Камни-дары природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности. "Камни – удивительные дары природы"для детей старшего дошкольного возраста
ТЕМА: "Камни – удивительные дары природы"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
- Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Материалы: разнообразные камни, лупы, тарелочки
Предварительная работа. Рассмотрение камней Саратовской области, их особенностей и разнообразия
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, рассаживаются на свои места за круглым столом
Воспитатель: Внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые.
Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной.
А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами приготовимся к началу занятия и разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами приступим к нашим опытам, готовы?
Да
Опыт № 1.
Определение цвета и формы.
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске.
Опыт № 2.
Может ли камень издавать звуки?
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Может
Как нам это проверить? Постучать камешками
Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий.
Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
Опыт № 3.
Рассматривание камней через лупу.
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней давайте рассмотрим их поближе, что нам для этого понадобится?
Лупа
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели, какие они, камни?
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, гладкие, шероховатые и т.д.).
Молодцы, и с этим заданием справились.
Опыт № 4.
Легкий – тяжелый
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камешки разной плотности и величины, весы.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым
А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Затрудняются ответить
Давайте проверим. Как мы можем это сделать? Взять в руки
Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.
Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелее
Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)
Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.
Опыт № 5.
Рисующие камни
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.
Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или угоем? Мелом
Давайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем
Чем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает.
Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь Формулировка выводов
Опыт № 6:
Тонет - не тонет
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: Морские камешки, кусочки гранила и пемзы, прозрачные сосуды с водой.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Он утонет
Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Утонул
Может ли камень плавать? Нет
Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой -тяжелый.
Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Утонут
Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.
Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть.
В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я попрошу вас встать и пройти на ковер
Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять».
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Молодцы, ребята! Теперь вы хорошенько отдохнули и мы можем продолжить знакомиться с камнями и их свойствами в Саратовской области
Опыт № 7.
Прочный камень
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камни разной плотности, молоток
Воспитатель предлагает разбить камешки молотком Один камень разбился, а другой – нет
Какой камень легче было разбить Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.
А какой камень не получилось разбить? Гранит, гальку
Почему? Он плотный и тяжелый.
Какой из этих камней прочнее? Гранит и галька прочнее чем мел и пемза
Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные? Предположите Мрамор – прочный, известняк - нет
О каком свойстве камня мы сегодня узнали О прочности
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас есть очень интересный фильм о камнях, который нам прислала фея Камней.
Смотрят фильм, используя проектор
Ребята, кто из вас хочет рассказать нам о свойствах и особенностях камней?
К доске выходит один ребенок и зарисовывает на схеме свойства камней и указывает, какие органы чувств можно использовать для их исследования (приложение 1)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились, а теперь давайте приведем свои рабочие места в порядок и угостим друг друга и присутствующих камушками, но не простыми а волшебными, так как эти камушки можно есть и называются они «Морскими камушками» (конфеты)
Всем спасибо за внимание!
Свойства камней | ||||
Структура поверхности
| х | х | ||
Вес | х | х | ||
Форма | х | х | ||
Звук | х |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...
Проект по экспериментированию "Камни- дары природы"
https://vk.com/wall711997234_631...
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...