Проект: «Ознакомление с неживой природой детей младшего возраста»
методическая разработка по окружающему миру
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.r_-_proekt_oznakomlenie_s_nezhivoy_prirodoy_2_mladshaya.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Ознакомление с неживой природой во второй младшей группе»
Актуальность проекта:
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах;
- Обогатить предметно-развивающую среду в группе;
Тема проекта: «Опытно- экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи:
- Формировать у детей мышление, фантазию , воображение;
- Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков , моделей ,схем)
познавательный опыт;
- Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира;
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира;
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
Длительность: Сентябрь 2017- май 2018 (долгосрочный)
Подготовительный этап:
- Подготовка материала, оборудования для экспериментов ;
- Подбор загадок , стихотворений и игр для занятий;
Основной этап:
- Планирование занятий на период с сентября 2017 по май 2018 г;
- Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
- Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом;
- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы
Сентябрь
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Узнаем, какая вода» | Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильным сахаром); стаканчики для детей. | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая) |
«Что в пакете?» | Материал: Полиэтиленовые пакеты | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. |
«Тонет, не тонет, плавает» | Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. | Развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). |
«Волшебница - водичка» | Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница | Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду. |
Октябрь
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Вот какой песочек» | Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки | Развитие восприятия, воображения, логического мышления; Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка |
«Мокрый песок» | Материал: тазик воды, песок. | Познакомить детей со свойствами мокрого песка. |
«Перо» | Материал: тазик воды, перо. | Формировать представление детей о том, что перо легче воды и воздуха. |
«Дождик» (игры с водой) | Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. | Продолжать знакомить со свойствами воды |
Ноябрь
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Горячо -холодно» | Материал: Бутылочки с холодной и горячей водой (не больше 45 гр.), стаканчики, тазик | Формировать умение определять температуру веществ и предметов. |
«Окрашивание воды» | Материал: емкости с водой, гуашь разных цветов. | Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). |
«Легкий - тяжелый» | Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый») | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. |
«Чудесный мешочек» | Материал: мешочек, предметы различные по качеству. | Познакомить с органами чувств и их назначением. |
Декабрь
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Снег и его свойства!» Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) | Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце | Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы |
«Хрустальные льдинки» | Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. | Познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности. Формировать умение делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. |
«Как воду превратить в лед» | Материал: банка с водой Вода превращается в лед при низких температурах. Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести. | Познакомить со свойствами воды. |
«Как из снега получить воду?» | Материал: снег, ведерки. | Формирование представлений о свойствах и особенностях снега; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления. |
Январь
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Изготовление цветных льдинок» | Материал: Вода, формочки для льда, гуашь. | Познакомить с одним из свойств воды. |
«Мороз и снег» | Материал: Кусочки льда, стаканчики. | Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. |
«Ветер» | Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. | Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. |
Февраль
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Надувание мыльных пузырей» | «Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. | Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды. |
«Пластмасса, ее качества и Свойства» | Материал: Пластмассовые стаканчики, вода, спички. | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость) |
«Бумага, ее качества и свойства» | Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит) |
«Плавает-тонет» | Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон. | Учить детей определять легкие и тяжелые предметы. |
Март
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Что в коробке» | Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). |
«Камушки – какие они?» | Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря. | Развитие восприятия, воображения; Развитие речи (обогащение словарного запаса); Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие логического мышления |
«Посадка лука» | Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений |
«Кораблики» | Материал: тазик, бумага. | Показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде. |
Апрель
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Игры с соломинкой» (Трубочка) | Материал: трубочки, стаканы с водой | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. |
«Здравствуй, солнечный зайчик» | Материал: зеркала | Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
«Сравнение песка и глины» | Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода. | Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
«Резина, её качества и свойства». | Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) |
Май
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Задачи |
«Почему песок хорошо сыплется?» | Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
«Летающие шарики» | Материал: воздушные шары (надуть и отпустить) | Помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит. |
«Чудесные фигурки» | Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце. | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки. |
«Волшебная водичка» | Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой. | Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды. |
Список использованной литературы:
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.
6. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
7.Дыбина О.В. Неизведанное рядом :Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .-М. :ТЦ Сфера, 2005.
8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»
Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в которых указано на необходимость « ...
Методическая разработка по ознакомлению с неживой природой детей в младшей группе
Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей с водой, камнями, песком....
Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»
Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»Задачи:познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепит...
Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе детей дошкольного возраста
Экспериментирование – это самый эффективный метод познания всех закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет огромный развивающий потенциал. Самое ...
Проект: «Ознакомление с неживой природой во второй младшей группе»
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...
Проект: «Ознакомление с неживой природой во второй младшей группе»
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...
Проект на тему: «Ознакомление с неживой природой детей младшего возраста"
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...