемар).
- Назовите самую большую улицу нашего села? ( Центральная).
Оценка жюри.
Хозяюшка: Много стихов сочинили поэты о нашем Мордовском крае. Познакомьте нас с этими стихотворениями.
Конкурс чтецов. (По одному ребёнку из каждой команды читают стихотворения о Мордовии, о Родине.( приложение 1)
Жюри оценивает исполнение в баллах.
Хозяюшка: Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на танец «Луганяса келуня»
Дети и хозяюшка танцуют мордовский танец по фонограмму (приложение 2).
Хозяюшка: Мордовская земля богата лесами, где растут деревья самых разных пород.
Конкурс «Назови дерево».
(Вопросы для игроков).
- Из какого дерева строят дома? (Из сосны).
- Из какого дерева делают посуду? (Из липы).
- Из какого дерева делали корыта, вёдра (из осины, так как её древесина не гниёт)
- Что ещё делают в Мордовии из дерева? (Игрушки).
Хозяюшка: Разнообразен и животный мир Мордовии. А теперь следующий конкурс.
Конкурс «Животный мир»
(Вопросы для игроков)
- Какие животные живут в мордовских лесах (медведь, волк, заяц, лиса, лось)
- В каком районе расположен Мордовский государственный заповедник (в Темниковском районе).
- Какая редкая птица обитает на территории заповедника (черный аист)
- Какие реки есть в Мордовии (Сура, Мокша)
Хозяюшка: Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.
Конкурс «Мордовская вышивка».
(Вопросы для команд)
- Какие цвета используются в мордовской вышивке? (черный, красный).
- Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи (панар, покай), передники (рукават), пояс(каркс), головные уборы (сорка, панго).
- Назовите основные элементы мордовской вышивки. (Крест, зубчик, гармошка, фонарик).
Оценка жюри.
Хозяюшка: Люди во все времена старались украсить свою одежду. И раньше её украшали вышивкой. Я хочу вам предложить украсить мордовский головной убор - сорку элементами мордовской вышивки.
Конкурс « Украшаем сорку».
По два – три ребёнка от каждой команды садятся за столы и работают. В это время с остальными детьми проводится следующий конкурс.
Хозяюшка:
Конкурс «Закончи пословицу»
В родном краю жизнь как (в раю).
Человек без родины, что птица без (гнезда).
Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду).
Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить).
Доброе дело добром (оплачивается).
От злости стареешь, от доброты (молодеешь).
Жюри оценивает конкурс.
Хозяюшка: Давайте посмотрим, как участники конкурса постарались украсить сорку.
Жюри оценивает в баллах работы детей, учитывая аккуратность, яркость росписи.
А пока жюри работает я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «Раю-раю». (приложение 3).
Хозяюшка: Много сказок придумал наш мордовский народ. И чтобы узнать, как вы знаете мордовские сказки, давайте проведём следующий конкурс.
Конкурс «Угадай, из какой я сказки»
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации к мордовским народным сказкам, отгадать их название.
Мордовские народные сказки: «Благодарный медведь» «Диль-диль, дедынька» «Как собака друга искала» «Чёрная корова» «Горячие сани» «Девушка берёзка».
Хозяюшка: Вот и закончился последний конкурс для наших команд. Жюри подведёт итоги, а мы в это время ещё поиграем.
В конце занятия члены жюри объявляют итоги. Воспитатель подводит итог занятия и детям вручаются призы.
Приложение 1.
«Самое дорогое».
Семён Самошкин.
Спросят – скажите нам слово такое,
Самое гордое и дорогое.
Родина! – тотчас ответит любой.
С ней мы навеки сроднились судьбой.
Выйди на улицу вечером поздним –
Вроде бы все одинаковы звёзды,
Я убеждён беспредельно в одном:
Самые яркие – в небе родном.
Родина! Славу в труде умножая,
Строит заводы, растит урожаи,
И дерзновенно шагает вперёд
Твой в испытаньях сплочённый народ.
Мир восхищая своими делами,
Где бы мы ни были, родина с нами.
Подвиг её озаряет века,
Как путеводный огонь маяка.
Спросят – скажите нам слово такое,
Самое светлое и дорогое.
- Родина! – гордо ответит любой, -
С ней мы навеки сроднились с удьбой.
«Привет»
С. Дрожжин.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой, и неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей!
Есть на свете земном
Разные края.
Только там, где отчий дом
Родина твоя.
Живи, расти и пой
Знай, что Родина с тобой!
Помни главные слова:
«Мама», «Родина», «Семья»!
Приложение 2.
«Луганяса келуня» (диск с записью фонограммы).
Приложение 3.
Мордовская народная игра «Раю – раю»
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пороль.
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Литература:
- « Мы в Мордовии живём». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
- «Валдоня». Программа и методические рекомендации.
- Хрестоматия к программе «Валдоня».
- «Мордовские пословицы, поговорки». Седова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Мой край – Рязанщина».
Конспект занятия в старшей группена тему: «Мой край – Рязанщина».Программное содержание:Обобщить и расширить знания детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; находить следы влияния де...
Конспект занятия "Коми край родной"
Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...
Конспект НОД "Мой край-Мордовия моя"
НОД "Мой край-Мордовия моя" способствует формированию знаний у детей о Мордовии, промыслах, растительном и животном мире республики....
Конспект занятия «Моя республика - Мордовия».
Развитие и активизация словаря по лексической теме «Моя республика - Мордовия», автоматизация звука [Р] в пословицах....
Конспект занятия «Государственные символы Мордовии» в средней группе
Конспект занятия «Государственные символы Мордовии» в средней группе...
Конспект занятия "Саранск - столица Мордовии"
Воспитывать любовь к родному городу, желание лучше узнать его, гордиться им....
Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...