Образовательные ситуации "Как развивать у детей слух и музыкальные способности"
методическая разработка

В данном пособии представлены 9 образовательных ситуаций, которые помогут вам воспитать у дошкольников разных возрастов интерес к миру музыкльных и немузыкальных звуков, развивать их исполнительские способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obazovatelnye_situatsii.docx408.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 C:\все папки\рамки\МААМ ру\роспись\98.jpg

 Как развивать у детей слух и музыкальные способности.

9 Образовательных ситуаций.

    В данном пособии представлены 9 образовательных ситуаций, которые помогут вам воспитать у дошкольников разных возрастов интерес к миру музыкальных и немузыкальных звуков, развивать их исполнительские способности.

Развитие музыкального опыта детей, который начинается с  сенсорного опыта и накапливается с рождения, - одна из задач дошкольного детства. Развитию звукового сенсорного опыта (далее – ЗСО) способствуют знакомство детей со звучащей стороной предметного мира, предметные опыты. Чтобы формировать этот опыт в образовательном процессе детского сада, предлагаю использовать вариативные образовательные ситуации на основе музыкального экспериментирования.

Образовательные ситуации, направлены обогащение звукового сенсорного и музыкального опыта (в том числе формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе); на развитие их исполнительских способностей, слухового восприятия, познавательной активности, внимания, коммуникативных способностей. Принципы образовательных ситуаций музыкального экспериментирования: эмоциональность, воспроизводимость, тренировка звукоподражания, использования доступных предметов и исследование их.

ЗВУЧАНИЕ ПЕСКА И ГРЯЗИ

Задачи: развивать звуковое восприятие и внимание.

Контекст: когда дети сидят на скамейке веранды, предложите им послушать, как скрежещет песочек на ботинках, как скрежещет грязь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у песка есть звук? А у грязи есть звук?

Прислушайтесь к звукам, постучите ножкой, попрыгайте, пошуршите. Какой звук у песочка? Какой звук у грязи?

Как развивать ситуацию: используйте ЗСО на занятиях познавательного, речевого развития, при организации экспериментов с песком.

СОННЫЕ ЗВУКИ

Задачи: развивать звуковое восприятие и внимание.

Контекст: перед дневным сном, когда дети лежат уже в своих кроватках, предложите им закрыть глаза и представить, как засыпает море, как засыпает лес, как засыпают игрушки. Все это действие дополните релаксационной музыкой.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что в «тихий час» засыпаете не только вы, но и звуки, которые засыпают вместе с вами? Давайте сейчас посмотрим  послушаем эти звуки. Закрывайте глазки и представьте, как засыпает море, как засыпает лес. (включаем спокойную музыку).

Как развивать ситуацию: предложите ребятам придумать колыбельную для куклы или любой другой игрушки (в уме, на слог «ля-ля-ля»).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОРКА

Задачи: развивать слуховое восприятие и внимание.

Контекст: предложите детям взять камешки и спустить их с горки. (Горка на улице, либо соорудить из подручных материалов в группе). Проделайте то же самое с палочками, песочком, шишками. Сравните звуки.

Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, а вы знали, что наша горка музыкальная.  Вот, послушайте. (Берете один камень и скатываете его по горке). Какой был звук? А если попробовать скатить несколько камешков? Песок? Палочки? Шишки? Давайте сравним звуки. Какие они – одинаковые или разные? Какой звук громче, а какой тише?

Как развивать ситуацию: создайте ассоциативный ряд, подберите музыкальный инструмент к звуку.

БОДРЫЕ ЗВУКИ

Задачи: развивать слуховое восприятие и внимание.

Контекст: предложите выполнить зарядку после сна, под бодрящие звуки.

Воспитатель: Ребята, звуки вместе с вами не только засыпают, но и просыпаются. Давайте сделаем небольшую разминку под бодрящие звуки: пойдем сначала на пяточках, потом на носочках, а после на внешнейстороне стопы.

Как развивать ситуацию: подберите веселые и ярко звучащие интсрументы для бодрости и настроения; подпевайте песенкам – весело, громко, смешно. (на «ля-ля-ля»); пойте все вместе, по одному, дуэтом и т.д.

САНДАЛИИ И САПОЖКИ

Задачи: развивать слуховое восприятие и внимание.

Контекст: (вариант, когда мало детей) одеваясь на улицу, предложите детям потопать в сандалиях, а потом потопать в сапожках и сравнить звуки.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, если мы будем топать ножками в разной обуви, будут ли звуки одинаковыми? Давайте сравним.

Как развивать ситуацию: топать только одной ножкой, потопать двумя ножками, потопать на ковре, на асфальте, на земле. По одному, все вместе.

КТО КАК ГОВОРИТ?

Задачи: развивать слуховое восприятие, учить звукоподражанию

Контекст: раздайте детям игрушки (собачку, петушка, кошечку, ворону, свинку, коровку и т.д) и предложите вспомнить, кто из животных как говорит.

Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные животные. Давайте вспомним, как они говорят. (из-за домика по очереди выходят животные. Предложите детям воспроизвести их голоса). Какие вы молодцы, ребята, знаете голоса всех животных!

Как развивать ситуацию: предложите детям не только воспроизвести звуки животных, но и показать, как они двигаются. Например, мяукает добрая кошечка; как она злится; как урчит довольная кошечка; как кошечка лижет лапки; как пьет молоко. Дайте детям музыкальные инструменты и попросите озвучить голоса животных с помощью инструментов.

СОЛНЕЧНЫЙ И ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ

Задачи: Развивать слуховое восприятие и моторику.

Контекст: предложите детям озвучить солнечный и дождливый день с помощью музыкальных инструментов.

Воспитатель или музыкальный руководитель: Ребята, скажите, как можно назвать день, когда светит яркое солнышко? Правильно, солнечный. А как мы назовем день, когда все время льет дождик? Верно, дождливый. Давайте попробуем озвучить солнечный и дождливый день музыкой, т.е. музыкальными инструментами.

Как развивать ситуацию: соберите мини – оркестр и сочините звуки и мелодии для разной погоды.

ВОЛШЕБНАЯ  НИТКА

Задачи: Развивать внимание и зрительное восприятие.

Контекст: потягивая нитку из клубка, напевайте «У-у-у-у». когда звук обрывается, отрезайте нитку и кладите ее на стол. Через какое  – то время на столе окажется много ниток разных размеров. Разложите их в разной последовательности, проведите по ним пальцем и пропевайте либо короткий, либо длинный звук.  После, предложите проделать это детям вместе, с вашей помощью.

Воспитатель или музыкальный руководитель: ребята, у меня в руке волшебный клубочек. Когда человек поет, ниточка тянется, как только звук обрывается, нитка обрезается. Посмотрите на меня!  (педагог пропевает длинные и короткие звуки, обрезает нитку и кладет ее на стол. После, предлагает детям издавать звуки). Посмотрите на стол, у нас с вами получились разные по размеру нити. Теперь мы будем проводить пальчиками по ниткам и пропевать звуки.

Как развивать ситуацию: постройте лабиринт из разных ниток и попробуйте исполнить целую мелодию.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ

Задачи: развивать познавательную активность и зрительное восприятие.

Контекст: На занятии сядьте с детьми в круг и предложите отправиться в страну звуков. Чтобы добраться, нужен транспорт. Вспомните разные виды транспорта, пусть каждый ребенок выбирает, на чем он будет добираться. Когда дети будут рассказывать о своем выборе, они не называют транспорт, а изображают его звуком, помогают руками изобразить транспорт, каждый по очереди. Так все добираются в волшебную страну звуков. Сделайте дыхательную гимнастику, а после предложите поиграть дети называют предметы из окружающей среды, которые издают всевозможные звуки.

Воспитатель или музыкальный руководитель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну звуков. Но до нее еще нужно добраться. Как вы думаете, какой транспорт может довезти нас в волшебную страну звуков? (Ответы).  Выберите транспорт, на котором вы хотите добраться. У каждого он может быть своим. Отправляться мы будем по очереди, озвучив свое средство передвижения.  (Дети называют свой транспорт, воспроизводя его звучание, помогая показать руками, а остальные дети угадывают, что за вид транспорта). Вот мы и в волшебной стране звуков. Кто живет в этой стране? Конечно, звуки! Давайте послушаем, как нас приветствуют, как каждый предмет здоровается с нами. Мы поиграем в игру «Отгадай что/кто звучит?» (Играют в отгадывание звуков) Молодцы, отгадали все звуки! Нам пора возвращаться в группу. Садитесь в свой транспорт! Возвращаемся!

Как развивать ситуацию: придумать звуки космическому транспорту, «чихающему» мотору машины, машине, которая застряла в грязной луже, «разговору» самолетов в небе, «разговору» машин в дорожной пробке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого  развития детей....

«Развиваем у детей чувство ритма, музыкальную память»

Буклет  для  родителей, в  котором  предлагаются  игры  и  упражнения, с  детьми  дома,  развивающие   чувство  ритма, музыкальную...

Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.

Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...

Развиваем музыкальные способности детей дома. Музыкальные игры с детьми от 3-х до 7 лет. Консультация для родителей. Тематическая неделя "Лето" с 25.05.20 г. по 29.05.20 г.

Развиваем музыкальные способности детей дома. Музыкальные игры с детьми от 3-х до 7 лет. Консультация для родителей....