Экспериментирование "Что такое воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ташева Юлия Викторовна

Конспект занятия для подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе.

 

                                                                                                              Провела: Ташева Ю.В.

Возраст детей: 6-7 лет.

Тема: «Что такое воздух?»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий.

3. Формировать умение у детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка.

Материал: Вода.

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, пластиковая бутылка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары, воздушный шарик на веревочке.

Ход занятия:

К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.

Организационный момент. Загадка.

Мы его не замечаем,

 мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

он ведь нам необходим…

(воздух)

Введение персонажа Воздушарик.

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом, к нему привязан конверт с письмом).

Это  Воздушарик. Он прилетел к вам из страны, которая называется Воздух, прилетел он за помощью. Жители этой страны беспокоятся об охране окружающей среды на нашей планете.

Так вот жители планеты беспокоятся об охране воздуха и хотят знать, что вы знаете о стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья? Ветер-это хорошо или плохо?

Запись «шум ветра»: Воздушарика уносит ветром.

Перед детьми ставиться исследовательская задача – предлагаем детям с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух. 

Дорога будет далёкая и сложная. На пути нас ждут испытания.

1 испытание:  «Почувствуй воздух»

-Можно ли узнать, есть воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

-Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (ветер, холод)

-А теперь возьмите лист картона и помашите им у своего лица. Что вы чувствуете?

(Картонка заставляет воздух двигаться, и мы ощущаем его дуновение на своей щеке).

Вывод: воздух есть везде, но он невидимый,  и чтобы его почувствовать, надо привести его в движение.

-Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

-А теперь мы вспомним правила безопасности при проведении опытов и экпериментов.

-Поможет нам в этом табличка-подсказка. (показ схемы).

2 испытание: «Воздух внутри нас»

-Молодцы! Теперь мы с вами пройдём и тихо сядем за столы.

-На столах у каждого из вас стаканчик с водой и трубочки.

-Что вы видите в стаканчиках? (воду)

-Возьмите трубочки и подуйте тихонечко в нее. Что происходит? (появляются пузырьки, они поднимаются вверх)

-А как вы думаете, почему пузырьки поднимаются вверх? (они лёгкие)

-А теперь подуем в соломинку  водой сильнее. Что происходит? (бурление, буря)

Вывод: воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. (Показ)

3 испытание: «Воздух есть в любых предметах»

-Теперь посмотрим, что лежит у вас в белых баночках? (горошины).

-Берём и несколько штук кладём в стакан.

-Что происходит? (От них идут пузырьки).

Вывод:  в горошинках есть воздух.

-А можно ли оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины.

- Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).

-Что происходит? (Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели).

-А что же делают наши горошины? (Они двигаются).

-Что же нам помогло оживить горошины? (Да, конечно же, воздух).

Вывод: Мы не только  нашли воздух, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

-А теперь тихо встали из-за стола и встали в круг.

Проведём физкультминутку. «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)

Закачалось деревцо,

(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) .

Ветерок всё тише, тише,

(замедлять раскачивание)

Деревцо всё ниже, ниже

(приседать, постепенно опуская руки)

4 испытание: «Поймай воздух».

-Сейчас возьмём полиэтиленовые пакеты.

-Какие они? (пустые, мятые).

-Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. (Сначала посмотрите, как это сделаю я, затем вы)

-Какой стал пакет? (толстый, надутый).

-Почему он стал таким?

-Что заполнило пакет?

Вывод: Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять ёмкости.

5 испытание: «Увидеть воздух»

-Теперь подойдите поближе к столу.

- На столе емкость с водой и пустая пластиковая бутылка.

-Как вы думаете, есть ли воздух в бутылке?

-Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить бутылку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает.

-Что же не пускает воду в бутылку?

-А теперь слегка наклоните бутылку и немного выньте из воды.

-Что появилось? (Пузыри).

-Как вы думаете, почему они появились?

Вывод: Вода вытеснила воздух из бутылки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

6 испытание: Воздушная гимнастика «Шарик».

Дети надувают шарик - широко разводят руки в стороны, глубоко вдыхают воздух носом, выдувают его в воображаемый шарик через рот. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, произносят звук «ШШШ» (проводится 2 раза) .

-Воздушная гимнастика полезна для нашего здоровья?

Вывод: Воздушная гимнастика полезна - наши легкие наполняются кислородом.

7 испытание: «Без воздуха не прожить»

 Дети подходят к мольберту со схемами некоторых свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз). Можно использовать интерактивную доску.

-Зажмите носик и ротик.

- Как мы себя чувствуем?

- Значит, для чего нужен воздух?

- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал?

- А как вы думаете, где живет воздух?

Вывод: воздух  повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.

Вы справились со всеми заданиями.

8 испытание: «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

Но Воздушарика пока нет, а всё потому, что мы не ответили ещё на вопрос «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

(Для того, чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе (только после ответов детей вывешиваются картинки на мольберт с изображением оборудования, которым убирают комнату, открытое окно, комнатное растение).

- А чистота воздуха влияет на наше здоровье? И как?

Вывод: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

Подведение итогов занятия:

Стук в дверь, появляется Воздушарик.

- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?

- Какой он?

- Что вам понравилось больше всего?

Воздушарик дарит подарки – воздушные шарики, за хорошее знания детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Умка узнаёт что такое воздух.» Комплексное занятие в разновозрастной группе 3-5 лет (ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)

Занятие разработано по авторской программе развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) «Умка»  (...

конспект интегрированного занятия на тету: "Что такое воздух"

Образовательные области: познание и коммуникация....

Что такое воздух?

Данное занятие помогает воспитателю доступно, просто и интересно познакомить детей 4-5 лет со свойствами воздуха....

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Что такое воздух"

Развивать любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. Развивать познавательную активность ребенка в процессе занятия. Способствовать расширению знаний о воздухе, показ...

Игра-лаборатория: "Что такое воздух?"

Конспект занятия в подготовительной группе....

Что такое воздух? Опыты с воздухом.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Что такое воздух? Опыты с воздухом."...

Познавательно - исследовательский проект "Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?"

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача  оказать ему помощь в попытках установить п...