Конспект НОД "Почва. Состав почвы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_pochva.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Почва. Состав почвы»
Цель:
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о представителях почвенной фауне – подземных животных: дождевом черве, насекомых, кроте и др. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
Развивающие: развивать познавательный интерес; делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к исследованию состава почвы, бережное отношение к живой и неживой природе. Формировать умение работать в паре, вызвать желание помочь другим детям.
Материал:
ПК и презентация «Почва и ее обитатели»; пазл- подсказки; для опытов: почва, стаканы с водой, лупы, палочки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель надевает костюм лаборанта и выходит к детям.
- Ребята, дети подготовительной группы детского сада «Сказка» вместе с воспитателем написали нам письмо. (Читаю письмо: Здравствуйте, ребята группы «Непоседы». Мы хотим узнать что такое почва и из чего она состоит? Если вы что-то об этом знаете, напишите нам, пожалуйста.) Вы знаете ответ на эти вопросы? (Ответы детей). Я надела костюм лаборанта и собираюсь в научную лабораторию. Может мы сможем найти ответы на эти вопросы. Вы знаете что такое лаборатория и что там делают? (Ответы детей). А знаете ли вы правила, которые необходимо там соблюдать? Хотите отправиться вместе со мной? (дети надевают фартуки и одноразовые шапочки).
Презентация: 1слайд
-Давайте посмотрим на экран: что это?(ответы детей) Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Из горсточки семян вырастают огурцы и помидоры, морковь и свёкла, редис и укроп. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)
-Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
-Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. Под ногами у нас почва- это её правильное название.
-Почва- это верхний слой земли, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.
2 слайд -Посмотрите как растут растения. Что находится над поверхностью? А что в почве? Могут ли растения расти без почвы? (ответы детей). Она поит и кормит растения в теплое время года ( а напомните мне, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года когда вся природа расцветает(весна, лето).
3 слайд -Высоким и мощным деревьям требуется для роста много питательных веществ и воды. И все это они берут из почвы. Она их кормит.
4 слайд -Теплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары ( осень), наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют – почву )толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей)
-Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот. Они не могут друг без друга. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, также перегнивают мелкие насекомые, бактерии, грибы, которые живут в почве и образуют перегной.
-Что же вы узнали нового? Что входит в состав почвы? (ответы детей) (Дети получают первую картинку с изображением сухой листвы.)
-А из чего же еще состоит почва? Может быть рассмотрим ее под лупой?
(дети рассматривают и находят червяка)
-Ой, а кто это? А кто еще живет в земле (почве)? (Ответы детей).
Хотите еще узнать кто живет в почве? (Присаживаются на стулья)
Слайды
-Какой же следует вывод? Что еще входит в состав почвы? (ответы детей) В состав почвы входят мелкие насекомые, грибы и бактерии.
(Дети получают еще одну картинку с изображением.)
-Я вот думаю и не могу понять, как мелкие животные живут в почве? Чем же они там дышат? В почве есть воздух? (Ответы детей). А может мы проверим это на опыте.
Опыт «Есть ли в почве воздух?»
Возьмем банку с водой и бросим в него комочек почвы. Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (ответы детей)
Дети получают еще одну картинку с изображением воздуха.
- Какие вы молодцы. Мы уже узнали, что почва состоит из перегноя, воздуха.
-А вода содержится в почве? (Ответы детей)
Опыт «Есть ли вода в почве»
Проводим опыт.
-Как влага или вода попадает в почву? (ответы детей)
-Молодцы, ребята, мы узнали еще одну составляющую почвы- это вода. (Дети получают картинку с изображение воды.
- Скажите, а что будет если почву смешать с водой? (ответы детей)
Опыт «состав почвы»
Поместим почву в стакан с водой и перемешаем. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
-Какой мы можем сделать вывод? Из чего же еще состоит почва? (ответы детей)
Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину. (Дети получают две картинки: песок и глина)
Дети садятся на коврик.
-Молодцы, мы узнали все составляющие почвы. И теперь мы можем ответить на вопросы детей из детского сада «Сказка». Так что же такое почва? И из чего она состоит? Почва нужна или нет? Для кого она нужна? (ответы детей)
-А как вы думаете, почва нужна только растениям и подземным животным? (ответы детей)
-Конечно, почва нужна и человеку. На плодородной почве люди выращивают овощи, фрукты, зерновые культуры.
-А сейчас нам пора возвращаться в группу и запечатать в конверт сложенную картинку. (снимают фартуки)
-Какие вы молодцы, помогли другим ребята. Сейчас они тоже будут знать что такое почва и из чего она состоит. (Дети запечатывают собранные картинки в конверт).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Состав числа 5"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Состав числа 5"...
Презентация "Состав почвы"
Презентация для детей по ознакомлению с составом почвы, а так же ее обитателей...
Конспект занятия "Состав числа 3"
Конспект для старшей группы. Цель занятия: познакомить с образованием состава числа 3. Используется дидактический материал, игры на развитие у детей логического мышления....
Конспект ООД "Свойства почвы"
В ходе экспериментирования дети знакомятся со свойствами почвы...
Конспект занятия "Удивительная почва"
эксперименты...
Конспект занятия «Состав числа «7» из двух меньших чисел»
Тема: «Состав числа 7 из двух меньших чисел»Цель: познакомить с составом числа семь из двух меньших чисел.Задачи:1.Образовательные:- Познакомить с составом числа 7;- У...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Почва. Состав почвы»
laquo;Почва. Состав почвы» Цель:Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаи...