конспект занятия средняя группа "Выбираем материал для строительства дома"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
"Выбираем материал для постройки дома" конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybiraem_material_dlya_postroyki_doma.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Выбираем материал для строительства дома трёх поросят»
Цель: Формирование первичных представлений об окружающем мире.
Задачи:
1.Развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
2.Формировать первичные представления о свойствах предметов (прочный, твердый, хрупкая, мягкая, легкая, тяжелая);
3. Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, становление связей;
4.Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику;
5.Поощрять любознательность и наблюдательность
Оборудование: солома, ветки, кирпич; Фрагмент из мультфильма «Три поросенка» , игрушки «Три поросенка»; изображения сказочных домиков поросят из разных материалов, схемы, оборудование для опытов, халаты. Мультимедийное сопровождение.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, а вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?(ответы детей)
У меня то же есть любимая сказка, которую мне читали в детстве – это сказка «Три поросенка».
Показ фрагмента мультфильма
Воспитатель: Что сделали поросята? (Построили дома) Из каких материалов дома построены? (Солома, ветки и кирпич.) Хотите узнать, какой материал окажется самым прочным и подходящим для постройки дома? Тогда поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведем испытания строительных материалов на прочность. В лаборатории работают учёные, для работы им нужна спецодежда. Надевайте халаты.
Проходите, рассаживайте на свои места. В лаборатории учёные придерживаются правил безопасности: в лаборатории нельзя шуметь, ругаться, действовать по инструкции старшего лаборанта и соблюдать порядок на рабочем месте.
Воспитатель: Каждый поросёнок уверен, что его дом окажется самый прочный, крепкий и надёжный.
Сейчас мы узнаем, подойдёт ли солома для постройки дома.
Возьмите соломинку.
Легко ли держать соломинку в руках? Какая она? Лёгкая или тяжёлая? Гладкая или шершавая?
Теперь подуйте на соломинку, что произошло ? (ответы детей) верно она улетела, что можно сказать какая соломинка (Легкая). Ветер легко её унесёт, сдует. А теперь попробуйте сломать соломинку! Легко ли было сломать соломинку? .Как вы думаете, почему было легко сломать соломинку? (Потому, что она хрупкая, тонкая.) А давай те опустим соломинку в воду, что произошло? Утонула ли она? (ответы детей)
Верно, соломинка не утонула, но стала мокрой, возьмите в руки мокрую соломинку, попробуйте сломать её. Что получилось?
Какой можно сделать вывод? Какой всё-таки дом получился у Ниф-нифа? (Непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный.)Молодцы ребята.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, какой домик получился у Нуф-Нуфа. Возьмите по веточке.
Дети, легко ли держать ветку в руках? Что можно сказать про свойства ветки, какая она? (легкая, гладкая, тонкая). А теперь подуйте на нее, а если посильнее подуть? что произошло? (ответ детей). Её тоже унесло ветром. А теперь попробуйте ее сломать! Легко ли было сломать ветку? Как вы думаете, почему было легко сломать ветку (Веточка хрупкая, тонкая, поэтому её легко сломать). А теперь опустим ее в воду, что произошло с веточкой? (ответы детей).
Если случится наводнение, дом из веток тоже может унести водой. Теперь достаньте из воды ветку, попробуйте сломать её. Получилось? Сломалась. Так какой можно сделать вывод, какой дом получился у Нуф-Нуфа? (Непрочный, хрупкий, ненадежный ). Верно ребята,
Возьмите в одну руку кирпич, в другую соломинку. Что легче? Что тяжелее? А теперь отложите соломинку и возьмите ветку. Что тяжелее? Попробуйте подуть на кирпич. Что произошло?(ответы детей). Верно кирпич не сдвинулся с места потому, что он тяжелый и ветром его нельзя сдуть.
Что ещё можно сказать о кирпиче: Какой он? (Шершавый, прохладный, неровный). А теперь попробуйте сломать кирпич! Получилось ли у вас его сломать? Почему не получилось? (Потому, что он крепкий, твердый). А если мы его опусти в воду. Что произойдет? Намокнет? Станет хрупким? (ответы детей)
Ребята, так что мы можем сказать о кирпиче? (отмечают на схеме)
Так чей же дом получился самым прочным: У Ниф-нифа из соломы, у Наф-нафа из веток или у Нуф-нуфа из кирпича?
Вот видите, каким крепким и надежным материалом оказался кирпич! Это самый прочный и надежный материал и он наиболее всего подходит для постройки крепкого и надёжного дома! Молодцы!!
Наша работа в лаборатории закончилась, снимайте халаты.
Вы, наверное, устали пока проводили опыты? Хотите отдохнуть и поиграть? Тогда выходите скорее сюда.
Физкультминутка «Три поросенка»
Поросенок пятачок (сидят на корточках)
Отлежал себе бочок (Медленно встают)
Встал на ножки, Потянулся (Потягиваются)
А потом присел, встал , нагнулся,
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
А потом опять прилег (Приседают ладони под щеку)
Но уже на левый бок
Ребята, посмотрите, я приготовила для вас сюрприз. Смотрите, что лежит в коробке? Да в ней три поросенка! Только чего то здесь не хватает… Как думаете, чего? Возьмите, пожалуйста, поросят с собой в группу и постройте для них прочные домики из кирпичиков.
Дети уходят в группу.
Физкультминутка «Три поросенка»
Поросенок пятачок (сидят на корточках)
Отлежал себе бочок (Медленно встают)
Встал на ножки, Потянулся (Потягиваются)
А потом присел, встал , нагнулся,
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
А потом опять прилег (Приседают ладони под щеку)
Но уже на левый бок
Здравствуйте, дорогие дети! Мы с братьями хотим построить дома, чтобы они нас защищали от непогоды и от злого волка, который хочет съесть нас. Вы уже, наверное, знаете, что дом поросенка должен быть надёжной крепостью. Поэтому нам тоже очень нужны крепкие и надежные дома. Но только вот незадача, мы с братьями не знаем, из какого материала их лучше построить. Мы высылаем вам несколько образцов материалов, из которых мы решили построить наши дома. Помогите нам, пожалуйста, определить какой же из этих материалов будет самым прочным, и какой из этих материалов будет более пригодным для постройки надёжного и крепкого дома. Наф-Наф, Ниф-Нифи конечно же Нуф-Нуф!
Воспитатель: Дети, поможем поросятам решить этот нелёгкий вопрос? (ответы детей) Конечно, мы непременно поможем! Но сначала давайте вспомним какие материалы используются для постройки домов. Дома строят из различных материалов: из кирпича, из дерева, из льда и соломы.
Воспитатель:А сейчас пришла пора поиграть в игру!
Слушаем внимательно, объясняю правила игры! Я буду по очереди кидать вам мяч и называть материал, из которого можно построить дом, а тот, кому я брошу мяч, должен мне сказать, как будет называться дом из этого материала. Например, из соломы дом – соломенный (из камня (каменный); из дерева (деревянный); из глины (глиняный); из кирпича (кирпичный); из бумаги (бумажный); из стекла (стеклянный); из железа (железный); из картона (картонный)).
Воспитатель:Дети, а как вы считаете, из какого материала получится самый крепкий и самый надежный дом? Из соломы, из веток, или из камней? (ответы детей) Давайте проверим это экспериментально!
Эксперимент с соломой.
Воспитатель: Ребята, Ниф-Ниф приглашает нас на свою строительную площадку. Давайте скорее пройдем на строительную площадку Ниф-Нифа! (Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из соломы). Как вы думаете, из какого материала собирается строить свой дом Ниф-Ниф? (Педагог выслушивает ответы детей, затем демонстрирует солому детям.) Верно! Ниф-Ниф собирается строить свой дом из соломы! Дети, как вы считаете, домик из соломы у Ниф-Нифа получится прочным, надежным? (Ответы детей).
Ниф-Ниф утверждает, что его домик из соломы получится прочным и надежным. Давайте проведём с вами эксперимент и узнаем подойдёт ли солома для постройки крепкого и надёжного дома!
Опыт:
(Педагог предлагает детям взять в руки по одной соломинке).
Легко ли держать соломинку в руках? Что можно сказать про свойства соломинки, какая она? (легкая, гладкая, блестящая). А теперь попробуйте сломать соломинку! Легко ли было сломать соломинку? (Легко) Как вы думаете, почему было легко сломать соломинку? (Потому, что она хрупкая, тонкая).
Ребята, мы с вами провели эксперимент с соломой и какой можно сделать вывод? Если Ниф-Ниф построит свой дом из соломы, какой он у него получится? (Непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный. Будет пропускать воду и в доме будет сыро и неуютно.
Эксперимент с ветками
Воспитатель: Дети, Нуф-Нуф тоже приглашает нас посетить его строительную площадку! Давайте скорее пройдем на строительную площадку Нуф-Нуфа! (Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из веток). Как вы думаете, из какого материала собирается строить свой дом Нуф-Нуф? (Педагог выслушивает ответы детей, затем демонстрирует ветки детям.) Верно! Нуф-Нуф собирается строить свой дом из веток!
Дети, как вы считаете, домик из веток у Нуф-Нуфа получится прочным, надежным? (Ответы детей) Нуф-Нуф утверждает, что его домик из веток получится прочным и надежным. Давайте проведём с вами эксперимент и узнаем подойдут ли ветки для постройки крепкого и надёжного дома!
Опыт:
(Педагог предлагает детям взять в руки по одной веточке).
Дети, легко ли держать ветку в руках? Что можно сказать про свойства ветки, какая она? (легкая, гладкая, тонкая). А теперь попробуйте ее сломать! Легко ли было сломать ветку? Как вы думаете, почему было легко сломать ветку (Веточка хрупкая, тонкая, поэтому её легко сломать).
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели эксперимент с ветками и какой можно сделать вывод? Если Нуф-Нуф построит свой дом из веток, какой он у него получится? (Непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный.
Эксперимент с камнем.
Воспитатель:Дети, а сейчас пришла пора посетить строительную площадку третьего братца -Наф-Нафа! Давайте скорее пройдем на строительную площадку Наф-Нафа! (Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из камней). Как вы думаете, из какого материала собирается строить свой дом Наф-Наф? (Педагог выслушивает ответы детей, затем демонстрирует камни детям.) Верно! Наф-Наф собирается строить свой дом из камней!
Дети, как вы считаете, домик из камней у Наф-Нафа получится прочным, надежным? (Ответы детей) Наф-Наф утверждает, что его домик из камней получится прочным и надежным. Давайте проведём с вами эксперимент и узнаем подойдут ли камни для постройки крепкого и надёжного дома!
Опыт:
(Педагог предлагает детям взять в руки по одному камню).
Легко ли вам держать камень в руках? Что вы можете сказать про свойства камня, какой он? (Тяжелый, гладкий, прохладный, неровный). А теперь попробуйте сломать камень! Получилось ли у вас его сломать? Почему не получилось? (Потому, что он крепкий, твердый).
Ребята, вот мы с вами и провели эксперимент с камнями и какой можно сделать вывод? Если Наф-Наф построит свой дом из камней, какой он у него получится? (Прочный, устойчивый, надёжный).
Воспитатель: Вот видите, каким крепким и надежным материалом оказался камень! Можно сделать вывод, что камень самый прочный и надежный материал и он наиболее всего подходит для постройки крепкого и надёжного дома! Ребята, чем прочнее материал, из которого построен дом, тем прочнее он будет и тем дольше он прослужит своему хозяину, а это экономически выгодно! Ведь не надо будет постоянно заниматься постройкой нового дома и не нужно будет лишний раз тратиться на строительные материалы. Поэтому при постройке дома нужно очень серьезно подходить к выбору материала и выбирать наиболее прочный материал!
Воспитатель: Дети, а какие материалы оказались самыми непрочными и непригодными для постройки дома? (Солома и ветки).
Почему? (Они хрупкие, ломкие, их легко можно сдуть, и они пропускают воду)
Воспитатель: Мы с вами сегодня проделывали много экспериментов со строительными материалами, а теперь пора за работу! Я предлагаю вам раскрасить дом для поросят.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах уже есть готовые домики, посмотрите внимательно на них. Из каких частей состоит дом? (стены, крыши и окна).
Педагог обращает внимание детей на стену дома. Как называется эта часть дома? (Стена) Какой формы стена? (Стена квадратная). А что находится на верху дома (крыша). Какой она формы? (Крыша треугольная). Давайте раскрасим домики для поросят.
Под аудиозапись «Нам не страшен серый волк!» дети выполняют работу.
Воспитатель: Дети, какие же красивые домики у нас с вами получились! Давайте дадим нашим работам просохнуть, а мы пока с вами отдохнем
Физкультминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять (дети маршируют на месте)
Строить будем и играть (имитация ударов молотком)
Крепкий дом сейчас построим (встают на носочки и тянутся руками вверх) Окна вставим, крышу покроем. (показывают руками окно, крышу над головой)
Поросятам строим крепкий дом (имитация ударов молотком)
Дружно будут жить они в нём! (двумя руками обнимают сами себя)
Воспитатель: А теперь давайте вернёмся к нашим домикам! Несите скорее их вот на эту сказочную полянку! Теперь у всех поросят будут свои крепкие и надежные домики, и они даже смогут пригласить жить с ними на одной полянке своих друзей! Ведь надежных крепких домиков теперь на всех хватит!
Воспитатель: Ребята, поросята со своими друзьями долго резвились и играли на лесной полянке, устали и решили пойти отдохнуть в свои домики и нам пора отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ко дню матери «День матери»
Задачи:1. Развивать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме.2. Вызвать чувство эмпатии и благодарности; побуждать детей оказывать посильную помощь м...
Конспект занятия ко Дню Матери "Сердце Матери"
Воспитать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - МАМЕ!...
Конспект занятия с Монтессори - материала в средней группе
Конспект занятия по системе Марии Монтессори для средней группы....
Конспект занятия ко дню матери « Мамочка моя» в средней группе.
Конспект занятия ко дню матери « Мамочка моя» в средней группе....
Конспект занятия ко «Дню матери» в средней группе.
Цель: Показать значимый для ребёнка образ мамы....
Конспект занятия ко Дню матери в средней группе
Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям....
Конспект занятия ко Дню матери для средней группы
Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.Вид деятельности: непосредственно- образовательная.Цель: Показать значимый для ребенка образ матери.Обучающие:- Уточнить и расш...