Проект по познавательному развитию предметная область: естествознание (живая природа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 266»
(МБДОУ№266)
Проект
по познавательному развитию
предметная область: естествознание (живая природа)
тема: «Удивительный мир насекомых»
Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории Пашаева Гужрет Вагидовна |
г.Ростова-на-Дону
2022год
Заголовок: | «Исследовательский проект по познавательному развитию» |
Предметная область: | Естествознание (живая природа) |
Тема: | «Удивительный мир насекомых» |
Возрастная группа: | 6-7 лет |
Тип проекта: | Исследовательский практико-ориентированный |
Руководитель проекта (ФИО, должность) | Пашаева Гужрет Вагидовна |
Исполнитель проекта: | Социум. Дети старшей группы. |
Форма организации: | групповая |
Участники проекта: | Обучающийся, воспитатель, родители |
Методы и приемы | Экспериментирование, наблюдение, изучение литературы, практическая деятельность, консультации, защита исследовательской работы |
Сроки проведения | Краткосрочный |
Гипотеза: | Можно предположить, что божья коровка является одним из самых удивительных насекомых, приносящих несомненную пользу для человека. |
Цель проекта: | Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. |
Задачи: Образовательные задачи: | Расширить знания детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. |
Развивающие задачи: Воспитывающие задачи: | Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности. Развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, экологическое мировоззрение |
Словарь новых слов: | панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет). |
Материалы и оборудование: | Художественная литература, подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; тематические картины, и иллюстраций о насекомых. Технические средства для исследования насекомых, фотоаппарат. |
Этапы проведения проекта: | I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
II. Практический
III. Обобщающий (итоговый)
|
Рефлексия: | Чувство радости при получении нового опыта в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. У детей возникло чувство удовлетворения и желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним, самостоятельно заниматься творческой деятельностью. |
Планируемые результаты: | - дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ; -будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые; -узнают о пользе, которую приносят людям и растениям; - сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним; - развивается умения рассуждать, наблюдать; -развивается речь у детей, активного слов - сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.аря; |
Актуальность: | Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. |
.
Ход исследования
Практическая значимость:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, стрекоза и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
План работы по проекту:
1 этап - предварительный:
Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
- Дополнить картотеку дидактических игр.
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
- Составление плана основного этапа проекта.
II этап основной.
План мероприятий по реализации Проекта
Виды детской деятельности | Мероприятия, проводимые в ходе реализации Проекта |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых. Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха». |
Познавательно-исследовательская |
7.Рассматривание насекомых под цифровым микроскопом |
Художественно - эстетическое развитие | Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами). |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Музыкальная | Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых. |
Физическое развитие |
|
Работа с родителями:
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
- Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
- Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
III этап заключительный.
- Выставка работ в группе.
- Презентация проекта.
Результаты реализации проекта
- Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
- Обобщение и распространение опыта.
- Организация в детском саду выставки рисунков: «На солнечной полянке»
- Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?)
- Расширился кругозор детей о божьих коровках (о внешнем виде, о пользе насекомого)
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о насекомом.
Заключение.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
Список литературы:
- «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 266»
(МБДОУ№266)
Проект
по познавательному развитию
предметная область: естествознание (живая природа)
тема: «Удивительный мир насекомых»
Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории Пашаева Гужрет Вагидовна |
г.Ростова-на-Дону
2022год
Заголовок: | «Исследовательский проект по познавательному развитию» |
Предметная область: | Естествознание (живая природа) |
Тема: | «Удивительный мир насекомых» |
Возрастная группа: | 6-7 лет |
Тип проекта: | Исследовательский практико-ориентированный |
Руководитель проекта (ФИО, должность) | Пашаева Гужрет Вагидовна |
Исполнитель проекта: | Социум. Дети старшей группы. |
Форма организации: | групповая |
Участники проекта: | Обучающийся, воспитатель, родители |
Методы и приемы | Экспериментирование, наблюдение, изучение литературы, практическая деятельность, консультации, защита исследовательской работы |
Сроки проведения | Краткосрочный |
Гипотеза: | Можно предположить, что божья коровка является одним из самых удивительных насекомых, приносящих несомненную пользу для человека. |
Цель проекта: | Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. |
Задачи: Образовательные задачи: | Расширить знания детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. |
Развивающие задачи: Воспитывающие задачи: | Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности. Развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, экологическое мировоззрение |
Словарь новых слов: | панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет). |
Материалы и оборудование: | Художественная литература, подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; тематические картины, и иллюстраций о насекомых. Технические средства для исследования насекомых, фотоаппарат. |
Этапы проведения проекта: | I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
II. Практический
III. Обобщающий (итоговый)
|
Рефлексия: | Чувство радости при получении нового опыта в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. У детей возникло чувство удовлетворения и желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним, самостоятельно заниматься творческой деятельностью. |
Планируемые результаты: | - дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ; -будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые; -узнают о пользе, которую приносят людям и растениям; - сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним; - развивается умения рассуждать, наблюдать; -развивается речь у детей, активного слов - сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.аря; |
Актуальность: | Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. |
.
Ход исследования
Практическая значимость:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, стрекоза и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
План работы по проекту:
1 этап - предварительный:
Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
- Дополнить картотеку дидактических игр.
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
- Составление плана основного этапа проекта.
II этап основной.
План мероприятий по реализации Проекта
Виды детской деятельности | Мероприятия, проводимые в ходе реализации Проекта |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых. Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха». |
Познавательно-исследовательская |
7.Рассматривание насекомых под цифровым микроскопом |
Художественно - эстетическое развитие | Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами). |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Музыкальная | Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых. |
Физическое развитие |
|
Работа с родителями:
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
- Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
- Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
III этап заключительный.
- Выставка работ в группе.
- Презентация проекта.
Результаты реализации проекта
- Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
- Обобщение и распространение опыта.
- Организация в детском саду выставки рисунков: «На солнечной полянке»
- Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?)
- Расширился кругозор детей о божьих коровках (о внешнем виде, о пользе насекомого)
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о насекомом.
Заключение.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
Список литературы:
- «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию «Учим любить и беречь природу»
Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...
Исследовательская работа ПОЛЬЗА ЛУКА. Секция «Естествознание (живая природа)»
Исследовательская работа ПОЛЬЗА ЛУКА. Секция «Естествознание (живая природа)»...
Проект по познавательному развитию на тему: "Насекомые в природе"для детей старшего возраста.
Данная проектная деятельность, направлена на ознакомление детей с многообразием насекомых в живой природе....
Творческий проект экологической направленности «Я – исследователь» «Естествознание: живая природа» «Наш друг и помощник – супер подорожник!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: индивидуальный, групповой. Проблема проекта: недостаточные знания о таком лекарственном растении, как подорожник, о его ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая природа»
Цель: расширить представления детей о живой природе, способствовать развитию познавательных процессов. Задачи:– закреплять понятие, что мы – люди – являемся часть...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая природа».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая природа».Цель расширить представления детей о живой природе, способствовать развитию познавательных поцессов.Задач...