Камни-дары природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лапуцкая Татьяна Александровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 73308_96484.docx181.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности. "Камни – удивительные дары природы"для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА: "Камни – удивительные дары природы"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

  • Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Материалы: разнообразные камни, лупы, тарелочки

Предварительная работа. Рассмотрение камней Саратовской области, их особенностей и разнообразия

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, рассаживаются на свои места за круглым столом

Воспитатель: Внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые.
Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной.

А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами приготовимся к началу занятия и разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика:

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами приступим к нашим опытам, готовы?

Да

Опыт № 1. 

Определение цвета и формы. 

Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске.

Опыт № 2. 

Может ли камень издавать звуки?
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Может
Как нам это проверить? Постучать камешками
Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий.
Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

Опыт № 3. 

Рассматривание камней через лупу.

Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней давайте рассмотрим их поближе, что нам для этого понадобится?

Лупа

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели, какие они, камни? 

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, гладкие, шероховатые и т.д.). 

Молодцы, и с этим заданием справились. 

Опыт № 4. 

Легкий – тяжелый
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камешки разной плотности и величины, весы.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым
А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Затрудняются ответить
Давайте проверим. Как мы можем это сделать? Взять в руки
Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.
Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелее
Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)
Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.

Опыт № 5. 

Рисующие камни
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.
Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или угоем? Мелом
Давайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем
Чем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает. 
Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь Формулировка выводов

Опыт № 6: 

Тонет - не тонет
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: Морские камешки, кусочки гранила и пемзы, прозрачные сосуды с водой.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Он утонет
Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Утонул 
Может ли камень плавать? Нет
Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой -тяжелый.
Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Утонут
Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.
Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть.
В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я попрошу вас встать и пройти на ковер

Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять».

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.        (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.         (Ходьба на месте.)

Молодцы, ребята! Теперь вы хорошенько отдохнули и мы можем продолжить знакомиться с камнями и их свойствами в Саратовской области

Опыт № 7. 

Прочный камень
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камни разной плотности, молоток
Воспитатель предлагает разбить камешки молотком Один камень разбился, а другой – нет
Какой камень легче было разбить Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.
А какой камень не получилось разбить? Гранит, гальку
Почему? Он плотный и тяжелый.
Какой из этих камней прочнее? Гранит и галька прочнее чем мел и пемза
Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные? Предположите Мрамор – прочный, известняк - нет
О каком свойстве камня мы сегодня узнали О прочности

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас есть очень интересный фильм о камнях, который нам прислала фея Камней.

Смотрят фильм, используя проектор

Ребята, кто из вас хочет рассказать нам о свойствах и особенностях камней?

К доске выходит один ребенок и зарисовывает на схеме свойства камней и указывает, какие органы чувств можно использовать для их исследования (приложение 1)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились, а теперь давайте приведем свои рабочие места в порядок и угостим друг друга и присутствующих камушками, но не простыми а волшебными, так как эти камушки можно есть и называются они «Морскими камушками» (конфеты)

Всем спасибо за внимание!

Свойства

камней

http://impressiveimage.com.au/images/Contacts.jpg

http://clipart.net.ua/images/clip3531.jpg

http://wallpoper.com/images/00/42/03/78/hands-pray_00420378.jpg

https://www.3bscientific.ru/thumblibrary/N15-1R/N15-1R_01_1200_1200_%D0%A3%D1%85%D0%BE-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5.jpg

Структура поверхности

http://photoshopsunduchok.ru/images/stories/2012/uroki-risovaniy/kamen-v-photoshop/23.jpg http://orenstone.ru/sites/default/files/styles/mid/public/landshaftnyy_kamen-zmeevik-1.jpg

х

х

Вес

http://v-kosmose.com/wp-content/uploads/2016/12/Kamen-vesov.jpg

х

х

Форма

http://s.pfst.net/2011.02/4997158806eb7475ed72df68f111a9967fee96e601_b.jpg

х

х

Звук

http://mtdata.ru/u1/photoF430/20864445830-0/original.jpg

х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...