«использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста»
консультация

Гарькина Светлана Викторовна

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология игры В.В.Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_voskobovicha.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

План по самообразованию  

«использование игр

В.В. Воскобовича  в развитии познавательных интересов способностей детей дошкольного возраста»

        

2022

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Актуальность

Сегодня воспитание детей в дошкольной организации основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками. Задача современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология игры В.В.Воскобовича.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.

Задачи

- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое;                                                                                                                  

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к объектам и явлениям окружающей действительности;                                                                                       - развитие воображения, креативного мышления;                                                              

   - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;                                                                                                                        

  - формирование базисных представлений, речевых умений;    

- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально- творческому развитию детей в игре.                                                                                    

 - построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;                                                                

 - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности,  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;                                                                - построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития;                                                                                                                                 - организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, фантазии и детского творчества.

 Игры полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста, а именно соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Обладая таким качеством как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, способствуют развитию у детей логического мышления, воображения, речи.

Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у детей общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность

Содержание работы

Теоретический этап.

- Подбор литературы по теме самообразования;

- Работа с личной библиотекой;

- Работа с интернетом;

- Знакомство и анализ документации;

- Изучение теории по теме: «Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала»;

- Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»;

- Планирование работы с детьми на новый учебный год;

Практический этап.

- Разработка комплексного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В.В.Воскобовича;

- Работа над развивающей математической средой группы;

- Оформление уголка группы;

- Изготовление пособий;

- Проведение родительского собрания в форме семинара-практикума, познакомить родителей с развивающими играми В.В.Воскобовича, рассказать о роли игр в обучении детей;

- Чтение математических сказок фиолетового леса;

- Проведение  практического семинара для педагогов на тему «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»;

- Проведение НОД с использованием игрового занимательного материала  (игры В.В.Воскобовича: "Чудо-крестики", "Прозрачный квадрат", "Квадрат Воскобовича 2х- цветный", «Волшебная восьмёрка», «Кораблик Брызг-Брызг» и т.д.);

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала;

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей;

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа. С этими персонажами дети встретятся в сказках-методиках к каждой игре. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов. Все игры технологии «Сказочные лабиринты» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них:

        Первый этап:

        Игры, которые из большого количества простых игровых заданий и упражнений. На этом этапе особую роль в организации игровой, познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подирает игровые задания в зависимости от возможности и интереса ребенка. Играет и занимается вместе с ними.

        Второй этап:

        На этом этапе дошкольники осваивают основные приемы, приобретают навыки конструирования. А затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности, как в самостоятельной, и в совместной  деятельности с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий сказочных сюжетов. Конструированию фигур, узоров, предметных форм.

        Третий этап:

        На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослого изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера. Поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения. Если игра нравится ребенку и служит материалом для проведения творчества, то ребенок может заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой постепенно, учитывая особенности восприятия материала, уровень их развития интерес и потребности.

Формы организации детской деятельности:

Логико-математические игры;

Интегрированные игровые задания;

Совместная игровая познавательная деятельность;

Самостоятельная игровая деятельность.

Принципы построения занятий                                                                                        

Системность;

Учет возрастных особенностей детей;

Дифференцированный подход;

Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала;

Поэтапное использование игр;

Гуманное сотрудничество педагога и детей;

Высокий уровень трудности

        

Сентябрь

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.  

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.

3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.

4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Октябрь

Выкладывание фигур по схемам.

Дид. игра «Сложи узор» («Соты» - головоломка, схемы)

Выкладывание из головоломок задуманных предметов.

Дид. игра «Найди о чем расскажу»

Чтение сказки «Малыш Гео»

Дид. игра «Паутинка Юка»

«Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по Ковровой полянке»

Ноябрь

Игра с двухцветным квадратом Воскобовича (по схемам).

Игра «Цветные дорожки» («Геоконт»; резинки)

Чтение сказки «Приключения квадрата» (двухцветный квадрат Воскобовича»)

Решение логических задач.

Игра «Лабиринты» («Геоконт»)

Чтение сказки Воскобовича «Малыш Гео...»

Декабрь

Игра «Составь фигуру» (по схемам «Геоконт»)

Дид. игра «Засели домики» (группировка деталей головоломок по цвету, форме, величине)

Игра «Волшебные веревочки» (на ковролине)

Решение логических задач («Геоконт»).

Игра «Найди ключи»

«Как Малыш Гео увидел волшебный цветок»

Январь

Игры головоломки (складывание по схемам, по замыслу).

 «Игровизор» «Цветные дорожки»

Игра «Каждому Гномику свой домик»

Игра «Разложи предметы» (закрепление знаний о свойствах предметов)

«Паутинки Юка» (разные квадраты на «Геоконте»)

Дидактическая игра «Корабль» (остров заколдованных камней) (схемы «Геоконт»)

«Как в Фиолетовом Лесу выпал снег»

Февраль

Игровые упражнения с палочками Кюизенера (по схемам и карточкам – таблицам)

Игры с головоломками (собирание из деталей заданных модулей) «Крестики», «Соты».

Игра «Придумай головоломку».

Сюжетно – ролевая игра «Город цветных чисел»

Река загадок (рисунки - загадочные изображения).

Чтение сказки «Нетающие льдинки».

Март

Игра «Разложи по порядку» (палочки Кюизенера).

Складывание прозрачного квадрата Воскобовича.

Сюжетно – ролевая игра «Волшебная страна» (придумывание новых загадок).

Словесное описание по схемам головоломок.

Как ворон Метр подарил улыбку жителям Фиолетового леса»

Апрель

Игра «Засели домики» (распределение фигур по заданным свойствам).

«Теплые и холодные цвета» - распределение карточек на ковролине (игровой комплекс «Ларчик»)

Игра «Цветная лесенка» («Геовизор»)

Игра «Кто где живет?» (с обручами) «Геовизор», «Ларчик».

«Новая жизнь старых вещей» (творческое мышление) – схемы, головоломки.

Май

Подготовка отчета по самообразованию.

Работа с родителями:

- Дать рекомендации родителям по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича в домашних условиях;

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;

- Индивидуальные беседы и консультации;

Литература по теме:

  1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Воскобович В.В. Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес».
  3. Воскобович  В.В.  Игровая  технология  интеллектуально  –  творческого  развития  детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
  4. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса».
  5. Левина. А. «Развиваем восприятие, воображение»
  6. Дьяченко О.М.. «Чего на свете не бывает» -  занимательные игры.
  7. "Развивающие игры В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание статьи раскрывает возможность использования информационных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста"

Данная разработка предлагает одну из форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельнос...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии....

Использование прогулки в целях развития движений детей дошкольного возраста

Положительное влияние прогулки на развитие двигательной активности дошкольников...

Использование компьютерных игр для развития детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении, рассмотрен один из вариантов в...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....