Дикие животные
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект ООД «Дикие животные осенью»
(средняя группа 4 - 5 лет)
Игнатьева Марина Александровна,
воспитатель
Санкт-Петербург, 2022
Тема – Дикие животные осенью
Возраст – средняя группа (4-5 лет)
Цель – Обогащение представлений о жизни диких животных осенью.
Задачи:
1. Образовательные: расширять представления детей о жизни диких животных осенью; продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень; продолжать учить рисовать с использованием нетрадиционных приемов (пластиковой вилкой). Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».
2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, словарный запас.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение ей восхищаться.
Предварительная работа: Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, Д/и «Кто что ест», Д/и «Кто где живет?».
Материал и оборудование:
1. Демонстрационный: Ежик, белочка, картина с изображением осеннего леса, фонограмма (звуки ежа).
2. Раздаточный: лист бумаги, пластиковые вилки, гуашь коричневого или серого цвета, влажные салфетки, стаканчики.
Ход:
Звучит музыка « Пых-Пых» (включают звуки ежика).
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто это?
(Берет ежика, показывает ребятам)
Дети: ежик.
Воспитатель: Воспитатель: Ежик, что случилось?
(Подносит к уху и слушает, что скажет ёжик)
Воспитатель: Ёжик говорит, что заблудился. Поможем Ёжика вернуть домой?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, а где Ёжик живёт, кто знает?
Дети: он живет в лесу, в норе.
Воспитатель: Ребята, а что вы про ежика знаете?
Дети: ответы детей.
Показ презентации «фото ежей»
Воспитатель: Спит ежик в норке под пеньком. Питаются ежи червями, мышами, змеями, лягушками, жуками.
Воспитатель: Как ёж готовится к зиме? (Ответы детей)
Воспитатель: Возле старого пня ёж присматривает себе норку и устилает её сухими листьями. Запасов на зиму ёж не делает. Всю зиму он спит до весны.
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в лес? (Ответы детей). Тогда встаньте вокруг возле меня. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.
1,2,3,4,5 – в лес идем ежа спасать! (Звучат звуки леса, шелест листьев), воспитатель разворачивает доску с декорациями леса.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель: Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает (обратить внимание на картину с изображением осеннего леса).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило в нашем лесу?
Дети: Осень.
Воспитатель: А как вы догадались, что это осень?
Дети: На деревьях желтые листочки.
Воспитатель: Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью.
Дети: Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)
Воспитатель: Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер , листья с деревьев падают на землю .
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу? Дети: Медведь, лиса, волк, заяц, ежик.
Воспитатель: Конечно, в этом лесу живут заяц, медведь , ежик и белочка .
Воспитатель:А как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Это – дикие животные .
Воспитатель: Давайте скажем все вместе: «Дикие животные».
(выставляются картинки с изображением животных)
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Они сами добывают себе пищу. Животные сами строят себе жилища. Они сами заботятся о своих детенышах.
Воспитатель: К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
В дупле живет
Да орешки грызет.
Дети: Белочка.
Воспитатель: Вы правы, это - белочка. А вот и она сама в гости к нам пожаловала. (Вносится игрушка - белка)
Воспитатель: Ребята, а что мы знаем про белок?
Дети: живет на дереве, любит орехи.
Воспитатель: Ну что, белочка, правильно мы о тебе рассказали?
Белочка: Здравствуйте, ребята. Я живу в этом лесу. Мой домик находится на дереве, в дупле. Я очень люблю орехи, ягоды, грибы, яблоки. Когда наступает осень, я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик, чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы, яблоки, собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает холодно и голодно.
Воспитатель: Спасибо тебе, белочка, что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, а мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы. Правда, ребята? Дети: да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко)
Дидактическая игра «Помоги белочке»
Воспитатель: Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Ответы детей)
Если дети называют морковь
Воспитатель: Не хочет морковка в корзину к белочке, как вы думаете почему?
Дети: Белочка не ест морковку.
Воспитатель: Правильно. Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу…
Дети: Не растет, она растет на огороде.
Воспитатель: Какие молодцы! Все правильно ответили.
Воспитатель: Ребята, пока мы беседовали с белочкой, ежик замерз. Давайте поможем ему согреться, что бы он смог продолжить путь.
Воспитатель: Садитесь на полянку и повторяйте за мной.
Массаж лица «Ёжик»
Жа-жа-жа. Мы в группе встретили ежа (слегка касаясь пальцами провести по лбу 3 раза)
Жу-жу-жу. Подошли мы все к ежу (слегка касаясь пальцами провести по щекам 3 раза)
Ужа-ужа-ужа. Впереди замёрзла лужа (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, ёжик согрелся. А сейчас ежик предлагает поиграть с ним.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Воспитатель: У каждого животного есть свой домик. И я хочу узнать, знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?
Дети: Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове, белка живет в дупле. Ёжик живет в норе. А заяц прячется под кустами.
Воспитатель: У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили животным, кто, где живет. А вот смотрите, стоит пенек, а вот и нора для ежика. Молодцы, ребята, мы нашли дом ежика и отпускаем его к себе.
Воспитатель: Ежик говорит, что ему очень понравилось в детском саду, сколько замечательных ребят, все дружат и вместе играют. Только вот ежик так и остался грустным, потому что он один, и у него нет друзей.
Воспитатель: Ребята, а давай те нашему ежику, нарисуем друзей?!
Дети: Давайте нарисуем.
Воспитатель: Но сначала мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка
Игра с мячом «Назови детеныша».
За мамой волчицей топал…….Кто? (волчонок)
За мамой лисицей крался……..Кто? (лисенок)
За мамой медведицей шел……Кто? (медвеженок)
За бельчихой скакал……Кто? (бельчонок)
За зайчихой прыгал…….Кто? (зайчонок)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично отдохнули! А теперь пойдемте, в мастерскую и нарисуем ежику друзей, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Проходите за столы.
Воспитатель: Посмотрите! Перед вами лежат листы с изображением ежа, но что же у него не хватает?
Дети: У ёжа не хватает иголок.
Воспитатель: А зачем ежу иголки?
Дети: Они помогают ежу защищаться от врагов.
Воспитатель: Правильно, вот поэтому у ежа должно быть много иголок, а наши вилки помогут иголкам «вырасти». У нас сегодня новая краска – серая! Я ее приготовила, чтобы вы нарисовали иголки ежу. (Какого цвета я приготовила краску?)
Но прежде, чем вы начнете рисовать давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Добрый ежик, добрый еж дети крутят кулачки перед собой
На клубочек он похож.
У ежа иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Ежик, ежик, чудачек, дети прячут кулачки за спинку
Где ты прячешься дружок?
Покажи иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Показ способов рисования.
Начать рисовать вилкой по всему контуру, а потом внутри его. Ватной палочкой черной гуашью рисуют глаза, нос, уши ежа. Обмакните вилку в баночку с краской, точно так же, как обмакиваете кисточку. А теперь давайте проведем прямую линию на листе. Если краски не хватает на всю линию, обмакиваем вилку в краску еще раз.
Выполняйте спокойно, аккуратно, не торопитесь.
Воспитатель: Давайте покажем ежику, каких друзей мы ему нарисовали.
Ежик: Спасибо ребята, теперь у меня появилось очень много друзей и нам тоже не будет скучно. А за то, что вы мне помогли я хочу вас угостить ароматными яблочками. И к вам в детский сад мы обязательно ещё придём в гости. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Какие ежи у вас получились? Что можно о них сказать? Ребята, а какой ёж вам больше понравился? Почему?!
Воспитатель: Молодцы, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова...
...1,2,3,4,5 - в группу мы пришли опять!
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? (Ответы детей) Кого мы встретили в лесу? Что нового вы узнали о белочке? Что нового вы узнали о ежике? Как вы считаете, мы помогли ёжику?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Тема недели: «Дикие животные» Тема дня: «Кто живет в лесу» Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные. Помочь усвоить н
Средняя группа. №3 «Подсолнушек» Понедельник 18.11.2019...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...
Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».
Дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети учатся различать голоса и внешний вид диких животных. Учатся соо...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....