"Север - царство снега и льда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хайруш Наталия Олеговна

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever_tsarstvo_lda.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

 по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

Тема занятия: «Север - царство снега и льда».

Программное содержание. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; обогащать словарный запас детей; воспитывать у детей интерес к жизни животных.

Материал. Иллюстрации с изображением животных Севера, глобус, кассета с записями шума ветра, вьюги, песни «Где-то на белом свете…», карточки-схемы, разрезные картинки для игры «Составь животное».

Предварительная работа:

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус?  Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

- Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.

- Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначено жёлтым цветом?

- Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

- Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

- Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

- Хотите побывать на Севере, как Женя?

- Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.

Слайд №1

Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму, длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди).

Слайд №2

- Ребята как вы думаете, мы сможем в царстве льдов встретить животных? (Ответы детей).

Воспитатель: послушайте загадку.

Здесь Ледовитый океан.

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат

Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь).

- Сейчас вы мне расскажите всё, что вы знаете о белых медведях, а помогут нам в этом картинки. Вот эта картинка обозначает, как выглядит животное, когда я её показываю, значит надо описать внешний вид животного. Вторая картинка, на ней нарисован дом, значит надо рассказывать, как живёт это животное. Третья картинка, на ней изображены мама, папа, ребёнок, надо рассказывать о семье, о детёнышах. На четвёртой картинке изображена тарелка, рассказываем о том, чем питается животное. Итак, расскажите, что вы знаете о белом медведе.

Дети по схеме рассказывают.

- Белый медведь носит ещё одно название – медведь морской. Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.

 Слайд №3

- послушайте загадку.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый (Морж)

Дети по схеме рассказывают о морже.

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные  толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №4

- Ребята следующая загадка

Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это ... . (Тюлень)

- Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы. Самая страшная угроза для тюленей – ледоколы. Прохождение кораблей-ледоколов через залежи самок с малышами, не умеющими плавать, не раз приводило к массовой гибели животных.

- Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?

Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись, друг к другу. Так они согревают друг друга.

- У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе, у кого какое животное получилось.

- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались?  Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение Север – царство снега и льда

РазвлечениеСевер – царство снега и льда...

Конспект совместной деятельности "В царстве снега и льда"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения решать познавательные задачи и делать выводы....

Путешествие в царство снега и льда (видео)

Опытно-экспериментальная деятельность. Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего севера и его обитателях.Видео занятия вы можете увидеть по ссылке - https://www.youtube.com/em...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему : "Север - царство снега и льда"

Данное занятие предназначенно для детей подготовительной логопедической группы с ОНР. В занятии использованны элементы логоритмики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

"Север - царство снега и льда"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», старшая группа....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на С...