Образовательная область | интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Возраст детей, группа | 3-4года, младшая группа |
Тип НОД | интегрированный |
Тема НОД | «Птички зимой» |
Цель | Совершенствовать полученные ранее знания в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития |
Задачи | Образовательные: Учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; Развивающие: Развивать художественную деятельность, закрепить и правильно называть цвета. Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать красками. Развивать игровую деятельность детей, умение совместно действовать в физминутке «Птички». Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки. Развивать мелкую моторику кисти рук (работа с кисточкой). Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, желание детей узнавать что-то новое. Вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству. |
Материал | Материал к занятию: Картинки с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица), музыкальное сопровождение, мнемотаблицы, заготовка листа А-3 (тонировать фон, наклеить кормушку). Набор баночек для снега, кормушки из различного материала, корм для птиц (пшено, просо, хлебные крошки, сало несоленое), набор для определения силы и направления ветра (цветные ленточки из гофрированной бумаги, вертушка), цветная пластиковая палка для измерения глубины снега, календарь наблюдения "Синичкин календарь", схемы «Опорные сигналы» для рассказывания стихов о птицах. |
Предполагаемый результат | Понимают простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них Демонстрируют знания о цвете, форме, величине Умеют взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | Приветствие, установление зрительного контакта. - Здравствуйте ребятки! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в зимний парк и узнаем много интересного. Ой, посмотрите, к нам прилетел попугай Кеша. Он просится с нами на прогулку. Кеша, но ты замерзнешь на улице. Посмотри в окно, деревья стоят покрытые инеем. Почему?
Дети: Потому, что на дворе зима и холодно. Воспитатель: А вот наш попугай Кеша о зиме ничего не знает, он и на улице не был. Расскажите ему, какая она – зима. | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы.
| Интерес к познавательной деятельности
|
Ответы детей |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей | Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме, используя опорные сигналы (схемы – картинки). Снег покрыл всю землю, растения спрятались под снегом там им тепло, как под одеялом. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Дети, а вот Кеша говорит, что видел на улице жуков, они коричневые и у них есть крылья, вот как на этой схеме. Показывает схему «Птицы». Как вы думаете, кого увидел Кеша? Давайте докажем, что это воробей. Дети: У жуков шесть лапок, а у воробья – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Воробей - это птица. Воспитатель: Что есть у птиц? Дети отвечают. Какого цвета у воробышка перышки на грудке, головке, хвостике? Дети отвечают. Чем он питается? Дети: Когда нет насекомых, любит клевать зерно и хлебные крошки. - Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода? Воспитатель. Так почему же воробей – птичка? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Он на дереве сидит, Чик-чирик всем говорит, Очень любит угощение, Просо, зёрнышки, печенье. Прыгает, а не идёт, Рядом с нами он живёт, Угадайте поскорей, Кто же это?... (Воробей.) оспитатель: Покажите, где на наших карточках изображён воробей? А это кто? (Вороны, синицы, галки, голуби, сороки, снегири, дятлы) Воспитатель: Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами, называются…(Зимующие.) Воспитатель: Ты, Кеша, оставайся в тёплой группе, а мы с ребятами заглянем в зимний парк (воспитатель привлекает внимание детей к экрану). | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы
| Интерес к познавательной деятельности
| Выполнение заданий |
III. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, мелкую моторику рук; Воспитывать умение работать совместно.
| - (Презентация «Птицы зимой»), звучит Воробьиная песенка Музыка З. Компанейца Слова П. Синявского Воспитатель: О ком эта песенка? А мы с вами можем помочь птицам? Как? (Покормить их) Воспитатель: Чем? ( Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.) Что хуже для птицы голод или холод? - Что будет, если исчезнут птицы? | Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе работы |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. | Воспитатель: А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку? (Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую- повесить кормушку.) -Мы скоро пойдем гулять и повесим на нашем участке несколько кормушек - это и будет наша птичья столовая. | Дети обсуждают с воспитателем возможный способ решения проблемы. | Усвоение общего способа действий. | Выполнение задания. |
V Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять в различных видах деятельности, новые знания и способ их применения. | Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой. Воспитатель ласково поощряет детей, предлагает вместе прочесть стихотворение для попугая Кеши: Дети по мнемотаблице и опорным сигналам вспоминают стихотворение «Воробей » и рассказывают его попугаю Кеше.
| Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями | Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям. Выражает признательность. Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
VI Осмысление (итог) |
Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| Вот и подошло к концу наше путешествие. - Понравилось вам наше путешествие? Воспитатель показывает попугаю Кеше детскую коллективную работу, восхищается работой детей. Звучит фонограмма птичьего щебета. Дети собираются на прогулку и берут с собой кормушки, изготовленную родителями и корм, собранный в контейнер после завтрака (хлебные крошки). После прогулки наблюдение у окна. Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Воробышек расскажет всем воробьям в округе о добрых детях, которые хотят помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую во дворе вашего дома. | Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя. | Самооценка | Ответы детей. |