Целевой долгосрочный проект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Удивительная вода"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Ольга Эдуардовна

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевой долгосрочный проект

«Удивительная вода»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название раздела

Содержание раздела

Краткое название проекта

«Удивительная вода»

Полное название проекта

Целевой долгосрочный проект

«Организация познавательно – исследовательской деятельности в группах ДОУ»

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад№140» г.Ярославль

Авторы проекта

Учитель-логопед Головина Т.С.

Воспитатели: Смирнова О.Э., Зорина Н.К.

Основная идея проекта (гипотеза)

Формирование реалистических представлений о предметах природы и ее явлениях у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- осуществляется образование детей через исследовательскую деятельность;

- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников об окружающем мире; правильного отношения ребенка к природе и ее ресурсам, к себе и людям, как к части природы;
- создана доступная, комфортная развивающая предметно –пространственная  среда.

Цель проекта

Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания - воды.

Задачи проекта

  • Формировать представления о воде, ее свойствах и состояниях.
  • Развивать навыки и  качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной  деятельности.
  • Развивать воображение, речь, мышление, умение наблюдать, анализировать, задавать вопросы и делать выводы.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Развивать интерес и любовь к природе, представления об экологических проблемах родного края.
  • Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования водных ресурсов.

Предполагаемый результат

  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Пополниться развивающая предметно – пространственная среда.

Этапы реализации     проекта

1 этап – подготовительный

Формулирование проблемы, подбор материала и систематизация информации, создание условий для реализации проекта.

2 этап – основной

Реализация системы проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Познавательно – исследовательская деятельность на тему «Вода»»

3 этап – итоговый

Сбор и обработка материалов;

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

Обобщение материала проекта.  


                                        Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

А.И. Савенко

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Вид проекта: долгосрочный, групповой

Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители.

Методы и приемы: наглядный, словесный практический.

Гипотеза:

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Проблема:

Дети имеют недостаточное представление о свойствах и состояниях воды, о ее значении в жизни живых существ.

Актуальность. 

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно всем детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей. 

Познавательно – исследовательский проект «Удивительная вода» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Экспериментально-исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент, но большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались.

Тесная взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя очень важна для совместного решения коррекционных проблем

В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Тема совместной деятельности: «Удивительная вода» (проведение совместных экспериментов и опытов с водой).

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

•  Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

•  Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

 •  С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Цель проекта:  

Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания - воды.

Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста», рассчитанный на учебный год;

Для достижения поставленной цели необходимо было решить  следующие задачи:

  • Изучить методическую литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
  • Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
  • Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
  • Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
  • Разработать план мероприятий по детскому экспериментирования
  • Создать в группе условия для развития познавательной деятельности. 

Задачи, которые были поставлены перед педагогом и  детьми:

  • Формировать представления о воде, ее состояниях.
  • Развивать навыки и  качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной  деятельности.
  • Развивать воображение, речь, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Развивать интерес и любовь к природе, представления об экологических проблемах родного края.
  • Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования водных ресурсов.

Ожидаемые результаты:

  •  У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Пополнится развивающая предметно – пространственная среда. 

Основными методами и приёмами проекта являются: организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Содержание:

Этапы:

1 этап – подготовительный (октябрь)

- изучить методическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- оборудовать центр экспериментирования в группе;

- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр познавательных мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

- провести консультацию для родителей на тему «Опытно – экспериментальная деятельность детей дома», «Правила поведения на воде и у водоемов»;

- подобрать и оформить материал для презентации проекта.

2 этап – основной (ноябрь – апрель)

Практическая часть проекта

 Реализация системы содействия развитию знаний детей о воде, ее свойствах и состояниях.

- организация образовательной деятельности, наблюдений, экспериментов и опытов с водой;

- беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры;

- самостоятельная исследовательская деятельность детей;

- проведение итоговой викторины для детей «Вода – источник жизни»

3 этап – итоговый :

Сбор и обработка материалов;

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

Обобщение материала проекта;

Презентация данного проекта в ДОУ.

Деятельность педагога:

1 Составление перспективного плана работы с детьми по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Вода».

2 Разработка конспектов занятий, картотек опытов и экспериментов, презентаций по теме проекта.

3 Подбор наглядного и речевого материала, художественных произведений и др.

4 Организация и проведение мероприятий с детьми.

5 Организация и проведение мероприятий с родителями (консультации, субботник по озеленению участка, организация снежных построек).

6 Оформление наглядного материала по теме для родителей.

Деятельность детей:

Беседы, наблюдения, исследовательская и экспериментальная деятельность, дидактические и настольно – печатные , подвижные игры, интеллектуальные викторины, чтение художественной и познавательной литературы, продуктивная деятельность.

Деятельность родителей:

Беседы с детьми, рассказы о водном мире; прогулки с детьми в разную погоду и наблюдение за природными явлениями; помощь в создании коллекций природного материала, приобретение новых комнатных растений; помощь в подборе и чтение художественной и познавательной литературы; озеленение участка для прогулок группы; различные постройки из снега на участке; проведение опытов и экспериментов с детьми дома.

 Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

• Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
• Дидактические, словесные, подвижные игры. 
• Трудовая и продуктивная деятельность детей.
• Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность детей дома».
• Презентации для детей «Вода – источник жизни», «Вода - разрушительница».

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

• ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой».
• ООД: Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)».
• ООД: Цикл опытов с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Совместная деятельность:
• Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
• Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и: «Три состояния воды», «Хорошо-плохо», «Какой бывает вода?», «Кому нужна вода» и др.

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о знаячении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

• Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
• Разучивание стихотворений о воде
• Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение», «Составь предложение» и др.

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность:

• Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели», 
• Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»
• Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
Чтение детской познавательной литературы (энциклопедий),  рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений «Звуки моря», «Шум воды», «Времена года»

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.

Физическое развитие

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море», «Лепим мы снеговика».

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Итоговые мероприятия;

Игра – викторина для детей группы «Вода – источник жизни»

Презентация проекта «Удивительная вода» для педагогов ДОУ.

Результаты педагогического наблюдения  (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе  подтвердили успешность проведенной работы:

1. Дети расширили свои знания о воде, ее свойствах и состояниях, о том, что вода является источником жизни всех живых организмов на земле. Узнали о том, что вода может быть опасна и разрушительна.

2.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

3.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Заключение и выводы:

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Используемая литература:

1 Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011

2 Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность, как проявление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. - СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015

3 Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. - СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011

4 Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности. № 1, 2.(Старший дошкольный возраст). Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2018

5 Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Волгоград: «Учитель», 2015

6 Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012 7 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
8  Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
9 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
10 Зарапин В. Г., Караваева А. О. «Опыты с водой» 2015г.
11 Подводный мир (моя первая энциклопедия) изд. Рузич
12 Атлас «Мир и человек»
13 Юлия Школьник Подводный мир (полная энциклопедия) Москва изд. Экспо 2008г.
14Зарапин В. Г., А.О. Караваева – М.:Экспо, 2014. – 96с.:ил.-(опыты для детей) Научные опыты с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Коллекционирование пуговиц»

Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира....

Познавательно- исследовательская деятельность в подготовительной группе. Вода как растворитель.

Вода как растворитель . Какие вещества растворяются в воде(песок, земля, лимонный сок, сахар, мука)....

Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»

Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольног...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»

Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольного возраста...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Коллекционирование пуговиц».

Участники проекта: воспитатели группы «Берёзка», дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников....

Долгосрочный проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Долгосрочный проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...