Проект "Школа волшебников"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Гусева Ирина Владимировна

Развитие способностей ребенка работать  с исследуемыми объектами в "лабораторных условиях" как средством познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_volshebnikov.doc789.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Школа волшебников»

                       «ШКОЛА волшебников»

  Пояснительная записка

Данный проект предназначен для проведения развивающих  занятий по ознакомлению с окружающим миром в средней группе средствами детской опытно - экспериментальной деятельности.

Дети сами по себе уже исследователи. Их любопытство не знает пределов. Они все хотят потрогать, сделать самостоятельно. И в этом им нужно помогать. Именно  в опытной форме проще, доступнее, нагляднее можно ответить на множество детских «как?», «почему?», «откуда?» и т.д.  Тем более что когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается просто, прочно и надолго.

Цель: развитие способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира (Расширение кругозора дошкольников в области магнитного притяжения, воздуха, свойств воды и бумаги).

Задачи:

1) Дать детям представление о магните , особенностях воды и воздуха, поведении бумаги при различных операциях с ними.

2) Формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух), а также к знакомым предметам через открытие их новых сторон (магнит, бумага).

3) Создать «лабораторную» среду и развивать интерес к познанию мира исследовательским путем, закрепляя в то же время умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.

4) Способствовать развитию грамотной речи и расширению словарного запаса, активизировать в речи детей слова и словосочетания:

- притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле;

- прозрачная, мутная, разноцветная, талая;

- прозрачный, бесцветный, форма, бесформенный;

- мнущаяся, рвущаяся, легкая.

Возраст: Проект  рассчитан на 4 занятия на детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) по 10 человек в подгруппе. Длительность занятия — 20 минут.

Форма проведения:  игровые и опытно-экспериментальные моменты.

В начале занятия воспитатель «уводит» детей в мир магов и предлагает самим им стать колдунами-чародеями. Воспитатель в это время загадывает загадки, читает стишки, достает интересные предметы-сюрпризы из волшебного сундучка, мотивируя таким образом их на дальнейшую работу.

Каждое занятие условно разделено на 3 части, где в 1й дети знакомятся с новым, наблюдают,  во 2й — пробуют свои волшебные силы на практике, а в 3й — зарисовывают, что было сделано и формулируют выводы.

В итоге каждый овладевает необходимыми в жизни знаниями о знакомых вещах, которые далее он сможет использовать дома (или в любом удобном для этого месте).

* Оборудование для мини лаборатории:

1) Приборы: магниты, скрепки, гайки, гвоздики, чайные ложки

2) Емкости: контейнеры, тарелки, пластиковые и стеклянные стаканы

3) Материалы: бумага, газета, вода, снег, соль, сахар, земля, крупы, мыло жидкое, акварельные краски, коктейльные соломинки.

Работа вся направлена на создание условий для сенсорного развития (развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.) через знакомство с реальными предметами и явлениями окружающего мира.  А значит, предположительно конечным продуктом должны стать новые умения, которые могут быть применены ребенком в повседневной жизни.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1) о природе: снег, вода, ветер (движение), притяжение    2) о материалах: земля, бумага, дерево, резина, пластмасса

3) о предметах: магниты, железные предметы.

II Содержание проекта

№ п/п

Часть курса

Мотивация

Основная часть

Конечный продукт

1

«Волшебный магнит»

Магнитный театр репка (5мин)

Опыты

«Что притягивает магнит?»

«Сухие ручки»

«Догонялки»

«Золушка»

«Паровозик»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

2

«Волшебница вода»

Бумажные кораблики.

Вода в разных сосудах (5мин)

Опыты

«Какая она вода»

«Белый снег пушистый»

«Тонет — не тонет»

«Радуга»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

3

«Невидимка воздух»

Загадка (2мин)

Опыты

«Игра с веером, флажком»

«Коктейль»

«Чудо - мешок»

«Шарик»

«Поющий воздух»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

4

«Бумажные опыты»

Виды бумаги

(5мин)

Опыты

«Неженка»

«Замарашка»

«Тонет-не тонет»

«Шепчущая»

«Рвущаяся»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

«ВОЛШЕБНЫЙ МАГНИТ»

ЦЕЛЬ работы:

- знакомство с магнитом и его свойствами и особенностями

- формирование представлений о явлении «магнитное притяжение».

ЗАДАЧИ:

1. познакомить детей со свойствами магнита;

2. сформировать у детей познавательный интерес к магниту;

3. развивать познавательную активность у ребенка в процессе знакомства с магнитом.

4. учить экспериментировать с предметами, с целью поиска их свойств, при работе с магнитом;

5. формировать умение устанавливать отношения между предметами и явлениями;

6. развивать умений делать выводы из увиденного и сделанного;

7. воспитывать положительное отношение к практической экспериментальной деятельности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: МАГНИТ.

Метод исследования: опытно-экспериментальный.

Ожидаемый результат: дети приобретут опыт в исследовательской деятельности.

Предварительная работа: показать магнитный театр «Репка»

Ход работы

   Дети, я приглашаю вас сегодня отправиться в Страну Волшебства, а магами-волшебниками станем сами мы с вами.

Берется небольшой металлический предмет. Главное — чтобы избранный для фокуса предмет взаимодействовал с магнитом. Воспитатель садится за стол. Левую руку убирает под стол (в ней  находится магнит), а правой, для отвлечения внимания, аккуратно кладет на середину стола металлический предмет (придумать предмет!). Надо показать детям, что предмет не закреплен, и что он может свободно перемещаться по столу.

-Раз, два, три, волшебство, приди!

Предмет на столе начинает двигаться (в стороны за магнитом под столом).

Пока дети заняты наблюдением за передвижением предмета, воспитатель достает Волшебный сундучок, в котором лежит магнит. Можно попросить одного ребенка его открыть и достать то, что там находится. Ребенок достает магнит.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Магнит.

Воспитатель: А все знают, для чего он нужен и как работает?

Дети: Магнит притягивает к себе железо.

Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо.

Раздать детям магниты.

Начали знакомство с рассматривания и тактильного обследования «школьного» магнита.

Отвечая на вопрос «Что вы можете сказать о магните?», выяснили, что магнит тяжелый, холодный, гладкий, разноцветный, походит на ... (овал, на ручку чайной чашки, на подкову-зависит от формы).

Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим, как магнит умеет творить чудеса.

Опыт №1 «Что притягивает магнит? »

Размышляя над вопросом «А всё ли притягивает магнит?», дети предположили, что магнит притягивает только металлические предметы. Было предложено детям проверить на практике их догадки. На пластиковой тарелке находятся предметы из пластмассы, дерева и железа. Перед началом проведения опыта необходимо напомнить детям правила безопасного обращения с мелкими предметами. Подносим к тарелке магнит и смотрим, что произойдет. На наших главах магнит вмиг притянул к себе железное, а все остальное не тронул.

Вывод: магнит притягивает только предметы из железа. Так нам удалось разделить предметы на две группы: предметы из металла и неметаллические предметы. Способность магнита притягивать предметы, называется магнитным притяжением.

 Опыт №2 «Сухие ручки »

Для проведения опыта нам понадобился прозрачный стакан с водой, магнит и металлические скрепки и небольшие гвозди. Скрепки и гвоздики я поместила на дно стакана и предложила детям достать их при помощи магнита. Дети выдвинули 2 гипотезы: 1 -- «В воде магнит не может притягивать предметы». 2 - «Магнит притянет к себе скрепки». Подносим магнит к стакану … и видим, что первое предположение детей оказалось ошибочным. Магнитное притяжение действует в воде. И мы достали все предметы из воды, не замочив ни одного мальчика.

Вывод: Вода не мешает «работе» магнита, магнитные силы проходят через воду.

Опыт №3 игра «Догонялки»

В ходе проведения опытов и экспериментов с магнитом детей заинтересовал вопрос: «Можно ли заставить магнит двигаться?». Оказалось, чтобы магнит «ожил» и начал передвигаться (например, как мы уже видели, по крышке стола), нужно другой магнит передвигать под крышкой стола. В результате получилось занимательная игра. Магнитные «догонялки» вызвали у ребят радостное настроение.

Вывод: магнитное притяжение действует через крышку стола.

Опыт №4 «Золушка»

В тарелку с крупой кладем скрепочки и перемешиваем так, чтобы они были не видны. А при помощи магнита, поднеся его к тарелке, достаем все спрятанные скрепки.


Опыт №5 «Паровоз»

На столе рассыпаем скрепки, берем магнит и начинаем двигаться, проходят от одной скрепки к другой. Сначала примагничивается одна скрепка, потом вторая, потом третья и так одна за другой,и получается целый поезд с вагонами.

Итог занятия:

Воспитатель: что нового вы сегодня узнали о магните?

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, картон, дерево, магниты притягиваются друг  другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его чудесные свойства?
Дети: магнитные буквы, магнитный театр.
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно сегодня поработали, узнали много нового и интересного о магните, и я в знак благодарности приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».

II « Волшебница вода»

Воспитатель — образ воды (голубой ободок с лентами).

Музыка — ручей, капель и т.п.

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Я — Вода-Волшебница, пришла в гости, узнать, насколько хорошо вы меня знаете. А пришла я не с пустыми руками: у меня для вас подарки — бумажные кораблики. За окошком весна, скоро побегут ручейки, и вы сможете по ручьям пустить мои кораблики.

Все знакомы с водой? Знаете что это такое? Расскажите-ка мне про нее. Ответы.

1. Какая она вода
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества, меняет окраску при растворении в ней красящего предмета, имеет вкус, если добавить).

2. «Белый снег пушистый..»

Цель: знакомство с особенностями снега: белый, пушистый,   холодный, липкий, может иметь форму, тает в тепле

Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами (снег - это форма существования воды)

Условие: тепло или холод.

    3. «Тонет — не тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)  

4. «Радуга»

Материалы: Стакан прозрачный с водой, кисть, краска.

III «Невидимка Воздух»

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе, его свойствах и способах его обнаружения.

Задачи:

- Дать знания о том, что воздух – условие жизни всего живого.

- Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде.

Звучит музыка ветра.

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)

А кто-то из вас, ребята, видел воздух? Нет? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

1. Игра с веером, флажком и султанчиком

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением;

Воздух легко обнаружить, если создать его движение.  Движение воздуха-это ветер.

Давайте сделаем из листа бумаги, что вы видите перед собой, веер. Помашите веером перед своим лицом. А теперь сделайте то же самое флажком. А теперь султанчиком. Что вы все три раза почувствовали? Правильно, ветер, почувствовали, как воздух движется. То же самое будет, если мы включим вентилятор. На нас начнет дуть достаточно мощный ветерок. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Итак, воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Попробуйте еще раз ощутить воздух на себе, подув на свои ладошки.

2. «Коктейль»

Цель: показать, что воздух можно увидеть и потрогать.

Есть еще способ увидеть воздух. Перед вами стаканы с водой. Давайте капнем в него немного жидкого мыла, а теперь возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что, по-вашему, выходит из воды с пузырьками? Естественно, воздух! Пузырьки – это и есть воздух. воздух легче воды — пузырьки на поверхности стакана. Воздух находится везде.

3. «Чудо-мешок»

Цель: учить, что воздух находится везде вокруг, а еще его можно поймать.

А теперь мы возьмем обыкновенный пакетик (целлофановый мешочек) и сделаем из него настоящую ловушку: поймаем в него воздух.

Так, мы его поймали.. Вы его видите? Правильно, нет, так как он бесцветен и прозрачен. Зато мы видим, что мешочек приобрел форму, стал упругим, а все потому, что там воздух.

4. Шарик

Цель: показать, что воздух обретает форму предмета, который наполняет.

Используем в данном опыте разные по форме и величине воздушные шары.

Надуваем. Получаем: бесформенный предмет обретает форму благодаря тому, что внутри находится воздух.

А вот если мы с вами сейчас развяжем наши шарики и отпустим, то проведем так еще один эксперимент: услышим как воздух «разговаривает»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

5. Поющий воздух.

Мы только что, отпустив надутый шарик, услышали с вами, как воздух разговаривает. А теперь можем услышать и как он умеет петь и кричать. Чтобы в этом убедиться, вы можете взять со своих столов дудочки и свистки и подуть в них. Через специальные отверстия в музыкальных игрушках воздух проходит и оставляет звонкий след. Обратите внимание на то, что из разных инструментов извлекаются разные звуки.

Итак, когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе?

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух может придавать форму бесформенному.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился? О каком свойстве воздуха он нам рассказал?

IV «Бумажные опыты»

«Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества ( гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

По группе разложены снежинки (белая бумага) и цветочки (цветная бумага).

Какое время года за окном? Правильно, весна. Весной у нас тает снег и появляются первые цветы. Давайте мы с вам соберем все снежинки и цветочки, которые оказались в нашей группе. Из чего все они сделаны?

Ребята, потрогайте лепесточки у цветов. Заметили? У них все лепестки разные: одни - толстые, вторые - совсем тоненькие, третьи - мягкие (бархатные). Давайте вновь отправимся в нашу лабораторию и узнаем, что же еще скрывает от нас бумага.

1) «Неженка»

Материалы: контейнер с водой, салфетка.

Опускаем салфетку в вод. Достаем. Рвется.

Вывод: салфетка (очень тонкая, поэтому) быстро намокла и стала рваться. Эта бумага боится воды.

2) «Тонет — не тонет»

Материал: тетрадный лист (2шт), газета (2шт), контейнер с водой

а) кладем в воду лист из тетрадки — плывет

кладем газету — держится на плаву, но намокает и вскоре опустится на дно.

б) сомнем в комок оба листа бумаги и также бросим в воду. Комки плывут, оставаясь на поверхности воды.

Вывод: бумага легче воды — не тонет

3) «Замарашка»

Материалы: белый лист А4, цветные карандаши.

Рисуем солнце или тучку (в зависимости от цвета карандаша у ребенка)

Вывод: на бумаге можно рисовать.

4) Шепчущая бумага

Материалы: разные виды бумаги

Начинаем «стирку». Слышите? Бумага умеет разговаривать! Причем каждая по-своему: какую-то еле слышно, а другая -  шуршит.

5) Рвущаяся

Материал: разные виды бумаги

Попробуйте порвать лежащие перед вами листы. Заметили? Салфетки рвутся очень просто, газета уже требует усилий, тетрадный лист и цветная бумага еще сложнее поддаются вашему заданию, а картон порвать тяжело.

Вывод: бумага имеет разную толщину, от которой и зависит ее плотность, и чем плотнее она, тем большей силы требует.

 

Заключение

Итак, надо сказать, что в процессе развития дошколят большое значение имеют не только сюжетно-ролевые игры, но и экспериментальная исследовательская деятельность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  Проведение совместных и самостоятельных опытов с использованием простых, доступных, подручных материалов дает новые знания об окружающем мире и умения, активизирует для дальнейших поисков и открытий.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны, поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере опытов и игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.

Итог курса: опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения.

Литература:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Сфера, 2002. - 111 с.

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Начальная школа, 2009. - 159с.

«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

4. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Учитель, 2002.-160с.

5. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст : учебное пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. – (Воспитываем, обучаем дошкольников) .

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М: Аркти, 2008. - 64с.

7. http://www.maam.ru/detskijsad/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».

Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....