Мастер-класс для педагогов ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Садовникова Оксана Петровна

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_dou.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад «Светлячок»  

Мошковского района

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

 МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»

Садовникова О.П.

Мошковский район

2022г.

Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

–создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;

-распространить педагогический опыт;

-познакомить с определением понятия детское экспериментирование;

–повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково–исследовательскую деятельность; передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

–сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательном и образовательном процессе опытно–экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость мастер-класса.

Он может быть интересен педагогам, работающим по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста». Мастер-класс может показать насколько это интересное и увлекательное занятие.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Оборудование:

Разные стеклянные ёмкости, пипетки или шприцы, вода, масло, красители, сода, лимонная кислота, пена для бритья, бумага, ножницы, шипучая таблетка.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение опытов.

3. Выводы.

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть

Мы собрались сегодня, в этом месте для радости общения и моря впечатлений.

Тема нашего мастер-класса: «Детское экспериментирование».

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?

-Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах? На эти вопросы я искала ответы. В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов которого, является экспериментирование. Я стала включать в образовательную деятельность элементы экспериментирования. И уже на сегодняшний день, оценивая результаты своей работы, сделала вывод, что экспериментальная деятельность является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Поэтому мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда ребенок задает вопросы.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Для поддержания интереса у детей в группе оборудован уголок экспериментирования. При его оборудовании учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья
  • достаточность
  • доступность расположения.

Большинство материалов для лаборатории найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые стаканчики, пищевые красители, болтики, магниты и др. Вместе с детьми проводим там опыты и эксперименты, также, есть возможность для самостоятельного экспериментирования. Опыты подбираю простые, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Экспериментирование я использую в различных сферах детской деятельности. Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в играх «Чудесный мешочек» или «Что в коробочке», «Узнай по запаху».

Давайте, для начала, вспомним, какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольника. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, расширению кругозора, поддержанию у детей инициативы, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, творческих способностей. Ребёнок учится самостоятельности, учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обогащает свой словарный запас. В исследовательской деятельности ребята могут самостоятельно выбрать объект для эксперимента, подобрать методы исследования. Для этого создаётся предметно-развивающая среда в группе для проведения простейших опытов и экспериментов.

А теперь, мы с вами проведём несколько простых опытов.

Винни Пух и Пятачок отправились на день рождения к ослику Иа. Они решили подарить ему воздушный шарик и стали его надувать.

Опыт№1. «Надуем шарик»

Материал: Бутылка 0,5л с водой (200г, воздушный шарик, сода, лимонная кислота.

Ход: Насыпать 5 ложек соды в шарик. В бутылку насыпать 5 ложек лимонной кислоты и хорошо взболтать, чтобы кислота растворилась. Надеть шарик с содой на горлышко бутылки, высыпав соду внутрь. Хорошо взболтать. Шарик будет надуваться.

Но вдруг шарик чрезмерно надулся и лопнул. Громкий звук разозлил пчёл из улья поблизости. Они стали кружиться вокруг Винни Пуха и Пятачка. Что делать? Пятачок, чтобы испугать пчёл предложил сделать искусственный дождик.

Опыт №2. «Тучка и дождик»

Материал: Стакан с водой, пена для бритья, синий краситель разведенный в воде, пипетка.

Ход: Выдавить в стакан сверху на воду пену для бритья – это будет тучка. Пипеткой капать краситель на пену. Вода через пену будет окрашиваться голубыми струйками – пойдет «дождь» на дно стакана.

Пчёлы отгадали замысел Вини и Пятачка и друзьям пришлось бежать прочь, чтобы не быть искусанными. Что же делать? Нужен подарок для ослика. И тут друзья решили собрать букет кувшинок. Но цветы закрылись в бутоны. Нужно помочь им быстрее распуститься.

Опыт №3 «Волшебные цветы»

Материал: листы бумаги для заметок, ёмкости с водой

Ход: Вырезать из бумаги цветы. Загнуть лепестки к центру. Опустить цветы в воду. Прямо на глазах они будут распускаться

Цветы распустились, и друзья подарили их ослику. А ослик ИА очень ждал своих гостей и приготовил для них красивое украшение.

Опыт № 4 «Лава-лампа»

Материал: Стеклянная прозрачная бутылка, вода, пищевой краситель, растительное масло, шипучая таблетка.

Ход: В небольшом количестве воды растворить краситель, влить воду в бутылку на ¼ объема. Потом налить туда же растительное масло. Масло легче воды, поэтому они не смешиваются. Затем бросить шипучую таблетку. Когда таблетка опустится на дно и попадет в воду она начнет растворяться и пузырьки воздуха вместе с окрашенной водой начнут подниматься вверх, масло и вода не смешиваются и получается очень красивый эффект.

Праздник удался, гости были очень рады.

Я думаю, что этот день рождения ослика Иа надолго запомнится не только героям сказки, но всем, кто сегодня занимался экспериментальной деятельностью.

Я благодарю всех за продуктивную работу.

Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно-экспериментальной деятельности, что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска и вызвал интерес к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу для педагогов на тему "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников".

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов на тему "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников".

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....

Мастер класс для педагогов ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментируем играя"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15144513","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15144519","...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием игрового набора «Занимательные Весы»»

Цель: показать опытно-экспериментальную деятельность с использованием игрового набора «Занимательные Весы»Хотим показать вам, как в своей работе применяю игровой набор «Занимательные...