Дикие животные
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Игнатьева Марина Александровна

Познание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_osenyu_ignateva.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект ООД «Дикие животные осенью»

(средняя группа 4 - 5 лет)

Игнатьева Марина Александровна,

воспитатель

Санкт-Петербург, 2022

Тема – Дикие животные осенью

Возраст – средняя группа (4-5 лет)

Цель – Обогащение представлений о жизни диких животных осенью.

Задачи:

1. Образовательные: расширять представления детей о жизни диких животных осенью; продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень; продолжать учить рисовать с использованием нетрадиционных приемов (пластиковой вилкой). Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».

2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, словарный запас.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение ей восхищаться.

Предварительная работа: Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, Д/и «Кто что ест», Д/и «Кто где живет?».

Материал и оборудование:

1.        Демонстрационный: Ежик, белочка,  картина с изображением осеннего леса, фонограмма (звуки ежа).

2.        Раздаточный: лист бумаги, пластиковые вилки, гуашь коричневого или серого цвета, влажные салфетки, стаканчики.

Ход:

Звучит музыка « Пых-Пых» (включают звуки ежика).

Воспитатель: Ребята,  вы слышите? Кто это?

(Берет ежика, показывает ребятам)

Дети: ежик.

Воспитатель: Воспитатель: Ежик, что случилось?

(Подносит к уху и слушает, что скажет ёжик)

Воспитатель: Ёжик говорит, что заблудился. Поможем Ёжика вернуть домой?

Дети: Да!

Воспитатель: Скажите, а где Ёжик живёт, кто знает?

Дети: он живет в лесу, в норе.

Воспитатель: Ребята, а что вы про ежика знаете?

Дети: ответы детей.

Показ презентации «фото ежей»

Воспитатель: Спит ежик в норке под пеньком. Питаются ежи червями, мышами, змеями, лягушками, жуками.

Воспитатель: Как ёж готовится к зиме? (Ответы детей)

Воспитатель: Возле старого пня ёж присматривает себе норку и устилает её сухими листьями. Запасов на зиму ёж не делает. Всю зиму он спит до весны.

Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в лес? (Ответы детей).  Тогда встаньте вокруг возле меня. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1,2,3,4,5 – в лес идем ежа спасать! (Звучат звуки леса, шелест листьев), воспитатель разворачивает доску с декорациями леса.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу.

Воспитатель:  Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает (обратить внимание на картину с изображением осеннего леса).  

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило в нашем лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: А как вы догадались, что это осень?

Дети: На деревьях желтые листочки.

Воспитатель: Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью.

Дети: Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)

Воспитатель: Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер , листья с деревьев падают на землю .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу? Дети: Медведь, лиса, волк, заяц, ежик.

Воспитатель: Конечно, в этом лесу живут заяц, медведь , ежик  и белочка .

Воспитатель:А как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Это – дикие животные .

Воспитатель: Давайте скажем все вместе: «Дикие животные».

(выставляются картинки с изображением животных)

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети: Они сами добывают себе пищу. Животные сами строят себе жилища. Они сами заботятся о своих детенышах.

Воспитатель: К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

В дупле живет

Да орешки грызет.  

Дети: Белочка.

Воспитатель:  Вы правы, это - белочка.  А вот и она сама в гости к нам пожаловала. (Вносится игрушка - белка)

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем про белок?

Дети: живет на дереве, любит орехи.

Воспитатель: Ну что, белочка, правильно мы о тебе рассказали?

Белочка: Здравствуйте, ребята. Я живу в этом лесу. Мой домик находится на дереве, в дупле. Я очень люблю орехи, ягоды, грибы, яблоки. Когда наступает осень, я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик, чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы, яблоки, собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает холодно и голодно.

Воспитатель: Спасибо тебе, белочка, что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, а мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы. Правда, ребята? Дети: да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко)

Дидактическая игра «Помоги белочке»

Воспитатель: Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Ответы детей)

Если дети называют морковь

Воспитатель: Не хочет морковка в корзину к белочке, как вы думаете почему?

Дети: Белочка не ест морковку.

Воспитатель: Правильно. Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу…

Дети: Не растет, она растет на огороде.

Воспитатель: Какие молодцы! Все правильно ответили.

Воспитатель: Ребята, пока мы беседовали с белочкой, ежик замерз. Давайте поможем ему согреться, что бы он смог продолжить путь.

Воспитатель: Садитесь на полянку и повторяйте за мной.

Массаж лица «Ёжик»

Жа-жа-жа.  Мы в группе встретили ежа (слегка касаясь пальцами провести по лбу 3 раза)

Жу-жу-жу. Подошли мы все к ежу (слегка касаясь пальцами провести по щекам 3 раза)

Ужа-ужа-ужа. Впереди замёрзла лужа (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, ёжик согрелся. А сейчас ежик предлагает поиграть с ним.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Воспитатель: У каждого животного есть свой домик. И я хочу узнать, знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Дети: Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове, белка живет в дупле. Ёжик живет в норе. А заяц прячется под кустами.

Воспитатель: У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили животным, кто, где живет. А вот смотрите, стоит пенек,  а вот и нора для ежика. Молодцы, ребята, мы нашли дом ежика и отпускаем его к себе.

Воспитатель: Ежик говорит, что ему очень понравилось в детском саду, сколько замечательных ребят, все дружат и вместе играют. Только вот ежик так и остался грустным, потому что он один,  и у него нет друзей.

Воспитатель: Ребята, а давай те нашему ежику,  нарисуем друзей?!

Дети: Давайте нарисуем.

Воспитатель: Но сначала мы с вами немного отдохнём.

Физкультминутка

Игра с мячом «Назови детеныша».

За мамой волчицей топал…….Кто? (волчонок)

За мамой лисицей крался……..Кто? (лисенок)

За мамой медведицей шел……Кто? (медвеженок)

За бельчихой скакал……Кто? (бельчонок)

За зайчихой прыгал…….Кто? (зайчонок)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично отдохнули! А теперь пойдемте, в мастерскую и нарисуем ежику друзей, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Проходите за столы.

Воспитатель: Посмотрите! Перед вами лежат листы с изображением ежа, но что же у него не хватает?

Дети: У ёжа не хватает иголок.

Воспитатель: А зачем ежу иголки?

Дети: Они помогают ежу  защищаться от врагов.

Воспитатель: Правильно, вот поэтому у ежа должно быть много иголок, а наши вилки помогут иголкам «вырасти». У нас сегодня новая краска – серая! Я ее приготовила, чтобы вы нарисовали иголки ежу. (Какого цвета я приготовила краску?)

Но прежде, чем вы начнете рисовать давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Добрый ежик, добрый еж                     дети крутят кулачки перед собой

На клубочек он похож.

У ежа иголки                                         дети сжимают и разжимают пальцы

Очень, очень колкие.

Ежик, ежик, чудачек,                            дети прячут кулачки за спинку

Где ты прячешься дружок?

Покажи иголки                                      дети сжимают и разжимают пальцы

Очень, очень колкие.

Показ способов рисования.

Начать рисовать вилкой по всему контуру, а потом внутри его. Ватной палочкой черной гуашью рисуют глаза, нос, уши ежа. Обмакните вилку в баночку с краской, точно так же, как обмакиваете кисточку. А теперь давайте проведем прямую линию на листе. Если краски не хватает на всю линию, обмакиваем вилку в краску еще раз.

Выполняйте спокойно, аккуратно, не торопитесь.

Воспитатель: Давайте покажем  ежику, каких друзей мы ему нарисовали.

Ежик: Спасибо ребята, теперь у меня появилось очень много друзей и нам тоже не будет скучно.  А за то, что вы мне помогли я хочу вас угостить ароматными яблочками. И к вам в детский сад мы обязательно ещё придём в гости. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Какие ежи у вас получились? Что можно о них сказать? Ребята, а какой ёж вам больше понравился? Почему?!

Воспитатель:  Молодцы, а  нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова...

...1,2,3,4,5 - в группу мы пришли опять!

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? (Ответы детей) Кого мы встретили в лесу? Что нового вы узнали о белочке? Что нового вы узнали о ежике? Как вы считаете, мы помогли ёжику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....