Мастер-класс для педагогов на тему "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников".
методическая разработка на тему
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ma.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1)Мастер-класс
«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Создание положительного эмоционального климата у педагогов
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, миски с водой, мандарины, стаканы, емкость с водой, пакеты, салфетку в стакан.
Практическая значимость.
Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, он найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
(слайд 2)Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем,
что он есть в процессе исследовательской деятельности.
С.Л. Рубинштейн
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
II. Вводная часть(слайд 3 4 5)
- Тема нашего мастер-класса «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. Доказательством того служат например излюбленные игры с водой. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
(слайд 6)Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
- На эти вопросы мы постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
III. Основная часть
(слайд 7)Необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.
Алгоритм проведения занятия по экспериментированию(по Н.Н.Поддъкову) представлен на слайде
- Постановка проблемы
- Поиск путей решения проблемы
- Проверка предложенных гипотез
- Обсуждение полученных результатов
- Формулировка выводов.
- Решая задачи в соответствии с ФГОС и следуя структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.
Можно ли заставить мандарин опуститься на дно водоёма?
Как определить что воздух существует?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!
Придерживаясь структуры, ставим проблему:Можно ли заставить мандарин опуститься на дно водоёма?
На слайдах показана последовательность проведения данного опыта. Выполним этот эксперимент, согласно схеме 1(Слайд 8)
1. Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится.
2. Опустим в воду очищенный мандарин. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Почему?(Слайд 9)
Сделаем вывод: В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
3. Но это еще не все. Подсолите воду и перемешайте. А теперь опустите в подсоленную воду очищенный мандарин. Что видите? Почему?(слайд 10)
Вывод:Соленая вода более плотная, поэтому мандарины в ней не тонут.
Выводы сделаны, теперь переходим к следующему опыту.
Опыт 2 (слайд 11)
Как определить, что воздух существует?
- На ваших столах находятся полиэтиленовые пакетики, пожалуйста, возьмите их и, подумав, ответьте на такой вопрос: как с помощью данного пакета ребенок может подтвердить свое предположение о том, что воздух существует.
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование:Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.
Ход: Мы ничего не видим в мешочке, он кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
(Слайд 12)А как с помощью стакана и емкости с водой можно определить что воздух существует? Показывают
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, но он существует.
IV. Заключительная часть
- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
(Слайд 13) Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами величайшего отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
(Слайд 14)Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Спортивные игры и упражнения в двигательной деятельности дошкольников"
Данный мастре-класс предназначен для молодых специалистов дошкольниых учреждений...
Мастер-класс по теме: «Использование ИКТ в театрализованной деятельности дошкольников»
Актуальность мастер–классаТеатрализованная деятельность интегрирует в себе познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и даже физическое (развитие дв...
Мастер-класс «Приемы в работе по формированию читательской деятельности дошкольников»
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и речи ребенка. Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизор ...
МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»
Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»...
мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....
Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»
Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...