конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

Расширить представление детей отдиких животных,  живущих в наших лесах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_sokruzhayushchim.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в подготовительной группе на тему  «Дикие животные леса».

Цель: расширить представления детей о диких животных, живущих в наших лесах.
Задачи:
- создать условия для закрепления представления о лесе, как месте обитания диких животных.

- закрепить понятие «дикие животные», «детеныши диких животных», «жилища диких животных», «травоядные и хищные животные».
- развивать наблюдательность, мышление, слух, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде,

- развивать двигательную активность,

-развивать воображение.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных.
Оборудование: Аудиозаписи «шум леса и звуки диких животных», «пожар в лесу»; загадки на тему «Дикие животные»; иллюстрации леса, загрязненного леса, пожара в лесу; диких животных и их детенышей; карточки с изображением травоядных и хищников для эстафеты.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я хочу пригласить вас в воображаемое путешествие. А чтобы узнать, в какое, вы должны отгадать загадку:

У каждого зверя в нём,

Есть свой чудесный дом,

Кто в дупле, кто в норе,

 Но живут все в тишине!
Догадались?
Ответы ...
Воспитатель: Конечно же, это – лес!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по лесу. Лес – это таинственный мир. Закройте глаза и послушайте, как шумит лес (звучит аудиозапись «шум леса и звуки диких животных»). Что вы услышали? 

Ответы ...
Воспитатель: А что такое лес?
Ответы.. (Это дом для животных и растений, там много деревьев. В этом лесу живут разные лесные жители. )

 Ответы ...(дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?

Ответы (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о своих детенышах)
2. Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, кто живет в наших лесах. (После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображением дикого животного).
На овчарку он похож,

 Что ни зуб - то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)
У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.
(Заяц)
Не любит семечки из шишек,

 А ловит бедных серых мышек.

 Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…
(Лиса)

Любит заводь, любит тину,

Строит в речке он плотину.

Удивительно хитёр

 Добрый дядюшка …
(Бобёр)

Роет норы он умело,
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
(Барсук)

Воспитатель:  Как быстро вы разгадываете мои загадки.

Может кто-то из вас знает загадки о диких животных?
Дети загадывают свои загадки  (По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных).

3. Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы правильно все отгадали.
Напомните мне, пожалуйста, про каких животных мы с вами отгадывали загадки?

Ответы (про диких)

Воспитатель. А у диких животных есть дом? Давайте вспомним, как называются жилища этих животных.

Лисица – нора, медведь-берлога, белка-дупло, волк – логово, бобер – хатки.

У какого животного нора с множеством комнат? ( барсук )

А какие животные не устраивают себе дома?

Ответы (заяц, еж, лось, олень)

Отлично, вы и с этим заданием справились…

Мне кажется, мы с вами немного засиделись, пора бы и размяться.

4. Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз присядка, два прыжок    (присесть продпрыгнуть)

Это заячья зарядка

А лисята как проснутся         (потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться       (потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть            (открыть рот и прикрыть  ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть      (движения бедрами в сторны)

А волчата спинку выгнут       (прогнуться в спине вперед)

И легонечко продпрыгнут      (подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый          (руки согнуты в локтях перед собой

Широко раскинув лапы          ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу

То одну, то обе вместе          покачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало             (хлопать в ладоши подняв руки над головою)

Начинаем все с начало!

5. Воспитатель: ребята, а какое у нас сейчас время года? (осень)
Чем занимаются звери осенью? (делают запасы, меняют шубки,)
- Что зимой делают звери? (ложатся в спячку)
- А после зимы какое время года наступает? (весна)
- А что весной делают звери? (выводят потомство)
Воспитатель: правильно, сейчас мы с вами поиграем в игру-путаницу «Животные и их детеныши.»  я буду стараться вас запутать: если я назову животное и его детеныша правильно, вы хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь и путаю вас, то топаете ногами и исправляете меня.

У медведя - медвежонок,

У ежа - лисенок,

У волка - мышонок,

У оленя - олененок,

У белки - медвежонок,

У барсука - барсучонок,

У бобра - бельчонок

6. Воспитатель: ребята, а вы знаете, что бобры — это млекопитающие отряда грызунов. Бобр является одним из самых крупных грызунов. Ученые, раскопавшие останки бобра, оставшиеся еще с древнейших времен, были поражены. Он был размером с человека. Рост находки был 165 сантиметров, а вес составлял 60 килограммов. Современные бобры весят примерно 20 килограмм, их длина всего 1 метр. Бобры единственные представители животного мира из отряда грызунов, кто может строить себе жилища в воде – плотины. Бобры — это очень умелые строители: плотины у них получаются на редкость крепкими. Жилье бобра – хатка обязательно должна находиться над уровнем воды, но вход в нее строится под водой. В среднем за свою жизнь бобр может перепилить 100 деревьев и построить 50 плотин.


7. Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображения животных. Они все такие разные, но есть признак, по которому животных, разных внешне, можно  определить в группы. Этот признак – питание животных. Чем питаются дикие животные?
Ответы: Травой, плодами деревьев, орешками, другими животными, грибами, желудями, ягодами.
Воспитатель: Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.
Игра «Хищники-травоядные»
Воспитатель: Разделимся на две команды. Первая команда выбирает животных хищников, а вторая команда выбирает травоядных. (Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением диких животных). Каждый из вас берет по одной карточке. Травоядные берут карточки с животными, которые питаются только растительной пищей, а Хищники выбирают животных, которые питаются мясом. Затем мы посчитаем, сколько очков набрала каждая команда. Сколько правильно выбранных карточек, столько и очков. За неправильно выбранную карточку очки не начисляются (после проведения игры подводятся итоги)

8. Воспитатель:
Ребята, а вы слышите, кто-то в дверь стучится? Пока мы с вами играли, к нам пришел гость – медвежонок Винни Пух. Он принес нам письмо от лесных жителей.

« Дорогие ребята! Лес – это удивительный мир. Лес украшает землю, задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Но иногда в лесу случается беда! И мы, лесные жители, очень просим вас всегда соблюдать правила поведения в лесу.»

Воспитатель. Как вы думаете, о какой беде идет речь в письме? Послушайте! (воспитатель включает аудиозапись «Пожар в лесу»). (горит костер, деревья горят).
- а что же случилось? Как это могло произойти? ( люди не потушили костер и лес загорелся).
- что теперь будет с этими растениями?( они сгорят и погибнут).
- а что будет с животными? (они уйдут, погибнут).
- да, животным приходится уходить из своего дома чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, что успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда с детенышами, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от не потушенного костра?

Ребята, кто тушит лесные пожары?

Ответы детей...(пожарные, мчс…)
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас знает стихотворение про спасателей или пожарных?

Ответ Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.

Деревянные сестрички
В коробочке — это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!

Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон — 01.

Воспитатель: Ребята, помните, чтобы вызвать пожарных, мы должны набрать 01 или 112

 

9. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие животные встретились нам на пути?  Какие игры и задания мы с вами выполняли? Что нового узнали? Какие правила поведения в лесу вспомнили?
Ответы детей...
(- отгадывали загадки,

-вспоминали названия жилищ животных,

-делили животных на травоядных и хищников,

-играли в путаницу,

Слушали рассказ про бобров,

-вспомнили правила поведения в лесу,

-вспомнили номер телефона специальных служб мчс)

Воспитатель: Спасибо за вашу работу, стихи, загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению окружающего мира в 1 мл.гр.

конспект занятия (учимся заваривать чай)...

Конспект занятия по ознакомлению сокружающим миром "Перелетные птицы"

Цели:1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.3. Упражнять...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание:  Формировать элементарные представления о...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: Экологическая тропа.  «Насекомые». ...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Разноцветная осень"

Задачи:1.          Развивать умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи  зависимости в природе осенью (состояние погоды и оде...