ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
"Мы изучаем свет"
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи: Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- Активизировать словарь детей.
· Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.
Оборудование и материалы: Коробка ,картинка солнечной системы, фонарики, цветные стеклышки, деревянные брусочки, диски, картинки с изображением естественных и искусственных источников света, теневой театр ,лампа.
Предварительная работа:-Беседа на тему «Что такое солнечный свет?».
-Рассматривание иллюстраций по теме «Источники света».
Ход:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята посмотрите кто это к нам пришел (Лунтик) ,а вы помните где жил лунтик (На луне)
он принес нам что-то (Коробку) .Давайте посмотрим
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней ?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель: Предлагаю вам заглянуть в нее.
Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Дети: В коробке темно и нет света.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?
Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты.
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.
Дети и воспитатель открывают коробку.
Воспитатель: Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
Воспитатель какая по счету наша планета от солнца
Дети рассуждают, (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца ;а те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).
Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?
Дети: Будет холодно, темно.
Воспитатель: Ребята, свет от солнца является естественным - он создан самой природой. Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
(Детям предлагается набор картинок : луна, звезда, молния, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, солнце, луна, факел).
Дети выстраиваются в две группы:
1 естественные источники света
2 искусственные источники света
В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Воспитатель ребята ,а вы хотите узнать еще что ни будь интересное о свете
Дети –да
Воспитатель: Тогда мы отправимся с вами в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать воспитателя.
3. Приступать к выполнению опыта только после указания воспитателя.
4. После каждого опыта делать - вывод.
Воспитатель: исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня я буду вашим научным руководителем. У каждого из вас на столе есть необходимое оборудование для исследовательской деятельности.
Воспитатель: Ребята возьмите в руки фонарики, давайте повторим правила
работы с фонариком ( не ронять ,не вынимать батарейки ,не включать без надобно
сти)
Опыт№1
Воспитатель :возьмите фонарики и включите их
(Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз.) Давайте
посветим на потолок, а теперь посветим на стол и приблизим луч света
к столу, что произойдёт? (Свет уменьшится.)
А если фонарики удалить от стола, что произойдёт?
(Света становится больше.) Свет рассеивается.
Давайте повторим слово «рассеивается».
Вывод: когда фонарик приближаем к предмету свет уменьшается, а если
удаляем от предмета света становится больше ,свет рассеивается
Воспитатель: Ребята, свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?
Дети: Белого, желтого...
Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?
Дети: Радуга состоит из семи цветов.
Дети проводят опыт №2 "Семь оттенков света".
Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы.
Воспитатель обращает внимание детей на подносы на которых лежат различные предметы:
- Возьмите диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось?
Какой вывод можно сделать? Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее?
Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.
Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень - очень быстро.
Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.
Дети проводят опыт№3
Воспитатель просит детей взять с подносов цветное стеклышко и деревянные брусочки.
- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим:
- Возьмите фонарик, приложите к нему стеклышко, проникает ли через него луч света?
- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
Воспитатель: Давайте отдохнем:
Опыт№4 «На что похожа тень?»
Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
- Возьмите геометрическое тело и посвятите на него так, чтобы тень "падала" на белый лист.
Выдод: Если свет попадает на тело появляется тень.
Воспитатель: на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
Давайте покажем Лунтику каких животных ,мы делаем с помощью рук.
Включается лампа ,ставим теневой театр.
Дети выходят и показывают с помощью рук животных , другие дети отгадываю, этих животных.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а нашему Лунтику пора уходить давайте ему скажем до свидание.
Вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали ?
Дети: Мы узнали, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет. Загадывали животных.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?
Дети отвечают, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.
ментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_svet_na_attestatsiyu.docx | 196.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
"Мы изучаем свет"
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи: Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- Активизировать словарь детей.
· Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.
Оборудование и материалы: Коробка ,картинка солнечной системы, фонарики, цветные стеклышки, деревянные брусочки, диски, картинки с изображением естественных и искусственных источников света, теневой театр ,лампа.
Предварительная работа:-Беседа на тему «Что такое солнечный свет?».
-Рассматривание иллюстраций по теме «Источники света».
Ход:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята посмотрите кто это к нам пришел (Лунтик) ,а вы помните где жил лунтик (На луне)
он принес нам что-то (Коробку) .Давайте посмотрим
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней ?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель: Предлагаю вам заглянуть в нее.
Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Дети: В коробке темно и нет света.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?
Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты.
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.
Дети и воспитатель открывают коробку.
Воспитатель: Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
Воспитатель какая по счету наша планета от солнца
Дети рассуждают, (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца ;а те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).
Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?
Дети: Будет холодно, темно.
Воспитатель: Ребята, свет от солнца является естественным - он создан самой природой. Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
(Детям предлагается набор картинок : луна, звезда, молния, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, солнце, луна, факел).
Дети выстраиваются в две группы:
1 естественные источники света
2 искусственные источники света
В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Воспитатель ребята ,а вы хотите узнать еще что ни будь интересное о свете
Дети –да
Воспитатель: Тогда мы отправимся с вами в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать воспитателя.
3. Приступать к выполнению опыта только после указания воспитателя.
4. После каждого опыта делать - вывод.
Воспитатель: исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня я буду вашим научным руководителем. У каждого из вас на столе есть необходимое оборудование для исследовательской деятельности.
Воспитатель: Ребята возьмите в руки фонарики, давайте повторим правила
работы с фонариком ( не ронять ,не вынимать батарейки ,не включать без надобно
сти)
Опыт№1
Воспитатель :возьмите фонарики и включите их
(Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз.) Давайте
посветим на потолок, а теперь посветим на стол и приблизим луч света
к столу, что произойдёт? (Свет уменьшится.)
А если фонарики удалить от стола, что произойдёт?
(Света становится больше.) Свет рассеивается.
Давайте повторим слово «рассеивается».
Вывод: когда фонарик приближаем к предмету свет уменьшается, а если
удаляем от предмета света становится больше ,свет рассеивается
Воспитатель: Ребята, свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?
Дети: Белого, желтого...
Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?
Дети: Радуга состоит из семи цветов.
Дети проводят опыт №2 "Семь оттенков света".
Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы.
Воспитатель обращает внимание детей на подносы на которых лежат различные предметы:
- Возьмите диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось?
Какой вывод можно сделать? Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее?
Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.
Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень - очень быстро.
Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.
Дети проводят опыт№3
Воспитатель просит детей взять с подносов цветное стеклышко и деревянные брусочки.
- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим:
- Возьмите фонарик, приложите к нему стеклышко, проникает ли через него луч света?
- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
Воспитатель: Давайте отдохнем:
Опыт№4 «На что похожа тень?»
Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
- Возьмите геометрическое тело и посвятите на него так, чтобы тень "падала" на белый лист.
Выдод: Если свет попадает на тело появляется тень.
Воспитатель: на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
Давайте покажем Лунтику каких животных ,мы делаем с помощью рук.
Включается лампа ,ставим теневой театр.
Дети выходят и показывают с помощью рук животных , другие дети отгадываю, этих животных.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а нашему Лунтику пора уходить давайте ему скажем до свидание.
Вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали ?
Дети: Мы узнали, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет. Загадывали животных.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?
Дети отвечают, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"
Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...
Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
Цель занятия: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...
Занятие по экспериментированию с песком
Песок, свойства песка, изготовление куличиков....
Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного
Авторская зазработка моего конспекта занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...
Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.
Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....
Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».
Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....