Конспект ООД "Удивительный воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек» г.Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе
на тему:
«Удивительный воздух»
Выполнила: воспитатель МАДОУ
ДС №6 «Василек» г. Янаул
Ахмадишина Д.Д.
г. Янаул 2017г.
Цель: познакомить воспитанников со свойствами воздуха через экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
Образовательные:
-дать детям представление о воздухе и его свойствах;
-познакомить с профессией исследователь, лаборант, раскрыть понятие «лаборатория»
-уточнить и активизировать словарь детей по теме «Воздух»;
- способствовать развитию связной речи;
-закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;
-развивать у детей познавательный интерес к деятельности;
-способствовать развитию творческого воображения;
-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
-воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;
-воспитывать умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы к НОД: ИКТ, шкатулка, карточки – схемы, фартуки с нарукавниками, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, трубочки, тарелочки с землей, влажные салфетки, вееры, шарики, дудочка, контейнер с чесноком и контейнер с апельсином, освежитель воздуха.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Сядем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, я у нашей группы нашла вот такую красивую шкатулку. Давайте мы откроем ее и посмотрим ,что же в ней лежит. Даниил, подойди, пожалуйста, открой шкатулку.
Ребенок открывает шкатулку, а она пустая.
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
СЛАЙД с изображением воздуха.
Воспитатель: Правильно, это воздух! Скажите, а зачем нужен воздух?
Дети: Воздух нужен, чтобы дышать.
Воспитатель: А для кого нужен воздух?
Дети: Людям, животным.
Воспитатель: Правильно, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо. Человек может прожить без еды 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить даже 5 минут. Давайте проверим, сможем ли мы долго без воздуха. Представьте, что мы ныряем в воду. Наберите воздух и «ныряем», как только воздух закончится, «вынырнем».
Выполняется эксперимент «Задержка воздуха».
Вывод: человек не может находиться без воздуха долгое время.
Воспитатель: А где находится воздух?
Дети: Он повсюду, вокруг нас, на улице, в комнате.
Воспитатель: А как выдумаете, мы можем увидеть воздух, почувствовать, услышать его.
Дети: Нет.
Воспитатель: А давайте проверим, можно ли его увидеть, почувствовать, услышать. Я предлагаю вам стать исследователями. Вы знаете кто такие исследователи?
Дети: Исследователи – это ученые, которые что – то изучают.
СЛАЙД с изображением исследователей.
Воспитатель: А где же работают исследователи?
Дети: В специальных зданиях.
Воспитатель: Правильно, исследователи работают в специальных зданиях, которые называются лабораторией.
СЛАЙД с изображением лаборатории.
Воспитатель: Ученые, которые работают в лаборатории, называются лаборантами.
СЛАЙД с изображением лаборантов.
Воспитатель: Посмотрите, они в специальной одежде, работают с различным материалом и оборудованием. Сейчас мы тоже с вами отправимся в лабораторию, где мы будем исследовать воздух. А на каком виде транспорта мы можем отправиться все вместе.
Дети: На поезде, на машине, на автобусе….
Воспитатель: Мы отправимся в лабораторию на автобусе.
Физкультминутка «Автобус»
Мы в автобус дружно сели,
(маршируют)
Вправо (смотрят вправо)
Влево (смотрят влево) поглядели.
Наш шофер педаль нажал,
(ногой изображают нажатие педали)
Фарами поморгал,
(частое моргание глазами)
И автобус побежал.
(бег на месте)
Дети с воспитателем идут к лаборатории.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию ( дети подходят к магнитной доске с карточками). Во всех лабораториях есть правила. О каком правиле говорит эта карточка? А эта? (показ карточек с правилами)
- Одеть специальную одежду ( фартуки и нарукавники) (дети одевают фартуки и нарукавники)
- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно
- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
Дети одевают фартуки.
Воспитатель: У нас в лаборатории несколько столов, мы проведем эксперименты, с помощью которых мы сможем увидеть, услышать, почувствовать и понюхать воздух. Посмотрите, как вы думаете, что мы будем изучать здесь. О чем нам говорит картинка с глазом.
Дети: Можно ли воздух увидеть.
Воспитатель: Правильно, мы попробуем увидеть воздух. Посмотрите вокруг, вы видите воздух.
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, мы не видим воздух. Давайте мы его поймаем.
Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).
Вывод: воздух невидимый, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы его сможем увидеть.
Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Как еще мы можем увидеть воздух с помощью оставшегося оборудования в лаборатории? Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой. Что мы видим?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: воздух есть внутри нас, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Воздух легче воды, поэтому он выплывает на поверхность в виде пузырьков.
Эксперимент «ВОЗДУХ В ЗЕМЛЕ»
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух есть повсюду. А в земле он есть? Чтобы проверить, мы в стаканчик с водой опустим кусочек земли. Посмотрите, что вы видите?
Дети: Пузырьки.
Вывод: воздух есть везде, даже в земле.
Воспитатель: В этой лаборатории мы выполнили всю работу. Смогли мы увидеть воздух?
Дети: Да, мы увидели воздух.
Воспитатель: Теперь мы отправимся к другому столу. Посмотрите, здесь картинка уха. Как вы думаете, что мы будем изучать на этом столе.
Дети: Мы услышим воздух.
Воспитатель: Здесь мы попробуем услышать воздух.
Эксперимент с ДУДОЧКОЙ
Воспитатель: Услышать воздух нам поможет дудочка. Сейчас я наберу воздух и подую в нее. Что вы слышите?
Дети: Звук
Воспитатель: Я выдыхаю струю воздуха, воздух дрожит, поэтому получается звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Эксперимент «НАДУЕМ ШАРИКИ»
Воспитатель: А теперь давайте надуем шарики. Наберите воздух и надуйте шарики. Где сейчас воздух?
Дети: он внутри шарика.
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, тихонечко спускайте его. Что происходит?
Дети: Он выходит из шарика и издает звук.
Вывод: воздух можно услышать, когда он дрожит в различных звуках.
Воспитатель: Мы услышали воздух. Теперь мы отправимся к следующему столу. Здесь нарисовано тело. Что мы сможем изучить здесь?
Дети: Мы будем его ощущать.
Воспитатель: Ощутить воздух нам поможет веер. Возьмите веер и помашите веером перед лицом. Потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: ветерок.
Воспитатель: веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует воздух.
Вывод: когда воздух движется, получается ветерок.
Воспитатель: Вот мы и почувствовали воздух. Теперь мы отправляемся к следующему столу. Когда мы проводили опыт со стаканчиками и трубочкой, мы сказали ,что воздух есть внутри нас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика «Повороты головой»
Стать прямо, ноги уже плеч. Повернуть голову вправо – вдох, повернуть голову влево – вдох. Выдохи между вдохами.
Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот когда холодно на улице, когда вы гуляете и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?
Дети: Идёт пар.
Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!
Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.
Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы .
Дети закрывают глаза, воспитатель открывают емкости с измельчёнными апельсином и чесноком. Дети определяют запах.
Воспитатель: Вы замечательно справились. А если неприятно пахнет, какэто можно исправить?
Дети: духи, освежитель.
Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет освежитель воздуха)
Вывод: Воздух переносит запахи.
Воспитатель: Вот мы и исследовали воздух. Теперь нам снова нужно вернуться в лабораторию.
Дети возвращаются на автобусе. Физкультминутка «Автобус». Садятся на свои места.
Воспитатель: Скажите, что вы узнали о воздухе? Можно ли его увидеть, услышать, ощутить на себе и почувствовать.
Дети подводят итог.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось, как вы отвечали. И у меня есть для вас небольшие подарки.
Воспитатель дарит детям шарики.
Список литературы и интернет источников
- Гилпин Р. и Пратт Л. Большая книга занимательных опытов, Росмэн-Пресс, 2008г
2. Годен К. Детская энциклопедия «Махаон», 2007г
3. Книга опытов для дошкольников http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.htm
4. Энциклопедия для детей "Лучик света" http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы
Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....
Конспект НОД "Воздух - невидимка"
Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...
Конспект занятия "Воздух - невидимка"
Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....
Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"
Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А. «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...
- Мне нравится (2)