Экологический проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Это познавательный проект. Идея которого - формирование навыков правильного поведения детей в природе, бережного отношеня к насекомым. Игровая мотивация - помочь детям понять своеобразие каждого насекомого и его уникальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_nasekomye.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Насекомые»
Вид проекта: познавательный
Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в
природе, бережного отношения к насекомым.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого
его уникальность.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых,
гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о
сохранении природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках,
муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные
связи между объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Длительность проекта: 1 месяц.
Ожидаемый результат:
1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
4. Развитие речи у детей, активного словаря.
5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение
консультаций, КВН по данной тематике, информационно-справочных
буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических
картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы,
предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и
познавательно исследовательской деятельности: материалы для
изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для
изготовления декораций к сказкам, костюмов, масок насекомых; костюмы к
сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по
теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ ПРОЕКТА
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе?
Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут
рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они
пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение
проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем
планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о
насекомых живущих на лугу.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ
Тема: «Насекомые луга»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»Формирование
целостной картины мира:
- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга»,
«Строение насекомого»;
- Экскурсия на луг;
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место
обитания, жизнедеятельности и т.д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и
зарисовками о насекомых.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(КОНСТРУКТИВНАЯ)
Конструирование из бумаги «Божьи коровки жучки, паучки»;
Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;
Аппликация «Бабочка» в технике обрывания бумаги.
ФЭМП
Задания на количественный счёт насекомых:
- сосчитай всех насекомых
- решение простейших арифметических примеров с использованием
наглядных картинок с насекомыми
Например:
На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего
пчёлок сидит на цветке?
Задания и поручения на порядковый счёт
- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью
коровку, у которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую
пчёлку, третьей положи божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и
т.д.
Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:
- с помощью картинок с насекомыми составить количественные
соответствия.
Например:
Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети
подбирают картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)
- подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством
насекомых и т д.
Дидактические игры:
- «Собери насекомое» из многоугольников;
- «Четвёртый лишний»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Развитие Речи (чтение
худ.литературы)
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц,
чистоговорок и т.д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой
червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; И.А.Крылова «Стрекоза и
муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей»,
«Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативная»
Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто,
как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые
детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм
косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
- Составление описательных загадок про насекомых.
Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы)
(употребление родительного падежа существительного).
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-
грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку.
Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой?
- …, пчела какая? - …
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые
луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение
классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Рисование:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;
Конструирование
«Божьи коровки на листике»
Аппликация:
Объемная аппликация «Бабочки».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Приключение в лесу»
Цель:
1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на
примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине
людей.
2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил
поведения в природе.
3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников,
умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной
позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
- Дидактические игры:
«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
- Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
«На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание
предлогов «на», «под».
- Театрализованные игры:
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным
сопровождением).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»
- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
- Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению
зала.
- Посев семян цветов. Уход за рассадой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИТОГОВОГО ПРОДУКТА
В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков
«Насекомые луга», костюмированный показ отрывка из любого
произведения про насекомых, КВН, развлечение.
В приложениях представлен методический материал по теме проекта.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать,
анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-
исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом
дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На
основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно
относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети
осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно
относиться к насекомым.
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ
«Учитель», 2002.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное
дошкольное образование.– 2008.– № 5
4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная
технология экологического образования дошкольников//Дошкольная
педагогика.–2006.–№ 3
5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики. – М.: Просвещение -2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...