Мастер-класс «Использование дидактических игр на метеостанции для развития познавательного интереса
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Герасимова Ольга Алексеевна

Дидактические игры на метеостанции помогают дошколятам легче усваивать материал о природных явлениях и смене погоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_didigra.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование дидактических игр на метеостанции для развития познавательного интереса»

Воспитатель: Ольга Герасимова

Приветствую вас, дорогие коллеги!

Заинтересовавшись работой метеослужбы, совместно с детьми и родителями решили построить нашу метеостанцию в детском саду и наблюдать за изменениями температуры воздуха, направлением ветра и осадками.

Была подготовлена площадка – место для метеостанции. Родители изготовили метеобудку, экран для фиксации состояния погоды, дождемер, ветродув, флюгер, солнечные часы. Были приобретены компас и термометр.

Ребята с сентября ведут наблюдения за явлениями неживой природы, на специально организованном участке – метеостанции. Обобщают результаты своих наблюдений заполняют календарь природы и составляют прогноз погоды каждый день, используют при этом карточки – значки, собственного изготовления.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с подготовленным материалом для старших дошкольников, которые позволят успешно организовать познавательную деятельности на метеостанции.

Подобрана картотека дидактических игр, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности. Ориентированы на формирование умственных способностей: наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Подготовленные прогулки за явлениями в неживой природе. Позволят максимально полезно и интересно провести прогулку, необычно вести наблюдение. Прогулки отобраны и дополнены интересными играми, способствующими развитию любознательности. Формирующие основы экологических представлений у дошкольников, соответствующих возрасту. Направленные на воспитание бережного и заботливого отношения к природе.

Отобраны игры эксперименты в неживой природе, развивающие познавательный интерес. Данные игры позволят интересно и увлекательно проводить исследования на метеостанции.

Были подготовлены авторские загадки про явления неживой природы. Планируем создать сборник авторских загадок про погоду для детей.

Так же для закрепления знаний у дошкольников, разрабатываем дневник «Любознайка – Синоптик». Тетрадь будет хорошо проиллюстрирована, задания будут представлены в виде схем и подробного алгоритма к выполнению, будут содержать приложения. Подобранные задания в игровой форме позволят развивать интерес к дальнейшему изучению явлений неживой природы.

Дидактические игры для метеостанции

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

Игра «Расскажи без слов»

Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

Игра «Закончи предложение»

Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

Игра «Угадайте».

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы. Оборудование:

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.

Правила игры:

За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Игра «Что лишнее»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

Игра: «Что за чем?»

Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

Игра «Синоптики»

Цели: формировать представления о погодных изменениях в природе; учить детей обозначать знаками разные состояния погоды.

Ход игры:

I вариант: педагог предлагает ребятам карточки с изображением природных явлений (дождь, ветер, снег, солнце и т. д.). Задача детей подобрать картинку и верно ее расположить. За корректно выполненное задание ребята получают фишку. Тот, кто обладает большим количеством фишек становится главным синоптиком и составляет прогноз на день.

II вариант:

Педагог предлагает детям разбиться на подгруппы «Наблюдающие за ветром, «Наблюдающие за небом», «Наблюдающие за температурой воздуха», и т. п. Задача схематично изобразить наблюдаемое явление в неживой природе в данный момент времени. Далее картинки с наблюдениями вывешиваются на доске метеостанции. Путем жеребьевки определяется главный синоптик, объявляющий всем прогноз погоды.

Игра «Ведущий прогноза погоды»

Цель: учить детей определять текущую погоду, грамотно объявлять прогноз погоды, развивать связную речь.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: развивать логическое мышление, память, сообразительность, внимательность.

Ход игры:

Педагог подготавливает большие картины с различными явлениями природы. Изготавливает из этих картин паззлы.

Ребята делятся на две команды «Синоптики» и «Метеорологи». Задача детей пока не истекло время в песочных часах собрать одинаковые картинки. Побеждает команда, собравшая первой.

Педагог вывешивает на стену карту населенного пункта, рядом располагает картинки с изображением погоды на магнитах.

Путем жеребьевки определяется ведущий прогноза погоды. Он определяет текущую погоду в данном населенном пункте и отбирает подходящую карточку, прикрепляя к карте населенного пункта.

Педагог включает мобильный телефон и снимает короткий ролик, на котором ребенок объявляет прогноз погоды на этот день. Данный видео материал отправляется в группу детского сада с предупреждением об осадках или повышении/понижении температуры.

Игра «Куда указывает флюгер».

Цель: формировать умение составлять рассказ по картинке, развивать связную речь.

Ход игры:

Педагог изготавливает картинки с изображением различных явлений природы и флюгера в центре и вырезает различных персонажей.

Во время игры на основную картину педагог располагает персонажа и предлагает детям придумать историю.

Обладатель самой интересной истории получает звание «Сказочник». Далее сказочник перед тихим часом рассказывает детям историю, рассказ или сказку по желанию.

«Изобрази погоду»

Цель: Закреплять знания о неживой природе, развивать познавательный интерес.

Ход игры:

Ребята делятся на 2 группы. Педагог загадывает явление неживой природы (картинка или загадка). Одна группа детей изображает это явление, а другая отгадывает. Далее группы меняются местами.

Для вызывания большего интереса ребятам предлагается изобразить явления природы с помощью звуков и угадать их.

Загадки про явления природы

Белая вата

Летит куда-то.

Чем эта вата ниже,

Тем мокрый дождик ближе (Облако).

Дождь прошел и в землю врос

Разноцветный супер-мост.

Видно мастер смастерил

Мост огромный без перил (Радуга).

Вдруг настал переполох –

С неба падает горох.

Белый, круглый, но вода,

Если съешь, будет беда (Град).

Дым на город опустился,

Путник сразу заблудился.

А как дыма там не стало,

То дорогу видно стало (Туман).

Что за шум? Что за гром?

Вдруг намок огромный дом.

Ливень, молнии, раскаты,

Все мы прячемся куда-то (Гроза).

Утром бусы засверкали,

А в обед они пропали.

Хотим бусы глянуть днем,

Сколько ищем – не найдем (Роса).

Он спешит куда-то вечно,

Его жизнь вполне беспечна,

Любит в спину потолкать,

Так пытается играть (Ветер).

Он по улице идет,

В дом никак не попадет.

Все сидят и тихо ждут,

Пока тучи убегут (Дождь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство развития познавательного интереса у детей предшкольного возраста

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечени...

Мастер-класс по использованию дидактического пособия «Многофункциональная ширма-трансформер»

Многофункциональная напольная ширма  стала для нас настоящей находкой. Несмотря на свое довольно прозаичное название, ширма является очень интересным, и главное, многофункциональным предметом инт...

Использование макетов в уголке природы для развития познавательных интересов младших дошкольников

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, насколько интересен окружающий его мир, зависит то, какими знаниями он буд...

Индивидуальный план-дневник По самообразованию На 2021-2022 уч. г. Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.Развитие...

«использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста»

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий,...

Использование элементов ТРИЗ (признаки, анализаторы)для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Использование элементов ТРИЗ (признаки, анализаторы)для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...