Целевой долгосрочный проект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Удивительная вода"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Целевой долгосрочный проект
«Удивительная вода»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название раздела | Содержание раздела |
Краткое название проекта | «Удивительная вода» |
Полное название проекта | Целевой долгосрочный проект «Организация познавательно – исследовательской деятельности в группах ДОУ» |
Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад№140» г.Ярославль |
Авторы проекта | Учитель-логопед Головина Т.С. Воспитатели: Смирнова О.Э., Зорина Н.К. |
Основная идея проекта (гипотеза) | Формирование реалистических представлений о предметах природы и ее явлениях у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: - используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников об окружающем мире; правильного отношения ребенка к природе и ее ресурсам, к себе и людям, как к части природы; |
Цель проекта | Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания - воды. |
Задачи проекта |
|
Предполагаемый результат |
|
Этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный Формулирование проблемы, подбор материала и систематизация информации, создание условий для реализации проекта. 2 этап – основной Реализация системы проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Познавательно – исследовательская деятельность на тему «Вода»» 3 этап – итоговый Сбор и обработка материалов; Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; Обобщение материала проекта. |
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
А.И. Савенко
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид проекта: долгосрочный, групповой
Возраст детей: 5-7 лет
Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители.
Методы и приемы: наглядный, словесный практический.
Гипотеза:
Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Проблема:
Дети имеют недостаточное представление о свойствах и состояниях воды, о ее значении в жизни живых существ.
Актуальность.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.
Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.
Пробовать и исследовать свойственно всем детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Познавательно – исследовательский проект «Удивительная вода» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.
Экспериментально-исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент, но большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались.
Тесная взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя очень важна для совместного решения коррекционных проблем
В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).
Тема совместной деятельности: «Удивительная вода» (проведение совместных экспериментов и опытов с водой).
Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:
• Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.
• Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.
• С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.
Цель проекта:
Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания - воды.
Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста», рассчитанный на учебный год;
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Изучить методическую литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
- Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
- Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
- Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
- Разработать план мероприятий по детскому экспериментирования
- Создать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:
- Формировать представления о воде, ее состояниях.
- Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
- Развивать воображение, речь, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
- Развивать интерес и любовь к природе, представления об экологических проблемах родного края.
- Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования водных ресурсов.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
- Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
- У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
- Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
- Пополнится развивающая предметно – пространственная среда.
Основными методами и приёмами проекта являются: организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.
Содержание:
Этапы:
1 этап – подготовительный (октябрь)
- изучить методическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;
- оборудовать центр экспериментирования в группе;
- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, снегопадом, облаками, тучами);
- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;
- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;
- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;
- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр познавательных мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;
- провести консультацию для родителей на тему «Опытно – экспериментальная деятельность детей дома», «Правила поведения на воде и у водоемов»;
- подобрать и оформить материал для презентации проекта.
2 этап – основной (ноябрь – апрель)
Практическая часть проекта
Реализация системы содействия развитию знаний детей о воде, ее свойствах и состояниях.
- организация образовательной деятельности, наблюдений, экспериментов и опытов с водой;
- беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры;
- самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- проведение итоговой викторины для детей «Вода – источник жизни»
3 этап – итоговый :
Сбор и обработка материалов;
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
Обобщение материала проекта;
Презентация данного проекта в ДОУ.
Деятельность педагога:
1 Составление перспективного плана работы с детьми по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Вода».
2 Разработка конспектов занятий, картотек опытов и экспериментов, презентаций по теме проекта.
3 Подбор наглядного и речевого материала, художественных произведений и др.
4 Организация и проведение мероприятий с детьми.
5 Организация и проведение мероприятий с родителями (консультации, субботник по озеленению участка, организация снежных построек).
6 Оформление наглядного материала по теме для родителей.
Деятельность детей:
Беседы, наблюдения, исследовательская и экспериментальная деятельность, дидактические и настольно – печатные , подвижные игры, интеллектуальные викторины, чтение художественной и познавательной литературы, продуктивная деятельность.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми, рассказы о водном мире; прогулки с детьми в разную погоду и наблюдение за природными явлениями; помощь в создании коллекций природного материала, приобретение новых комнатных растений; помощь в подборе и чтение художественной и познавательной литературы; озеленение участка для прогулок группы; различные постройки из снега на участке; проведение опытов и экспериментов с детьми дома.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание образовательных областей
Образовательная область | Содержание | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Совместная деятельность: • Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?» | Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту) |
Познавательное развитие | Образовательная деятельность: • ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой». | Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о знаячении воды для всего живого. |
Речевое развитие | Совместная деятельность: • Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок | Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). |
Художественно-эстетическое развитие | Совместная деятельность: • Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели», | Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде. |
Физическое развитие | Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море», «Лепим мы снеговика». | Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
Итоговые мероприятия;
Игра – викторина для детей группы «Вода – источник жизни»
Презентация проекта «Удивительная вода» для педагогов ДОУ.
Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:
1. Дети расширили свои знания о воде, ее свойствах и состояниях, о том, что вода является источником жизни всех живых организмов на земле. Узнали о том, что вода может быть опасна и разрушительна.
2.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;
3.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;
3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.
Заключение и выводы:
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Используемая литература:
1 Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011
2 Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность, как проявление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. - СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015
3 Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. - СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011
4 Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности. № 1, 2.(Старший дошкольный возраст). Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб: ООО «Издательство « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2018
5 Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Волгоград: «Учитель», 2015
6 Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012 7 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
8 Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
9 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
10 Зарапин В. Г., Караваева А. О. «Опыты с водой» 2015г.
11 Подводный мир (моя первая энциклопедия) изд. Рузич
12 Атлас «Мир и человек»
13 Юлия Школьник Подводный мир (полная энциклопедия) Москва изд. Экспо 2008г.
14Зарапин В. Г., А.О. Караваева – М.:Экспо, 2014. – 96с.:ил.-(опыты для детей) Научные опыты с водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Коллекционирование пуговиц»
Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира....
Познавательно- исследовательская деятельность в подготовительной группе. Вода как растворитель.
Вода как растворитель . Какие вещества растворяются в воде(песок, земля, лимонный сок, сахар, мука)....
Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»
Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольног...
Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»
Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольного возраста...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Вода -волшебница"
Проект по познавательно-исследовательской деятельности...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Коллекционирование пуговиц».
Участники проекта: воспитатели группы «Берёзка», дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников....
Долгосрочный проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Долгосрочный проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...