Образовательные ситуации "Как развивать у детей слух и музыкальные способности"
методическая разработка
В данном пособии представлены 9 образовательных ситуаций, которые помогут вам воспитать у дошкольников разных возрастов интерес к миру музыкльных и немузыкальных звуков, развивать их исполнительские способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obazovatelnye_situatsii.docx | 408.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как развивать у детей слух и музыкальные способности.
9 Образовательных ситуаций.
В данном пособии представлены 9 образовательных ситуаций, которые помогут вам воспитать у дошкольников разных возрастов интерес к миру музыкальных и немузыкальных звуков, развивать их исполнительские способности.
Развитие музыкального опыта детей, который начинается с сенсорного опыта и накапливается с рождения, - одна из задач дошкольного детства. Развитию звукового сенсорного опыта (далее – ЗСО) способствуют знакомство детей со звучащей стороной предметного мира, предметные опыты. Чтобы формировать этот опыт в образовательном процессе детского сада, предлагаю использовать вариативные образовательные ситуации на основе музыкального экспериментирования.
Образовательные ситуации, направлены обогащение звукового сенсорного и музыкального опыта (в том числе формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе); на развитие их исполнительских способностей, слухового восприятия, познавательной активности, внимания, коммуникативных способностей. Принципы образовательных ситуаций музыкального экспериментирования: эмоциональность, воспроизводимость, тренировка звукоподражания, использования доступных предметов и исследование их.
ЗВУЧАНИЕ ПЕСКА И ГРЯЗИ
Задачи: развивать звуковое восприятие и внимание.
Контекст: когда дети сидят на скамейке веранды, предложите им послушать, как скрежещет песочек на ботинках, как скрежещет грязь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у песка есть звук? А у грязи есть звук?
Прислушайтесь к звукам, постучите ножкой, попрыгайте, пошуршите. Какой звук у песочка? Какой звук у грязи?
Как развивать ситуацию: используйте ЗСО на занятиях познавательного, речевого развития, при организации экспериментов с песком.
СОННЫЕ ЗВУКИ
Задачи: развивать звуковое восприятие и внимание.
Контекст: перед дневным сном, когда дети лежат уже в своих кроватках, предложите им закрыть глаза и представить, как засыпает море, как засыпает лес, как засыпают игрушки. Все это действие дополните релаксационной музыкой.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что в «тихий час» засыпаете не только вы, но и звуки, которые засыпают вместе с вами? Давайте сейчас посмотрим послушаем эти звуки. Закрывайте глазки и представьте, как засыпает море, как засыпает лес. (включаем спокойную музыку).
Как развивать ситуацию: предложите ребятам придумать колыбельную для куклы или любой другой игрушки (в уме, на слог «ля-ля-ля»).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОРКА
Задачи: развивать слуховое восприятие и внимание.
Контекст: предложите детям взять камешки и спустить их с горки. (Горка на улице, либо соорудить из подручных материалов в группе). Проделайте то же самое с палочками, песочком, шишками. Сравните звуки.
Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, а вы знали, что наша горка музыкальная. Вот, послушайте. (Берете один камень и скатываете его по горке). Какой был звук? А если попробовать скатить несколько камешков? Песок? Палочки? Шишки? Давайте сравним звуки. Какие они – одинаковые или разные? Какой звук громче, а какой тише?
Как развивать ситуацию: создайте ассоциативный ряд, подберите музыкальный инструмент к звуку.
БОДРЫЕ ЗВУКИ
Задачи: развивать слуховое восприятие и внимание.
Контекст: предложите выполнить зарядку после сна, под бодрящие звуки.
Воспитатель: Ребята, звуки вместе с вами не только засыпают, но и просыпаются. Давайте сделаем небольшую разминку под бодрящие звуки: пойдем сначала на пяточках, потом на носочках, а после на внешнейстороне стопы.
Как развивать ситуацию: подберите веселые и ярко звучащие интсрументы для бодрости и настроения; подпевайте песенкам – весело, громко, смешно. (на «ля-ля-ля»); пойте все вместе, по одному, дуэтом и т.д.
САНДАЛИИ И САПОЖКИ
Задачи: развивать слуховое восприятие и внимание.
Контекст: (вариант, когда мало детей) одеваясь на улицу, предложите детям потопать в сандалиях, а потом потопать в сапожках и сравнить звуки.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, если мы будем топать ножками в разной обуви, будут ли звуки одинаковыми? Давайте сравним.
Как развивать ситуацию: топать только одной ножкой, потопать двумя ножками, потопать на ковре, на асфальте, на земле. По одному, все вместе.
КТО КАК ГОВОРИТ?
Задачи: развивать слуховое восприятие, учить звукоподражанию
Контекст: раздайте детям игрушки (собачку, петушка, кошечку, ворону, свинку, коровку и т.д) и предложите вспомнить, кто из животных как говорит.
Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные животные. Давайте вспомним, как они говорят. (из-за домика по очереди выходят животные. Предложите детям воспроизвести их голоса). Какие вы молодцы, ребята, знаете голоса всех животных!
Как развивать ситуацию: предложите детям не только воспроизвести звуки животных, но и показать, как они двигаются. Например, мяукает добрая кошечка; как она злится; как урчит довольная кошечка; как кошечка лижет лапки; как пьет молоко. Дайте детям музыкальные инструменты и попросите озвучить голоса животных с помощью инструментов.
СОЛНЕЧНЫЙ И ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ
Задачи: Развивать слуховое восприятие и моторику.
Контекст: предложите детям озвучить солнечный и дождливый день с помощью музыкальных инструментов.
Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, скажите, как можно назвать день, когда светит яркое солнышко? Правильно, солнечный. А как мы назовем день, когда все время льет дождик? Верно, дождливый. Давайте попробуем озвучить солнечный и дождливый день музыкой, т.е. музыкальными инструментами.
Как развивать ситуацию: соберите мини – оркестр и сочините звуки и мелодии для разной погоды.
ВОЛШЕБНАЯ НИТКА
Задачи: Развивать внимание и зрительное восприятие.
Контекст: потягивая нитку из клубка, напевайте «У-у-у-у». когда звук обрывается, отрезайте нитку и кладите ее на стол. Через какое – то время на столе окажется много ниток разных размеров. Разложите их в разной последовательности, проведите по ним пальцем и пропевайте либо короткий, либо длинный звук. После, предложите проделать это детям вместе, с вашей помощью.
Воспитатель или музыкальный руководитель: ребята, у меня в руке волшебный клубочек. Когда человек поет, ниточка тянется, как только звук обрывается, нитка обрезается. Посмотрите на меня! (педагог пропевает длинные и короткие звуки, обрезает нитку и кладет ее на стол. После, предлагает детям издавать звуки). Посмотрите на стол, у нас с вами получились разные по размеру нити. Теперь мы будем проводить пальчиками по ниткам и пропевать звуки.
Как развивать ситуацию: постройте лабиринт из разных ниток и попробуйте исполнить целую мелодию.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ
Задачи: развивать познавательную активность и зрительное восприятие.
Контекст: На занятии сядьте с детьми в круг и предложите отправиться в страну звуков. Чтобы добраться, нужен транспорт. Вспомните разные виды транспорта, пусть каждый ребенок выбирает, на чем он будет добираться. Когда дети будут рассказывать о своем выборе, они не называют транспорт, а изображают его звуком, помогают руками изобразить транспорт, каждый по очереди. Так все добираются в волшебную страну звуков. Сделайте дыхательную гимнастику, а после предложите поиграть дети называют предметы из окружающей среды, которые издают всевозможные звуки.
Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну звуков. Но до нее еще нужно добраться. Как вы думаете, какой транспорт может довезти нас в волшебную страну звуков? (Ответы). Выберите транспорт, на котором вы хотите добраться. У каждого он может быть своим. Отправляться мы будем по очереди, озвучив свое средство передвижения. (Дети называют свой транспорт, воспроизводя его звучание, помогая показать руками, а остальные дети угадывают, что за вид транспорта). Вот мы и в волшебной стране звуков. Кто живет в этой стране? Конечно, звуки! Давайте послушаем, как нас приветствуют, как каждый предмет здоровается с нами. Мы поиграем в игру «Отгадай что/кто звучит?» (Играют в отгадывание звуков) Молодцы, отгадали все звуки! Нам пора возвращаться в группу. Садитесь в свой транспорт! Возвращаемся!
Как развивать ситуацию: придумать звуки космическому транспорту, «чихающему» мотору машины, машине, которая застряла в грязной луже, «разговору» самолетов в небе, «разговору» машин в дорожной пробке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы, тема «Ежики смеются» Задачи: Образовательные: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (маленький, серенький, колючий); Закреплять и расширять знания и предст
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Как развить у детей творческие и музыкальные способности.
Консультация для родителей...
«Развиваем у детей чувство ритма, музыкальную память»
Буклет для родителей, в котором предлагаются игры и упражнения, с детьми дома, развивающие чувство ритма, музыкальную...
Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.
Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...
Консультация" Развиваем музыкальные способности детей дома. Музыкальные игры с детьми"#сидимдома
Консультация "Развиваем музыклаьные способности детей дома"...
Развиваем музыкальные способности детей дома. Музыкальные игры с детьми от 3-х до 7 лет. Консультация для родителей. Тематическая неделя "Лето" с 25.05.20 г. по 29.05.20 г.
Развиваем музыкальные способности детей дома. Музыкальные игры с детьми от 3-х до 7 лет. Консультация для родителей....