Проект по познавательному развитию предметная область: естествознание (живая природа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

   Пашаева Гужрет Вагидовна

 

тема: «Удивительный мир насекомых»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc105.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 266»

(МБДОУ№266)

Проект

по познавательному развитию

предметная область: естествознание (живая природа)

тема: «Удивительный мир насекомых»

Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Пашаева Гужрет Вагидовна

 

г.Ростова-на-Дону

2022год

Заголовок:

«Исследовательский проект по познавательному развитию»

Предметная область:

Естествознание (живая природа)

Тема:

«Удивительный мир насекомых»

Возрастная группа:

6-7 лет

Тип проекта:

Исследовательский практико-ориентированный

Руководитель проекта (ФИО, должность)

Пашаева Гужрет Вагидовна

Исполнитель проекта:

Социум. Дети старшей группы.

Форма организации:

групповая

Участники проекта:

Обучающийся, воспитатель, родители

Методы и приемы

Экспериментирование, наблюдение, изучение литературы, практическая деятельность, консультации, защита исследовательской работы

Сроки проведения

Краткосрочный

Гипотеза:

Можно предположить, что божья коровка является одним из самых удивительных насекомых, приносящих несомненную пользу для человека.

Цель проекта:

Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить знания детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания;

Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека.

Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности.

Развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам.

Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, экологическое мировоззрение

Словарь новых слов:

панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет).

Материалы и оборудование:

Художественная литература,   подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности;  тематические картины, и иллюстраций о насекомых. Технические средства для исследования насекомых, фотоаппарат.

Этапы проведения проекта:

I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

  • Подготовка к работе педагога.
  • Сотрудничество с родителями
  • Подготовительная работа с детьми

II. Практический

  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
  • Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

III. Обобщающий (итоговый)

  • Оценка реализации проекта
  • Презентация продуктов деятельности

Рефлексия:

Чувство радости при получении нового опыта в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. У детей возникло чувство удовлетворения и желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним, самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

Планируемые результаты:

- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ;

-будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

-узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;

- сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;

- развивается умения рассуждать, наблюдать;

-развивается речь у детей, активного слов

- сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.аря;

Актуальность:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.

. 

Ход исследования

Практическая значимость:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, стрекоза и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

План работы по проекту:

1 этап - предварительный:

 Организовать наблюдения в природе за насекомыми.

Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).

  • Дополнить картотеку дидактических игр.
  • Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
  • Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
  • Составление плана основного этапа проекта.

II этап основной.

План мероприятий по реализации Проекта

Виды детской деятельности

Мероприятия, проводимые в ходе реализации Проекта

Социально-коммуникативное развитие

Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.

Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».

Познавательно-исследовательская

  1. Наблюдения   за насекомыми

  1. Рассматривание иллюстраций энциклопедии с дополненной реальностью

  1. «Мир насекомых»
  2. Занятие по познавательному развитию с использованием ИКТ «Насекомые»
  3. Просмотр видео – «Строение насекомого»
  4. Рассматривание через лупу строение  насекомых из коллекции «Мир насекомых»

7.Рассматривание насекомых под цифровым микроскопом

Художественно - эстетическое развитие

Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами).

Познавательное развитие

  • Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных прогулок.
  • Домашний просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.

Речевое развитие

  • Беседы о насекомых.
  • Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
  • Знакомство с художественной литературой о насекомых.
  • Разучивание стихов о насекомых.
  • Составление описательных загадок про насекомых.
  • Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.

Музыкальная

Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых.

Физическое развитие

  • Релаксация под звуки природы.
  • Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.

Работа с родителями:

  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
  • Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
  • Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

III этап заключительный.

  • Выставка работ в группе.
  • Презентация проекта.

Результаты реализации проекта

  1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
  2. Обобщение и распространение опыта.
  3.  Организация в детском саду выставки рисунков: «На солнечной полянке»
  4. Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?)
  5. Расширился кругозор детей о божьих коровках (о внешнем виде, о пользе насекомого)
  6. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о насекомом.

Заключение.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.

- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

Список литературы:

  1. «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
  2. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
  3. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  4. Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.

                



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 266»

(МБДОУ№266)

Проект

по познавательному развитию

предметная область: естествознание (живая природа)

тема: «Удивительный мир насекомых»

Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Пашаева Гужрет Вагидовна

 

г.Ростова-на-Дону

2022год

Заголовок:

«Исследовательский проект по познавательному развитию»

Предметная область:

Естествознание (живая природа)

Тема:

«Удивительный мир насекомых»

Возрастная группа:

6-7 лет

Тип проекта:

Исследовательский практико-ориентированный

Руководитель проекта (ФИО, должность)

Пашаева Гужрет Вагидовна

Исполнитель проекта:

Социум. Дети старшей группы.

Форма организации:

групповая

Участники проекта:

Обучающийся, воспитатель, родители

Методы и приемы

Экспериментирование, наблюдение, изучение литературы, практическая деятельность, консультации, защита исследовательской работы

Сроки проведения

Краткосрочный

Гипотеза:

Можно предположить, что божья коровка является одним из самых удивительных насекомых, приносящих несомненную пользу для человека.

Цель проекта:

Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить знания детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания;

Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека.

Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности.

Развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам.

Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, экологическое мировоззрение

Словарь новых слов:

панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет).

Материалы и оборудование:

Художественная литература,   подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности;  тематические картины, и иллюстраций о насекомых. Технические средства для исследования насекомых, фотоаппарат.

Этапы проведения проекта:

I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

  • Подготовка к работе педагога.
  • Сотрудничество с родителями
  • Подготовительная работа с детьми

II. Практический

  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
  • Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

III. Обобщающий (итоговый)

  • Оценка реализации проекта
  • Презентация продуктов деятельности

Рефлексия:

Чувство радости при получении нового опыта в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. У детей возникло чувство удовлетворения и желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним, самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

Планируемые результаты:

- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ;

-будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

-узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;

- сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;

- развивается умения рассуждать, наблюдать;

-развивается речь у детей, активного слов

- сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.аря;

Актуальность:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.

. 

Ход исследования

Практическая значимость:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, стрекоза и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

План работы по проекту:

1 этап - предварительный:

 Организовать наблюдения в природе за насекомыми.

Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).

  • Дополнить картотеку дидактических игр.
  • Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
  • Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
  • Составление плана основного этапа проекта.

II этап основной.

План мероприятий по реализации Проекта

Виды детской деятельности

Мероприятия, проводимые в ходе реализации Проекта

Социально-коммуникативное развитие

Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.

Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».

Познавательно-исследовательская

  1. Наблюдения   за насекомыми

  1. Рассматривание иллюстраций энциклопедии с дополненной реальностью

  1. «Мир насекомых»
  2. Занятие по познавательному развитию с использованием ИКТ «Насекомые»
  3. Просмотр видео – «Строение насекомого»
  4. Рассматривание через лупу строение  насекомых из коллекции «Мир насекомых»

7.Рассматривание насекомых под цифровым микроскопом

Художественно - эстетическое развитие

Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами).

Познавательное развитие

  • Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных прогулок.
  • Домашний просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.

Речевое развитие

  • Беседы о насекомых.
  • Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
  • Знакомство с художественной литературой о насекомых.
  • Разучивание стихов о насекомых.
  • Составление описательных загадок про насекомых.
  • Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.

Музыкальная

Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых.

Физическое развитие

  • Релаксация под звуки природы.
  • Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.

Работа с родителями:

  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
  • Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
  • Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

III этап заключительный.

  • Выставка работ в группе.
  • Презентация проекта.

Результаты реализации проекта

  1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
  2. Обобщение и распространение опыта.
  3.  Организация в детском саду выставки рисунков: «На солнечной полянке»
  4. Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?)
  5. Расширился кругозор детей о божьих коровках (о внешнем виде, о пользе насекомого)
  6. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о насекомом.

Заключение.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.

- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

Список литературы:

  1. «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
  2. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
  3. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  4. Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию «Учим любить и беречь природу»

  Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам  природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...

Исследовательская работа ПОЛЬЗА ЛУКА. Секция «Естествознание (живая природа)»

Исследовательская работа ПОЛЬЗА ЛУКА. Секция «Естествознание (живая природа)»...

Проект по познавательному развитию на тему: "Насекомые в природе"для детей старшего возраста.

Данная проектная деятельность, направлена на ознакомление детей с  многообразием насекомых в живой природе....

Творческий проект экологической направленности «Я – исследователь» «Естествознание: живая природа» «Наш друг и помощник – супер подорожник!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: индивидуальный, групповой. Проблема проекта: недостаточные знания о таком лекарственном растении, как подорожник, о его ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая природа»

Цель: расширить представления детей о живой природе, способствовать развитию познавательных процессов. Задачи:– закреплять понятие, что мы – люди – являемся часть...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая природа».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая природа».Цель расширить представления детей о живой природе, способствовать развитию познавательных поцессов.Задач...