Экологический проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мютель Оксана Владимировна

Это познавательный проект. Идея которого - формирование навыков правильного поведения детей в природе, бережного отношеня к насекомым. Игровая мотивация - помочь детям понять своеобразие каждого насекомого и его уникальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_nasekomye.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Насекомые»

Вид проекта: познавательный

Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в

природе, бережного отношения к насекомым.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого

его уникальность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых,

гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о

сохранении природы.

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках,

муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные

связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Длительность проекта: 1 месяц.

Ожидаемый результат:

1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.

4. Развитие речи у детей, активного словаря.

5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

 

Этапы реализации проекта

- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение

консультаций, КВН по данной тематике, информационно-справочных

буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических

картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы,

предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и

познавательно исследовательской деятельности: материалы для

изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для

изготовления декораций к сказкам, костюмов, масок насекомых; костюмы к

сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по

теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

 

ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ ПРОЕКТА

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе?

Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут

рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они

пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение

проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем

планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о

насекомых живущих на лугу.

 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ

Тема: «Насекомые луга»

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»Формирование

целостной картины мира:

- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга»,

«Строение насекомого»;

- Экскурсия на луг;

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место

обитания, жизнедеятельности и т.д.);

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и

зарисовками о насекомых.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(КОНСТРУКТИВНАЯ)

Конструирование из бумаги «Божьи коровки жучки, паучки»;

Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;

Аппликация «Бабочка» в технике обрывания бумаги.

ФЭМП

Задания на количественный счёт насекомых:

- сосчитай всех насекомых

- решение простейших арифметических примеров с использованием

наглядных картинок с насекомыми

Например:

На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего

пчёлок сидит на цветке?

Задания и поручения на порядковый счёт

- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью

коровку, у которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую

пчёлку, третьей положи божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и

т.д.

Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:

- с помощью картинок с насекомыми составить количественные

соответствия.

Например:

Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети

подбирают картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)

- подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством

насекомых и т д.

Дидактические игры:

- «Собери насекомое» из многоугольников;

- «Четвёртый лишний»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Развитие Речи (чтение

худ.литературы)

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц,

чистоговорок и т.д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой

червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; И.А.Крылова «Стрекоза и

муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей»,

«Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.

- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативная»

Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто,

как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые

детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм

косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

- Составление описательных загадок про насекомых.

Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы)

(употребление родительного падежа существительного).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-

грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку.

Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой?

- …, пчела какая? - …

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые

луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение

классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Рисование:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;

Конструирование

«Божьи коровки на листике»

Аппликация:

Объемная аппликация «Бабочки».

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

- Сюжетно-ролевые игры:

«Приключение в лесу»

Цель:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на

примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине

людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил

поведения в природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников,

умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной

позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

- Дидактические игры:

«Насекомые»

Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;

- Кто, что умеет делать?»

Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

«На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание

предлогов «на», «под».

- Театрализованные игры:

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным

сопровождением).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению

зала.

- Посев семян цветов. Уход за рассадой.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

- Физкультминутка «Кузнечики».

- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»

- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».

 

ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИТОГОВОГО ПРОДУКТА

В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков

«Насекомые луга», костюмированный показ отрывка из любого

произведения про насекомых, КВН, развлечение.

В приложениях представлен методический материал по теме проекта.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать,

анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-

исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом

дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На

основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно

относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети

осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно

относиться к насекомым.

 

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ

«Учитель», 2002.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе

детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное

дошкольное образование.– 2008.– № 5

4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная

технология экологического образования дошкольников//Дошкольная

педагогика.–2006.–№ 3

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической

этики. – М.: Просвещение -2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...